Навязывание услуг

Принуждение потребителя к заключению договора о покупке того или иного товара называется навязыванием услуг. В Гражданском кодексе и КоАП России за подобное нарушение предусмотрена ответственность в виде штрафных санкций. Но чтобы организацию привлекли по статье необходимо доказать факт принуждения и соблюсти порядок действий.

Нормативное регулирование

При навязывании товаров и услуг со стороны организации в отношении клиента действует ст. № 16 Закона о защите интересов покупателей. Главные положения нормативно-правового документа сводятся к следующим моментам:

  1. Продавец не вправе предъявлять дополнительные условия к покупке конкретной продукции или обслуживании в качестве приобретения ещё одного товара или сервиса.
  2. Запрещено в договоре прописывать положения, ущемляющие или нарушающие права потребителя.
  3. Компания, занимающаяся обслуживанием, не вправе предоставлять дополнительный сервис без письменного согласия клиента. При возникновении такой ситуации за потребителем оставляется право не оплачивать навязанный сервис или товар.

В случае, если из-за действий в рамках навязанного контракта гражданин понес убытки, организация обязана компенсировать затраты в 100% объеме.

На защиту интересов покупателей встает ст. № 14.8 КоАП России. В п. № 2 данного правового акта указано, что запрещено устанавливать в письменном контракте, условия и положения, нарушающие права клиентов. В ГК РФ навязывание услуги описано в статье № 426, которая указывает, что поставщик не может отказать гражданину в заключение публичного соглашения без веских оснований.

В отношении навязчивой рекламы и телефонного спама регулирование взаимоотношений обусловлено отдельным нормативным документом. ФЗ № 38 в ст. № 18 устанавливает обязанность коммерческой организации предлагать людям товары и сервис при наличии согласия.

Навязывание услуги по статье УК России не предусмотрено. Основным правовым актом выступает ЗОЗПП, который предусматривает признание такого договора неправомочным и обязывает поставщика компенсировать понесенные клиентом убытки.

Факторы, квалифицирующие навязывание

Навязывание услуг по Закону о защите прав потребителей — это принуждение гражданина скрепить устный или письменный контракт на покупку определенной продукции или обслуживания.

Невзирая на то, что в Гражданском кодексе предусмотрена свобода в подписании соглашений, существует запрет на обязательность дополнительной покупки. Тем не менее, люди часто сталкиваются с подобными обстоятельствами и по незнанию оформляют сделку на сопутствующие товары.

Под навязыванием дополнительных услуг подразумеваются следующие действия со стороны поставщика сервиса или коммерческой организации:

  1. Потребителю предлагаются преимущества покупки при условии заключения сделки на сопутствующую продукцию.
  2. Клиент лишается определенных привилегий в случае отказа от принятия другой услуги или товара.
  3. Отказ организации продать продукцию без оформления покупки на побочный сервис. Примечательно, что гражданам необходимо отличать навязываемое обслуживание от акционной номенклатуры.
  4. Если продавец выдвигает требование в использовании сервиса в будущем или покупки расходных материалов у ограниченного круга лиц.
  5. Если позиции предоставляются в комплексе, но по сути, не зависит друг от друга и могут предоставляться в отдельном порядке.
Читать так же:  Как написать жалобу на оператора и провайдера Мегафон?

При оформлении денежного займа под навязыванием подразумевается заключение соглашения о страховании.

Примеры принуждения

Граждане могут сталкиваться с различными вариантами проявления недобросовестности от продавцов и поставщиков. Наиболее популярные заключаются в принуждении гражданина купить необязательное обслуживание в медицинской сфере, страховании и кредитовании.

К примеру, человек обратился в клинику для получения консультации. Доктор направляет пациента на прохождение дополнительной диагностики или назначает лекарства, которые никак не относятся к выявленному заболеванию. Однако подобные меры возможно понадобились для детального рассмотрения проблемы. Поэтому следует разграничивать обязательные процедуры от навязанных.

Получение займов

В финансовой сфере граждане также сталкиваются с навязыванием банком дополнительных услуг. Ярким примером является обязательное подписание страхового полиса на платной основе. При отказе потенциального клиента от дополнительного обслуживания, организация под разными предлогами не предоставляет заем.

В случае если договор между человеком и банком уже подписан и в него включена страховка, расторгнуть соглашение о полисе и вернуть часть средств можно в течение 10 рабочих дней.

Полис ОСАГО

При оформлении страхового полиса ОСАГО автовладельцы нередко попадают в ситуацию с принуждением заключить соглашение на дополнительные услуги. К подобному относится страхование здоровья и жизни, недвижимости и т. п. Как правило, человек не нуждается в таком пакете и отказывается. В связи с этим организация не выдает ОСАГО, апеллируя разными причинами.

В силу того, что ОСАГО является публичным договором и на основании статьи № 426 ГК России страховщик обязан заключить соглашение. Компания не вправе без уважительных обстоятельств отказывать автовладельцу.

Платные работы в сфере ЖКХ

Для установления факта принуждения в ЖКХ следует проанализировать договор управления МКД. При рассмотрении действий УК нужно принять во внимание полученные счета на оплату ЖКУ. На основании этих документов можно выявить список проведенных работ и внесение в них дополнительных условий. Например, вывоз мусора, как навязывание услуг.

Если УК, ТСЖ или ТСН добавляют в квитанцию платный сервис, ссылаясь на их обязательность, эксперты рекомендуют ознакомиться с ПП № 290 от 2013 года. В постановлении указаны все виды работ, которые можно включать в счета без согласования с собственниками МКД.

Акции

Акции, предлагаемые в магазине, могут быть выгодными для потребителя, однако бонусы и программы не всегда соответствуют действительности. К примеру, в торговой точке автомобильной продукции добавление в комплект номенклатурной позиции может иметь скидку. При этом отсутствует выбор в покупки отдельной продукции.

По телефону

Спам через телефон достаточно распространен и у многих граждан вызывает негатив. Назойливые сообщения и звонки, раздающиеся, в том числе и по ночам, создают немалый дискомфорт. При этом, отвечая на звонок, человек сталкивается с роботом, рекламирующим мероприятия или продукцию. Как правило, на получение такого оповещения гражданин не давал согласия.

В качестве антиспама от надоевших звонков и сообщений можно воспользоваться ст. № 18 ЗОЗПП. Если ситуация повторится, следует обратиться с жалобой в ФАС.

Мобильным оператором

Зачастую информация о подключении дополнительных опций поступает абонентам не сразу. Сведения о пунктах в подключенном тарифе можно узнать путем получения детализации счета или в мобильном приложении. По закону о защите прав потребителей — это навязывание услуг.

Читать так же:  ​​Как написать жалобу на Ростелеком?

В ПП России № 328 от 25 мая 05 года установлено, что оператор мобильной связи не вправе включать в тарифную сетку или договор платные опции, если гражданин не ознакомился с ними.

Медицинская сфера

При обращении в поликлинику или другое муниципальное медицинское учреждение можно столкнуться с необходимостью оплаты диагностики и других процедуры. В программе ОМС заложено предоставление лечения при помощи отечественных препаратов. Соответственно, переход на зарубежные медикаменты осуществляется за счет пациента.

Тем не менее, подобные действия следует документировать в установленном порядке. Так, пациент предоставляет письменный отказ от лечения с помощью российских лекарств. Затем подписывается второй договор на получение платного медицинского обслуживания.

Ответственность и правовые последствия при навязывании услуг

По закону продавцам вменяется ответственность за навязывание по услугам и товарам, а также сервиса покупателям. Если гражданин понес финансовые расходы в связи с дополнительным обслуживанием, то поставщик обязан покрыть эти затраты в 100% объеме.

В статье № 16 ЗОЗПП и ст. № 14.8 КоАП России предусмотрены следующие санкции за административное нарушение:

  • штраф юр. лицам вменяется в размере 10000-20000 руб. — ФЗ № 195;
  • должностным лицам предусмотрен штраф в объеме 1000-2000 руб.;
  • 100% компенсация понесенных убытков потребителем, если они связаны с заключенным договором, в котором установлены условия, нарушающие права гражданина — статья № 16 ЗОЗПП;
  • произвести оплату 50% от суммы, установленной в исковом заявлении — ст. № 13 ЗПП;
  • истец вправе требовать выплаты морального возмещения — статья № 15 настоящего Закона.

Порядок отказа

Чтобы отказаться от навязанных условий в договоре и вернуть уплаченные деньги нужно обратиться в первую очередь к организации. Согласно ст. № 32 Закона о защите интересов потребителей гражданин вправе получить средства и аннулировать такое соглашение в любое время. Ввиду этого коммерческие предприятия идут навстречу клиентам и добровольно удовлетворяют жалобу.

При обращении в судебные органы с заявлением следует предоставить доказательную базу досудебного урегулировании конфликта. Такой бумагой выступает претензия с отметками организации о приеме к рассмотрению, письменные ответ. Дополнительно можно привлекать показания свидетелей.

Как восстановить нарушенные права

При выявлении в договоре нарушений в виде навязывания услуги потребителю покупатель вправе аннулировать соглашение. Для этого следует обратиться к управляющему магазина с просьбой о расторжении контракта и компенсации уплаченных средств. Обращение должно происходить в письменном виде. Заявление составляется в двух экземплярах. При отказе покупатель вправе подать жалобу в следующие надзорные органы.

Роспотребнадзор

Допускается личное обращение в подразделение органа или через сайт ведомства. Эксперты рекомендуют приложить элементы доказательной базы:

  • фото;
  • видеоматериалы;
  • показания очевидцев;
  • ксерокопии квитанций и договора;
  • другое.

После рассмотрения претензии и выявлении нарушения проводится проверка.

Федеральная антимонопольная служба

ФАС занимается рассмотрением жалоб на экономические нарушения со стороны продавцов.

Прокуратура

Если обстоятельства, указанные в заявлении, подтверждаются, сотрудники органа инициируют внеплановую проверку учреждения.

Судебные органы

В суд эксперты рекомендуют обращаться в случае несения существенных убытков в связи с нарушением действующего закона предприятием. В тексте искового заявления указывается следующая информация:

  • название суда;
  • Ф. И. О., контактные данные;
  • описание сути нарушения с отсылкой на действующие законы;
  • список требований;
  • доказательства;
  • дата, подпись.
Читать так же:  Незаконное отключение электроэнергии

Во избежание навязывания платных услуг следует внимательно читать контракт и задавать дополнительные вопросы. Эксперты также рекомендуют знакомиться со сносками в тексте договора и мелким шрифтом. При агрессивной политики компании лучше отказаться от заключения соглашения и обратиться в другое учреждение.

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-03
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-60-28
Россия (горячая линия):
+7 (800) 301-75-36
Получить консультацию