Закон об антикоррупционной экспертизе

В действующем законодательстве России существует несколько ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе». При этом за последние несколько лет на правительственном уровне ввели ряд обновлений положений в целях совершенствования системы и порядка выявления неправомочных деяний. Существующие и измененные нормы позволяют проводить проверку муниципальных организаций в установленном порядке с целью выявления махинаций.

Краткое содержание антикоррупционного законодательства РФ

В федеральных нормативно-правовых актах выделено четыре закона, регулирующих систему противостояния коррупции в органах государственной власти субъектов:

  • ФЗ № 172 об антикоррупционной экспертизе;
  • закон № 115 о финансировании террористических организаций и выявление схем по отмыванию денег;
  • проект № 273 об антикоррупционном законе разработан в целях противодействия неправомочных действий на государственном уровне;
  • нормативный документ № 329, включающий поправки для совершенствования существующей системы.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Федеральный закон РФ от 2 ноября 2011 года № 329-ФЗ » О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»

ФЗ № 172 об антикоррупционной экспертизе

В законе № 172 об антикоррупционной экспертизе был разработан и принят в целях осуществления надзора за утверждаемыми нормативно-правовыми актами и документами в муниципальных организациях. Документ позволил разработать мероприятия по защите интересов и свобод гражданского населения.

Краткое содержание законопроекта о противостоянии антикоррупционной деятельности:

  1. Статья 1 содержит целеполагания и план задач, которые регулирует данный документ. Дополнительно описаны контролирующие мероприятия;
  2. В статье 2 указан перечень главных положений и принципов антикоррупционной системы;
  3. Статья 3 содержит список ведомств и лиц, занимающих определенные должности, наделенные полномочиями проводить экспертную оценку. Дополнительно описывается функционал их деятельности;
  4. В ст. 4 перечислены требования, которые должен предъявлять прокурор к проверяемым органам;
  5. Ст. 5 содержит условия по установлению прокурорских решений, а также описаны схемы противодействия коррупции от граждан.

Основанным органом, наделенным полномочиями по контролю, является Прокуратура Российской Федерации.

За счет вступившего в силу документа на государственном уровне удалось усовершенствовать процедуру оформления и установления правовых документов в муниципальных организациях.

Читать так же:  Закон об охране атмосферного воздуха

ФЗ № 115 о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

В соответствии со статьей 3 ФЗ № 115 об антикоррупционном законе средства, полученные незаконными методом, а также движимое и недвижимое имущество, считаются неправомочными и подлежат изъятию. Отмывание прибыли, полученной за счет проведения незаконных сделок, также считается преступным деянием и подлежит соответствующему наказанию.

Финансирование террористической деятельности — это передача или сбор денег, а также оказание иных услуг в намеренной форме и с осознанием того факта, что они идут на потворство нарушению действующих положений УК России.

В целях противостоянию финансирования терроризма введены следующие мероприятия, направленные на борьбу:

  • проведение внутреннего надзора;
  • внешний контроль;
  • введение ограничений на передачу пользователям и другим сторонам об используемых мерах по противостоянию отмыванию прибыли, полученной незаконным методом.

ФЗ № 273 о методах противодействия коррупционным схемам и деяниям

В антикоррупционном законе № 273 в основном освящены параметры допустимых мероприятий по профилактическим работам в качестве предупреждения коррупционной деятельности. Кроме того, нормативно-правовой акт посвящен основным направлениям по повышению эффективности используемых инструментов.

К таким мерам относят:

  • создание среди населения нетерпимости к взяточничеству;
  • проведение экспертизы документов и проектов;
  • предъявление требований к лицам, занимающим определенные должности в гос. учреждениях;
  • формирование и совершенствование контролирующих институтов по противодействию коррупции.

В качестве совершенствования системы используются следующие инструменты и меры:

  • разработка и проведение единой схемы действий в отношении коррупции;
  • формирование инструментов и мероприятий по взаимодействию МВД и другими государственными учреждениями с общественными комиссиями и гражданским населением;
  • улучшение системы работы муниципальных организаций, создание общественного порядка по надзору за деятельностью этих органов;
  • проведение антикоррупционной экспертизы по проекту федерального закона на основании единого стандарта (подразумевается введение запрещающих мер, лимитов и ограничений для обеспечения профилактики коррупционных схем);
  • предоставление доступа населению к сведениям о деятельности фед. организаций, власти на любом уровне, в т. ч. местных муниципалитетов;
  • обеспечение и поддержка свободы слова и независимости СМИ;
  • соблюдение основополагающего принципа о независимости судебного аппарата, а также недопущение вмешательств в работу исполнительной власти;
  • обновление деятельности МВД и надзорных ведомств с целью повышения эффективности инструментов по противодействию коррупционных действий;
  • другое.

ФЗ № 329 об обновлении отдельных актов РФ в связи с совершенствованием системы по противодействию коррупции

Подзаконными документами в области противостояния коррупционным схемам являются Указы Президента России:

  1. 1066 от 21.09.09 — акт содержит положения о проведении проверки на подлинность и актуальность данных, предоставляемые лицом, выступающим претендентом на государственный пост. Аналогичные требования предъявляются к тем гражданам, которые уже трудятся в муниципальных органах;
  2. 821 от 1.07.10 — содержит перечень прав и обязанностей комиссий, сформированных для проведения надзора за соблюдением поведения работников и регулирование спорных ситуаций;
  3. 233 от 25.02.11 — разъясняет некоторые моменты в организации президиума Совета по антикоррупционной работе.
Читать так же:  Закон 68 РФ о защите населения

Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации»

Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»

Указ Президента РФ от 25.02.2011 N 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции»

Эксперты, проведя анализ всех действующих актов в России в отношении независимой антикоррупционной экспертизы, пришли к выводу: объектом такой работы являются почти все документы. Исключение — Конституция Российской Федерации и международные соглашения.

Радикальные изменения

Крайнее обновление закона об антикоррупционной экспертизе касается обновления правовых документов. Изменения коснулись следующих статей:

  1. Ст. 3 п. 3. Исключаются сведения о ТЗ при создании и принятии проекта. Данные уже являются неактуальными, поэтому утратили юридическую силу на момент обновления закона. В 2019 году концепция больше не фигурирует в документах;
  2. Ст. 5. Указывает на порядок проведения независимой оценки документов. Примечательно, что процедура осуществляется на платной основе. Полномочиями на проведение наделены юрлица и физлица. Заказ проверки проводится за счет личных денег;
  3. Ст. 5 п. 2. Содержит сведения об условиях и требованиях, предъявляемых к осуществлению аккредитации работников во время установления экспертной оценки. После завершения проверки служащий, который ей подвергается, должен получить на руки специальный документ. В бумаге прокурор уделяет внимание исправлению выявленных нарушений. Кроме того, в документе содержатся все нарушения, причины возникновения, а также период и методы их устранения.
К сведению: бумага, выданная прокурором, является рекомендацией, т. е. не имеет обязательного характера. Кроме того, все заключения прокурора подвергаются дополнительным проверкам от высших инстанций.

Дополнительные постановления Правительства РФ по предотвращению коррупции

Помимо федеральных антикоррупционных законов Правительством Российской Федерации было разработано и внедрено ПП № 29 21 января 2015 г. Документ содержит правила взаимодействия работодателя и служащего на основании трудового договора. Если в рамках 30 календарных дней осуществляются работы или услуги, оцениваемые свыше 100 тыс. руб. по контракту, заключенному с должностным государственным лицом, то составляется отдельное соглашение.

На заметку: статья 19.28 КоАП России предусматривает ответственность для юрлиц за получение незаконных средств от имени другой организации. Размер штрафа зависит от суммы средств, но не может быть меньше 1 млн рублей.

Основной целью приложения является то, что в течение 2 лет после снятия с поста или увольнения, государственный работник не имеет права разглашать коммерческую тайну.

Читать так же:  ФЗ о психиатрической помощи

Дополнительно введено ПП № 208 , регулирующее правила принятия на работу лиц на пост управляющего федеральным органом. Главным условием для трудоустройства является предоставление полных и актуальных сведение о получаемой прибыли, движимом и недвижимом имуществе, а также об обязательствах в отношении средств и имущества близких членов семьи.

Кроме того, принятое в 2014 году ПП № 10 сообщает, как отдельные категории государственных служащих должны принимать презенты при выполнении обязанностей. Постановление указывает на порядок сдачи и проведение оценки подарка, а также его выкупа. Примечательно, что законодательно разрешено принимать благодарности, оцениваемые не больше трех тысяч рублей.

Рассматривая принятые акты в отношении профилактики коррупционной деятельности, можно сделать вывод, что такие схемы поставлены на особый государственный контроль. Нарушителям правопорядка грозят не только административные санкции, но и привлечение к уголовной ответственности.

Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 N 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»

Статья 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»

Постановление Правительства РФ № 208 «Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей»

Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации»

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-80
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-65-94
Россия (горячая линия):
8 (800) 350-68-82
Получить консультацию