Навязывание услуг
Принуждение потребителя к заключению договора о покупке того или иного товара называется навязыванием услуг. В Гражданском кодексе и КоАП России за подобное нарушение предусмотрена ответственность в виде штрафных санкций. Но чтобы организацию привлекли по статье необходимо доказать факт принуждения и соблюсти порядок действий.
Содержание статьи
Нормативное регулирование
При навязывании товаров и услуг со стороны организации в отношении клиента действует ст. № 16 Закона о защите интересов покупателей. Главные положения нормативно-правового документа сводятся к следующим моментам:
- Продавец не вправе предъявлять дополнительные условия к покупке конкретной продукции или обслуживании в качестве приобретения ещё одного товара или сервиса.
- Запрещено в договоре прописывать положения, ущемляющие или нарушающие права потребителя.
- Компания, занимающаяся обслуживанием, не вправе предоставлять дополнительный сервис без письменного согласия клиента. При возникновении такой ситуации за потребителем оставляется право не оплачивать навязанный сервис или товар.
В случае, если из-за действий в рамках навязанного контракта гражданин понес убытки, организация обязана компенсировать затраты в 100% объеме.
На защиту интересов покупателей встает ст. № 14.8 КоАП России. В п. № 2 данного правового акта указано, что запрещено устанавливать в письменном контракте, условия и положения, нарушающие права клиентов. В ГК РФ навязывание услуги описано в статье № 426, которая указывает, что поставщик не может отказать гражданину в заключение публичного соглашения без веских оснований.
В отношении навязчивой рекламы и телефонного спама регулирование взаимоотношений обусловлено отдельным нормативным документом. ФЗ № 38 в ст. № 18 устанавливает обязанность коммерческой организации предлагать людям товары и сервис при наличии согласия.
Навязывание услуги по статье УК России не предусмотрено. Основным правовым актом выступает ЗОЗПП, который предусматривает признание такого договора неправомочным и обязывает поставщика компенсировать понесенные клиентом убытки.
Факторы, квалифицирующие навязывание
Навязывание услуг по Закону о защите прав потребителей — это принуждение гражданина скрепить устный или письменный контракт на покупку определенной продукции или обслуживания.
Невзирая на то, что в Гражданском кодексе предусмотрена свобода в подписании соглашений, существует запрет на обязательность дополнительной покупки. Тем не менее, люди часто сталкиваются с подобными обстоятельствами и по незнанию оформляют сделку на сопутствующие товары.
Под навязыванием дополнительных услуг подразумеваются следующие действия со стороны поставщика сервиса или коммерческой организации:
- Потребителю предлагаются преимущества покупки при условии заключения сделки на сопутствующую продукцию.
- Клиент лишается определенных привилегий в случае отказа от принятия другой услуги или товара.
- Отказ организации продать продукцию без оформления покупки на побочный сервис. Примечательно, что гражданам необходимо отличать навязываемое обслуживание от акционной номенклатуры.
- Если продавец выдвигает требование в использовании сервиса в будущем или покупки расходных материалов у ограниченного круга лиц.
- Если позиции предоставляются в комплексе, но по сути, не зависит друг от друга и могут предоставляться в отдельном порядке.
При оформлении денежного займа под навязыванием подразумевается заключение соглашения о страховании.
Примеры принуждения
Граждане могут сталкиваться с различными вариантами проявления недобросовестности от продавцов и поставщиков. Наиболее популярные заключаются в принуждении гражданина купить необязательное обслуживание в медицинской сфере, страховании и кредитовании.
К примеру, человек обратился в клинику для получения консультации. Доктор направляет пациента на прохождение дополнительной диагностики или назначает лекарства, которые никак не относятся к выявленному заболеванию. Однако подобные меры возможно понадобились для детального рассмотрения проблемы. Поэтому следует разграничивать обязательные процедуры от навязанных.
Получение займов
В финансовой сфере граждане также сталкиваются с навязыванием банком дополнительных услуг. Ярким примером является обязательное подписание страхового полиса на платной основе. При отказе потенциального клиента от дополнительного обслуживания, организация под разными предлогами не предоставляет заем.
В случае если договор между человеком и банком уже подписан и в него включена страховка, расторгнуть соглашение о полисе и вернуть часть средств можно в течение 10 рабочих дней.
Полис ОСАГО
При оформлении страхового полиса ОСАГО автовладельцы нередко попадают в ситуацию с принуждением заключить соглашение на дополнительные услуги. К подобному относится страхование здоровья и жизни, недвижимости и т. п. Как правило, человек не нуждается в таком пакете и отказывается. В связи с этим организация не выдает ОСАГО, апеллируя разными причинами.
В силу того, что ОСАГО является публичным договором и на основании статьи № 426 ГК России страховщик обязан заключить соглашение. Компания не вправе без уважительных обстоятельств отказывать автовладельцу.
Платные работы в сфере ЖКХ
Для установления факта принуждения в ЖКХ следует проанализировать договор управления МКД. При рассмотрении действий УК нужно принять во внимание полученные счета на оплату ЖКУ. На основании этих документов можно выявить список проведенных работ и внесение в них дополнительных условий. Например, вывоз мусора, как навязывание услуг.
Если УК, ТСЖ или ТСН добавляют в квитанцию платный сервис, ссылаясь на их обязательность, эксперты рекомендуют ознакомиться с ПП № 290 от 2013 года. В постановлении указаны все виды работ, которые можно включать в счета без согласования с собственниками МКД.
Акции
Акции, предлагаемые в магазине, могут быть выгодными для потребителя, однако бонусы и программы не всегда соответствуют действительности. К примеру, в торговой точке автомобильной продукции добавление в комплект номенклатурной позиции может иметь скидку. При этом отсутствует выбор в покупки отдельной продукции.
По телефону
Спам через телефон достаточно распространен и у многих граждан вызывает негатив. Назойливые сообщения и звонки, раздающиеся, в том числе и по ночам, создают немалый дискомфорт. При этом, отвечая на звонок, человек сталкивается с роботом, рекламирующим мероприятия или продукцию. Как правило, на получение такого оповещения гражданин не давал согласия.
В качестве антиспама от надоевших звонков и сообщений можно воспользоваться ст. № 18 ЗОЗПП. Если ситуация повторится, следует обратиться с жалобой в ФАС.
Мобильным оператором
Зачастую информация о подключении дополнительных опций поступает абонентам не сразу. Сведения о пунктах в подключенном тарифе можно узнать путем получения детализации счета или в мобильном приложении. По закону о защите прав потребителей — это навязывание услуг.
В ПП России № 328 от 25 мая 05 года установлено, что оператор мобильной связи не вправе включать в тарифную сетку или договор платные опции, если гражданин не ознакомился с ними.
Медицинская сфера
При обращении в поликлинику или другое муниципальное медицинское учреждение можно столкнуться с необходимостью оплаты диагностики и других процедуры. В программе ОМС заложено предоставление лечения при помощи отечественных препаратов. Соответственно, переход на зарубежные медикаменты осуществляется за счет пациента.
Тем не менее, подобные действия следует документировать в установленном порядке. Так, пациент предоставляет письменный отказ от лечения с помощью российских лекарств. Затем подписывается второй договор на получение платного медицинского обслуживания.
Ответственность и правовые последствия при навязывании услуг
По закону продавцам вменяется ответственность за навязывание по услугам и товарам, а также сервиса покупателям. Если гражданин понес финансовые расходы в связи с дополнительным обслуживанием, то поставщик обязан покрыть эти затраты в 100% объеме.
В статье № 16 ЗОЗПП и ст. № 14.8 КоАП России предусмотрены следующие санкции за административное нарушение:
- штраф юр. лицам вменяется в размере 10000-20000 руб. — ФЗ № 195;
- должностным лицам предусмотрен штраф в объеме 1000-2000 руб.;
- 100% компенсация понесенных убытков потребителем, если они связаны с заключенным договором, в котором установлены условия, нарушающие права гражданина — статья № 16 ЗОЗПП;
- произвести оплату 50% от суммы, установленной в исковом заявлении — ст. № 13 ЗПП;
- истец вправе требовать выплаты морального возмещения — статья № 15 настоящего Закона.
Порядок отказа
Чтобы отказаться от навязанных условий в договоре и вернуть уплаченные деньги нужно обратиться в первую очередь к организации. Согласно ст. № 32 Закона о защите интересов потребителей гражданин вправе получить средства и аннулировать такое соглашение в любое время. Ввиду этого коммерческие предприятия идут навстречу клиентам и добровольно удовлетворяют жалобу.
При обращении в судебные органы с заявлением следует предоставить доказательную базу досудебного урегулировании конфликта. Такой бумагой выступает претензия с отметками организации о приеме к рассмотрению, письменные ответ. Дополнительно можно привлекать показания свидетелей.
Как восстановить нарушенные права
При выявлении в договоре нарушений в виде навязывания услуги потребителю покупатель вправе аннулировать соглашение. Для этого следует обратиться к управляющему магазина с просьбой о расторжении контракта и компенсации уплаченных средств. Обращение должно происходить в письменном виде. Заявление составляется в двух экземплярах. При отказе покупатель вправе подать жалобу в следующие надзорные органы.
Роспотребнадзор
Допускается личное обращение в подразделение органа или через сайт ведомства. Эксперты рекомендуют приложить элементы доказательной базы:
- фото;
- видеоматериалы;
- показания очевидцев;
- ксерокопии квитанций и договора;
- другое.
После рассмотрения претензии и выявлении нарушения проводится проверка.
Федеральная антимонопольная служба
ФАС занимается рассмотрением жалоб на экономические нарушения со стороны продавцов.
Прокуратура
Если обстоятельства, указанные в заявлении, подтверждаются, сотрудники органа инициируют внеплановую проверку учреждения.
Судебные органы
В суд эксперты рекомендуют обращаться в случае несения существенных убытков в связи с нарушением действующего закона предприятием. В тексте искового заявления указывается следующая информация:
- название суда;
- Ф. И. О., контактные данные;
- описание сути нарушения с отсылкой на действующие законы;
- список требований;
- доказательства;
- дата, подпись.
Во избежание навязывания платных услуг следует внимательно читать контракт и задавать дополнительные вопросы. Эксперты также рекомендуют знакомиться со сносками в тексте договора и мелким шрифтом. При агрессивной политики компании лучше отказаться от заключения соглашения и обратиться в другое учреждение.