Закон об антикоррупционной экспертизе
В действующем законодательстве России существует несколько ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе». При этом за последние несколько лет на правительственном уровне ввели ряд обновлений положений в целях совершенствования системы и порядка выявления неправомочных деяний. Существующие и измененные нормы позволяют проводить проверку муниципальных организаций в установленном порядке с целью выявления махинаций.
Содержание статьи
- Краткое содержание антикоррупционного законодательства РФ
- ФЗ № 172 об антикоррупционной экспертизе
- ФЗ № 115 о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
- ФЗ № 273 о методах противодействия коррупционным схемам и деяниям
- ФЗ № 329 об обновлении отдельных актов РФ в связи с совершенствованием системы по противодействию коррупции
- Радикальные изменения
- Дополнительные постановления Правительства РФ по предотвращению коррупции
Краткое содержание антикоррупционного законодательства РФ
В федеральных нормативно-правовых актах выделено четыре закона, регулирующих систему противостояния коррупции в органах государственной власти субъектов:
- ФЗ № 172 об антикоррупционной экспертизе;
- закон № 115 о финансировании террористических организаций и выявление схем по отмыванию денег;
- проект № 273 об антикоррупционном законе разработан в целях противодействия неправомочных действий на государственном уровне;
- нормативный документ № 329, включающий поправки для совершенствования существующей системы.
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
ФЗ № 172 об антикоррупционной экспертизе
В законе № 172 об антикоррупционной экспертизе был разработан и принят в целях осуществления надзора за утверждаемыми нормативно-правовыми актами и документами в муниципальных организациях. Документ позволил разработать мероприятия по защите интересов и свобод гражданского населения.
Краткое содержание законопроекта о противостоянии антикоррупционной деятельности:
- Статья 1 содержит целеполагания и план задач, которые регулирует данный документ. Дополнительно описаны контролирующие мероприятия;
- В статье 2 указан перечень главных положений и принципов антикоррупционной системы;
- Статья 3 содержит список ведомств и лиц, занимающих определенные должности, наделенные полномочиями проводить экспертную оценку. Дополнительно описывается функционал их деятельности;
- В ст. 4 перечислены требования, которые должен предъявлять прокурор к проверяемым органам;
- Ст. 5 содержит условия по установлению прокурорских решений, а также описаны схемы противодействия коррупции от граждан.
Основанным органом, наделенным полномочиями по контролю, является Прокуратура Российской Федерации.
За счет вступившего в силу документа на государственном уровне удалось усовершенствовать процедуру оформления и установления правовых документов в муниципальных организациях.
ФЗ № 115 о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
В соответствии со статьей 3 ФЗ № 115 об антикоррупционном законе средства, полученные незаконными методом, а также движимое и недвижимое имущество, считаются неправомочными и подлежат изъятию. Отмывание прибыли, полученной за счет проведения незаконных сделок, также считается преступным деянием и подлежит соответствующему наказанию.
В целях противостоянию финансирования терроризма введены следующие мероприятия, направленные на борьбу:
- проведение внутреннего надзора;
- внешний контроль;
- введение ограничений на передачу пользователям и другим сторонам об используемых мерах по противостоянию отмыванию прибыли, полученной незаконным методом.
ФЗ № 273 о методах противодействия коррупционным схемам и деяниям
В антикоррупционном законе № 273 в основном освящены параметры допустимых мероприятий по профилактическим работам в качестве предупреждения коррупционной деятельности. Кроме того, нормативно-правовой акт посвящен основным направлениям по повышению эффективности используемых инструментов.
К таким мерам относят:
- создание среди населения нетерпимости к взяточничеству;
- проведение экспертизы документов и проектов;
- предъявление требований к лицам, занимающим определенные должности в гос. учреждениях;
- формирование и совершенствование контролирующих институтов по противодействию коррупции.
В качестве совершенствования системы используются следующие инструменты и меры:
- разработка и проведение единой схемы действий в отношении коррупции;
- формирование инструментов и мероприятий по взаимодействию МВД и другими государственными учреждениями с общественными комиссиями и гражданским населением;
- улучшение системы работы муниципальных организаций, создание общественного порядка по надзору за деятельностью этих органов;
- проведение антикоррупционной экспертизы по проекту федерального закона на основании единого стандарта (подразумевается введение запрещающих мер, лимитов и ограничений для обеспечения профилактики коррупционных схем);
- предоставление доступа населению к сведениям о деятельности фед. организаций, власти на любом уровне, в т. ч. местных муниципалитетов;
- обеспечение и поддержка свободы слова и независимости СМИ;
- соблюдение основополагающего принципа о независимости судебного аппарата, а также недопущение вмешательств в работу исполнительной власти;
- обновление деятельности МВД и надзорных ведомств с целью повышения эффективности инструментов по противодействию коррупционных действий;
- другое.
ФЗ № 329 об обновлении отдельных актов РФ в связи с совершенствованием системы по противодействию коррупции
Подзаконными документами в области противостояния коррупционным схемам являются Указы Президента России:
- № 1066 от 21.09.09 — акт содержит положения о проведении проверки на подлинность и актуальность данных, предоставляемые лицом, выступающим претендентом на государственный пост. Аналогичные требования предъявляются к тем гражданам, которые уже трудятся в муниципальных органах;
- № 821 от 1.07.10 — содержит перечень прав и обязанностей комиссий, сформированных для проведения надзора за соблюдением поведения работников и регулирование спорных ситуаций;
- № 233 от 25.02.11 — разъясняет некоторые моменты в организации президиума Совета по антикоррупционной работе.
Радикальные изменения
Крайнее обновление закона об антикоррупционной экспертизе касается обновления правовых документов. Изменения коснулись следующих статей:
- Ст. 3 п. 3. Исключаются сведения о ТЗ при создании и принятии проекта. Данные уже являются неактуальными, поэтому утратили юридическую силу на момент обновления закона. С 2019 года концепция больше не фигурирует в документах;
- Ст. 5. Указывает на порядок проведения независимой оценки документов. Примечательно, что процедура осуществляется на платной основе. Полномочиями на проведение наделены юрлица и физлица. Заказ проверки проводится за счет личных денег;
- Ст. 5 п. 2. Содержит сведения об условиях и требованиях, предъявляемых к осуществлению аккредитации работников во время установления экспертной оценки. После завершения проверки служащий, который ей подвергается, должен получить на руки специальный документ. В бумаге прокурор уделяет внимание исправлению выявленных нарушений. Кроме того, в документе содержатся все нарушения, причины возникновения, а также период и методы их устранения.
Дополнительные постановления Правительства РФ по предотвращению коррупции
Помимо федеральных антикоррупционных законов Правительством Российской Федерации было разработано и внедрено ПП № 29 21 января 2015 г. Документ содержит правила взаимодействия работодателя и служащего на основании трудового договора. Если в рамках 30 календарных дней осуществляются работы или услуги, оцениваемые свыше 100 тыс. руб. по контракту, заключенному с должностным государственным лицом, то составляется отдельное соглашение.
Основной целью приложения является то, что в течение 2 лет после снятия с поста или увольнения, государственный работник не имеет права разглашать коммерческую тайну.
Дополнительно введено ПП № 208 , регулирующее правила принятия на работу лиц на пост управляющего федеральным органом. Главным условием для трудоустройства является предоставление полных и актуальных сведение о получаемой прибыли, движимом и недвижимом имуществе, а также об обязательствах в отношении средств и имущества близких членов семьи.
Кроме того, принятое в 2014 году ПП № 10 сообщает, как отдельные категории государственных служащих должны принимать презенты при выполнении обязанностей. Постановление указывает на порядок сдачи и проведение оценки подарка, а также его выкупа. Примечательно, что законодательно разрешено принимать благодарности, оцениваемые не больше трех тысяч рублей.
Рассматривая принятые акты в отношении профилактики коррупционной деятельности, можно сделать вывод, что такие схемы поставлены на особый государственный контроль. Нарушителям правопорядка грозят не только административные санкции, но и привлечение к уголовной ответственности.