ФЗ 131 о местном самоуправлении

Одной из форм власти, регламентированной конституцией, является местное самоуправление. Далее, в статье расскажем каким законом регулируется деятельность этого самостоятельного уровня власти, что из себя представляет ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления», какие вопросы решаются и какие полномочия даны органам на местах.

Что из себя представляет закон

Актом, который лёг в основу регулирования деятельности органов местного самоуправления являлся ФЗ от 28.08.1995.

Издание подобного акта позволило создать систему управления на местах на всей территории РФ, а также выявить следующие проблемы при реализации вышеназванного акта:

  • нечеткость и неорганизованность системы;
  • неорганизованность полномочий органов;
  • неопределённость муниципальных территорий;
  • неясность порядка создания и учреждения органов самоуправления;
  • несоответствие существующих ресурсов объёму поставленных и решаемых задач;
  • удалённость управлений от самой территории и проживающего там населения;
  • неясность при взаимодействии иных государственных (контролирующих органов) с управлениями на местах.

Все перечисленные проблемы послужили поводом для создания ФЗ 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». Указанный закон был принят 6 октября 2003 года, первоначальная редакция которого была напечатана сразу в нескольких изданиях.

Однако, несмотря на всестороннее изучение и исследование материалов, при написании закона создать всеобъемлющий нормативный акт, без внесения в него постоянных соответствующих поправок в него, не удалось.

Общее количество редакций, которые претерпел ФЗ-131, на май 2019 года уже перевалило за 100. Последняя редакция начала своё действие 1 мая 2019 года на основании изданного ФЗ от 01.05.2019 № 87-ФЗ.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Краткое содержание

Итак, как уже говорилось выше, 131-ФЗ «О местном самоуправлении» закрепляет основы построения власти на определённой территории, порядок участия населения в управлении, а также полномочия таковых органов. Согласно названного акта, муниципальным образованием является определённая территория управление которой осуществляется народом, проживающим на её территории при помощи местной власти. Формирование этой власти происходит в соответствии с обычаями такого народа.

Признаки муниципального образования

На территории РФ существует несколько видов населённых пунктов состав, размер и границы которых определяются соответствующим нормативным актом.

131-ФЗ регулирует следующие вопросы об органах местного самоуправления:

  1. Характеристики, виды и официальные названия муниципальных образований, находящихся на территории РФ.
  2. Список полномочий.
  3. Создание органов управления на местах.
  4. Экономические основы деятельности подобных органов.
  5. Порядок и основные правила составления муниципальных актов.

Краткое содержание закона 131-ФЗ о местном самоуправлении

12 глав, содержание которых делится на следующие:

  • 1 — об общих положениях;
  • 2 — о принципах организации самоуправления;
  • 3 — вопросы, которые нужно решать на местном уровне;
  • 4 — список иных компетенций, которыми наделены органы;
  • 5 — как население может участвовать в управлении;
  • 6 — перечень должностных лиц и список таковых органов;
  • 7 — акты, которые могут издавать муниципальные власти;
  • 8 — экономические начала;
  • 9 — порядок работы между органами;
  • 10 — ответственность органов на местах и контроль за их деятельностью;
  • 11 — особенности организации местной власти;
  • 12 — переходные положения.
Читать так же:  Увольнение в 2019 году согласно закона

Основные положения ФЗ

Действующим федеральным законом о местном самоуправлении 131-ФЗ закреплён целый список полномочий, которыми обладают муниципалитеты:

  1. Принятие и проведение различных программ, направленных на улучшение качества жизни в собственном округе.
  2. Принятие собственного устава и конституции, а также реализация их положений.
  3. Создание и финансирование различных финансовых организаций.
  4. Утверждение тарифов на услуги, которые оказывают муниципальные предприятия.
  5. Работа на выборах.
    Пример структуры администрации муниципального образования

131-ФЗ об органах местного самоуправления определяет территориальное деление, границы земель в них входящих, а также порядок изменения площади всего образования. Так, ст. 2 вышеназванного закона содержит в себе целый ряд видов поселений:

  1. Сельское поселение представляет собой объединение нескольких населённых пунктов (деревня, поселок, село и пр.), в котором управление осуществляется населением либо через выборные органы.
  2. Городское поселение представляет собой город, способ управления в котором такой же, как и в сельском поселении.

При этом муниципальный район представляет собой совокупность городских и сельских поселений, а также территорий и земель вокруг них. При этом следует знать, что у каждого поселения есть свои органы власти, а в компетенцию муниципального района входит регулирование взаимодействия между ними.

Муниципальным округом является объединение нескольких населённых пунктов, которые не относятся к муниципальным образованиям. К городскому округу принято относить территорию одного либо нескольких населённых пунктов.

Также существует ещё такое понятие, как городской округ с внутригородским делением, то есть районы и муниципальные образования, которые располагаются внутри городского округа. В качестве примера можно привести город Челябинск.
Муниципальное образование как система

Вопросы, отнесенные к ведению

Местное самоуправление, согласно действующего ФЗ-131 уполномочивает местные органы на осуществление целого ряда функций и решение определённых вопросов. Перечень названных вопросов условно можно отнести к вопросам, которые возникают в процессе существования всего населённого пункта. Так, муниципальные образования могут самостоятельно осуществлять деятельность по управлению собственностью, бюджетом, общественной безопасностью, налогами.

Полномочия сельских и городских поселений можно назвать следующие:

  1. Ведение, составление и планирование бюджета.
  2. Работа с налогами, а именно их установление, изменение и отмена.
  3. Распоряжение собственным имуществом.
  4. Организация работ по оказанию коммунальных услуг в пределах предоставленных полномочий.
  5. Организация и проведение работ на дорогах местного назначения.
  6. Работа с социально незащищёнными слоями населения, а также в малоимущими.
  7. Регулирование деятельности транспорта и создание собственной транспортной инфраструктуры.
  8. Участие в мероприятиях, направленных на профилактику терроризма либо ликвидацию наступивших последствий.
  9. Участие и ликвидация последствий чрезвычайных происшествий.
  10. Работы по проведению и соблюдению пожарной безопасности.
  11. Создание и формирование социально значимых, культурных и спортивных объектов, а также библиотечных и архивных фондов.
  12. Разработка правил застраивания и утверждение землепользования.
  13. Присвоение адресов объектам.
  14. Осуществление контроля за использованием земель, а именно за использованием земли по назначению, соблюдением сроков использования, реализацией договоров на землю, сбор всей необходимой информации.
  15. Содержание кладбищ.
  16. Работы по благоустройству, к которым можно отнести действия по облагораживанию существующих объектов и земель, строительству и ремонту существующих объектов, созданию комфортных условий проживания и эстетического оформления.
  17. Организация мероприятий, направленных на безопасность проживающего населения.
  18. Содействие в развитие малого бизнеса и предпринимательства на территории муниципального объединения.
  19. Осуществление контроля в лесных территориях.
  20. Проведение работ с молодёжью.
  21. Иные вопросы, которые перечислены в ст. 14 вышеназванного закона.
Читать так же:  Закон 16 о транспортной безопасности

Публичные слушания и нововведения 2019 года

Ст. 28 ФЗ 131-ФЗ фиксирует ещё одну особенность органов местного самоуправления: проведение общественных слушаний, основной целью которых является рассмотрение и утверждение правовых актов, имеющих значение для муниципалитета.

При этом вопросы, которые могут рассматриваться публично могут быть следующие:

  1. Рассмотрение проекта устава муниципалитета.
  2. Анализ проекта бюджета и отчёта об его исполнении.
  3. Рассмотрение вопроса о преобразовании муниципалитета.

Последние изменения, которые коснулись вышеупомянутого ФЗ были введены в действие 01.05.2019:

  1. Изменено понятие городского округа — территория и поселения, находящиеся в одной местности, но не признанные муниципальными округами.
  2. Введено понятие административного центра городского округа — место, где расположена Администрация округа.

Вопрос укрупнения муниципальных образований имеет в себе как положительную, так и отрицательную стороны. Положительная заключается в объединении не только территорий, но и доходов, бюджетов. А вот отрицательная состоит в том, что вышеназванные действия могут привести к повышению тарифов, а также к замедлению решению целого ряда вопросов по причине удаленности центра.

Деятельность органов местного самоуправления чётко регулируется нормами действующего законодательства, в основе которого лежит федеральный закон от 2003 года.

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-80
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-65-94
Россия (горячая линия):
8 (800) 350-68-82
Получить консультацию