Закон о выборах в РФ
В России республиканская форма правления, следовательно, высшие органы власти избираются. РФ относится к смешанной республике, где большую роль играет и парламент, представленный Федеральным Собранием, и Президент. Основные положения, связанные с процедурой выборов, прописаны в Конституции, но более подробно раскрыты в ряде Федеральных Законов.
Содержание статьи
Нормативное регулирование выборов
Для нормативного подхода в законотворческом процессе характерно принятие акта уполномоченными лицами, а затем внесение в него корректировок. В связи с этим в России почти все законы стоит изучать с изменениями и дополнениями.
Когда происходит серьезное изменение в порядке или каком-либо процессе — принимается новый ФЗ, в котором используются положения предыдущего. На текущий момент в Российской Федерации выборы регулируются перечнем законодательных актов. Рассмотрим подробнее положения каждого из них.
19-ФЗ о выборах Президента РФ
Согласно данному нормативному акту, в России проходят демократические выборы, на которых избирается глава государства. У Президента перечень полномочий, прописанный в Конституции. Отметим, что основная задача человека, находящегося на должности — определение внутренней и внешней политики государства. Наряду с этим, он является верховным главнокомандующим и представителем страны на международной арене.
19-ФЗ был принят в 2003 году, рассмотрим основные положения документа по главам:
- Глава 1. Общие аспекты, связанные с проведением демократических выборов в России, а также принципы финансирования предвыборных кампаний;
- Глава 2. Формирование и деятельность избирательных комиссий, в том числе ЦИК. А также описывается роль и задачи иностранных наблюдателей;
- Глава 3. Организация избирательных участков, правила создания списков лиц, имеющих право голоса. Там же описана процедура организации голосования для россиян, находящихся за пределами страны;
- Глава 4. Принципы и возможности участия политических партий в выборах Президента;
- Глава 5. Процедура выдвижения кандидатов — самостоятельная или от политической партии. Отметим, что выдвиженцам от парламентских партий не требуется сбор голосов;
- Глава 6. Описание того, кого можно считать кандидатом, а также условия снятия человека с заявки;
- Глава 7. Порядок проведения агитационных мероприятий;
- Глава 8. Финансирование выборов, принципы отчетности;
- Глава 9. Описывает мероприятия, проводимые в день голосования, а также процедуру подсчета и определения итоговых результатов;
- Глава 10. Посвящена правилам и традициям вступления в должность нового Президента.
Две последние главы связаны с процедурой обжалования итогов голосования и подведением резюме по всем положениям ФЗ.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
67-ФЗ об избирательных правах
В нормативном акте указаны категории граждан, которые вправе избираться и быть избранными в высшие органы власти РФ. Право участия в голосовании есть у людей, соответствующих следующим критериями:
- дееспособны;
- старше восемнадцати лет;
- гражданство РФ.
Что касается права быть избранным, например, Президентом, то оно есть у граждан России старше тридцати пяти лет. К выдвижению не допускаются:
- Лица с двойным гражданством;
- Граждане, осужденные в прошлом за тяжкие преступления;
- Люди с непогашенной судимостью или занимающиеся общественными работами в связи с наложением административной санкции.
В 67-ФЗ уточнены принципы демократических выборов и сделан акцент на том, что никто и ничто не вправе оказывать влияние на волю человека.
20-ФЗ о выборах депутатов в Государственную Думу
В России помимо выборов Президента проходят и голосование за депутатов нижней палаты парламента. Принцип избрания базируется на партийных списках, то есть граждане голосуют за партию, а далее в соответствии с процентом набранных голосов распределяются места в Государственной Думе.
Структурно Федеральный закон № 20 выглядит так:
- глава 1 — общие положения;
- глава 2 — избирательные округа;
- глава 3 — избирательные комиссии;
- глава 4 — наблюдатели из других стран;
- глава 5 — политические партии;
- глава 6 — выдвижение кандидатов;
- глава 7 — статус кандидатов;
- глава 8 — информирование население и агитационная программа;
- глава 9 — финансирование;
- глава 10 — голосование;
- глава 11 — подведение итогов.
Как видно, по структуре и содержанию 20-ФЗ схож с 19-ФЗ, связанным с выборами Президента. Наибольшая разница — принцип и порядок выдвижения кандидатов.
131-ФЗ о местном самоуправлении
В 131-ФЗ описаны принципы самоуправления в Российской Федерации, а также правила формирования местных органов власти. В первой главе описаны понятия, термины и полномочия муниципалитетов.
Вторая и третья главы посвящены спектру вопросов, которыми занимается местное самоуправление и в соответствии с какими принципами осуществляется управление.
Особого внимания заслуживает одиннадцатая глава, в которой описаны особенности формирования местных органов в разных субъектах России, а также в особых местах и зонах, например, в наукоградах, в «Сколково» или в свободном порту г. Владивостока.
5-ФКЗ о референдуме
Федеральный конституционный закон о референдуме был принят в 2004 году, он описывает основные принципы и правила проведения всеобщего голосования в РФ. К ключевым принципам референдума относятся:
- равенство голосующих;
- свободное участие;
- прямое изъявление воли.
Все граждане России вправе принять участие в референдуме. Голос каждого равен одному, независимо от расы, полы, религии или социального статуса.
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»
Муниципальные выборы
23 статья 131-ФЗ посвящена понятию муниципальных выборов. В законе уточнено, что федеральный орган власти устанавливает не только гарантию проведения выборов, но и ряд других важных аспектов:
- Порядок проведения голосования и назначения кандидатов;
- Выбор и определение избирательной системы;
- Условия попадания в списки избираемых и избирателей.
Сроки проведения выборов назначаются органом, уполномоченным на это в соответствии с муниципальным уставом.
В муниципальных выборах вправе принимать участие граждане РФ, достигшие совершеннолетия. Они могут не только избирать, но и быть избранными. Отметим, что стать главой органа местного самоуправления вправе россиянин достигший двадцати одного года.
Изменения в федеральных законах о выборах
Серьезные корректировки коснулись 67-ФЗ в 2017 году. Статья 33 нормативного акта была дополнена правилами привлечения и использования иностранных финансовых ресурсов при проведении агитации.
В этот же закон была внесена корректировка, связанная с избирательными участками — решение о месторасположении должно быть принято не позднее, чем за семьдесят дней до выборов.
В 2017 году было принято два Федеральных Закона (103 и 104), отражающие изменения в избирательном процессе. К базовым корректировкам относятся:
- Механизм голосования по месту пребывания. Если гражданин в день выборов не находится по месту прописки, то он вправе зарегистрироваться на иной участок. Нововведение упразднило открепительные талоны и досрочное голосование;
- Избирательные участки, сформированные сроком на пять лет, будут считаться безвременными, то есть существовать бессрочно;
- Корректировка подписных листов, в которых сократилась графа, связанная с адресом прописки.
Ужесточились и меры наказания за нарушение процедуры выборов, например, за повторное голосование, предумышленную подачу фальшивых бланков и так далее.
В России, как в демократической стране с республиканской формой правления, на регулярной основе проходят выборы в высшие органы власти. Базовые принципы назначения и проведения выборов прописаны в Конституции, а подробно разъяснены в Федеральных Законах. Базовым документом, регулирующим проведение выборов Президента, является 19-ФЗ.