Федеральный закон об охране озера Байкал

Уникальные природные объекты, представляющие научную ценность, в обязательном порядке защищаются государством. В ФЗ № 94 рассматривается особенности охраны озера Байкал. С 1996 года оно внесено в список Всемирного Наследия.

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»

Описание федерального закона № 94

Органы государственной власти разработали документ, отвечающий за природную неприкосновенность данной зоны, — ФЗ № 94 «Об охране озера Байкал», вступившего в силу с 01.05.1999.

В законопроекте определена территория, подлежащая охране: на ней запрещена покупка и продажа участков земли, осуществляется контроль за состоянием озера. Рассмотрены в документе аспекты организации туристической деятельности, определены границы пределов воздействия вредных факторов на экосистему.

Основные положения

В первой главе закона об охране озера Байкал содержатся 3 статьи, описывающие его основные положения:

  • правовое регулирование охранной деятельности, включающее в себя источники контроля (нормативный правовой акт и ФЗ РФ) и приоритет правил и ограничений;
  • экологическое зонирование: в статье указаны граница территории, выделены зоны (центральная, атмосферного влияния и буферная). Порядок деления на зоны установлен Правительством РФ;
  • территориальные границы, водоохранные и рыбоохранные зоны, которые контролируются органами власти — Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальский край. В их обязанности входит информирование населения о границах территории и обеспечение ее охраны.
До 01.01.2005 в 1 главе закона «Об охране Байкала» присутствовала статья 4, которая была отменена.

Допустимая норма вредных воздействий на среду Байкала

Так как основная задача закона — это сохранение территории в первоначальном виде, то в главе 3, включающей в себя статьи 13 и 14, рассмотрены нормы по вредным воздействиям на озеро Байкал.

В статье 13 содержится информация об установлении нормативов, ограничивающих воздействие на экосистему: описаны инстанции, решающие организационные вопросы, следящие за исполнением закона.

Важно!  Нормативы по допустимым вредным воздействиям на среду и методы их утверждения могут совершенствоваться на основе научных исследований.

В обязанности органов исполнительной власти входит разработка и утверждение перечня веществ, способных нарушить экологическую обстановку на охраняемой территории. Их классифицируют на следующие категории:

  • умеренно опасные;
  • опасные;
  • высоко опасные;
  • особо опасные.

Нормативы по охране разрабатываются с учетом класса веществ и степени их влияния на экологическую среду озера, описаны в статье 14.

Согласно 1 пункту, по результатам научных исследований должен быть установлен максимально допустимый объем выброса ядовитых веществ, а также методы утилизации и размещения отходов.

Важно! Отходы 1-3 класса запрещено размещать в центральной экологической зоне.

Во 2 пункте статьи 14 описаны максимально разрешенные объемы выброса опасных и высоко опасных веществ на охраняемой местности. Их количество не должно превышать границы объема при изъятии водных ресурсов с объектов. Общая концентрация веществ согласно требованиям, не превышает нормативов, разработанных для каждой экологической зоны.

Читать так же:  Возраст сексуального согласия закон, какой возраст и что нужно знать

Текст закона

Программа по охране озера Байкал предусматривает ограничение любых видов деятельности, способных нарушить экологическую обстановку на территории: химическое загрязнение отходами или вредными веществами, физическое изменение температурных режимов воды или стоков в озеро. Не допускается загрязнение Байкала путем разведения биологических объектов, не принадлежащих экологической системе данной территории.

Все животные и растения, проживающие на охраняемой территории, подлежат охране. Органы исполнительной власти контролируют объем и правила добычи и охоты, устанавливают сроки их проведения. Подлежит контролю и оружие, использующееся охотниками. Исключен отлов животных и сбор растений, занесенных в Красную книгу.

Рубка и изъятие лесного фонда на территории запрещена. Исключением являются выборочные санитарные рубки, организованные органами власти.

Важно! Лица, нарушившие ФЗ № 94 об охране озера Байкал, подлежат к административной, гражданской или уголовной ответственности, согласно законодательству РФ.

При обнаружении на природной территории хозяйственных объектов, признанных экологически опасными, проводится их ликвидация или перепрофилирование в соответствии с порядком, утвержденном законодательством Российской Федерации.

Финансирование законопроекта происходит за счет федерального бюджета или других источников, установленных законодательством субъектов РФ.

Последние изменения, внесенные в закон об охране Байкала

Редакция законопроекта проводилась 28.12.2013. В результате работы были внесены следующие изменения:

  • название и содержание 3 статьи было дополнено информацией о границах водоохранной и рыбоохранной зон;
  • дополнен 2 пункт статьи 11, содержащий информацию о запрете перевода земель лесного фонда из центральной зоны в другие категории. В результате изменений было сделано исключение для территорий, находящихся под особой охраной.
  • в 1 части 14 статьи указываются объемы выбрасываемых веществ. После редакции внесен запрет на размещение в центрального экологической зоне отходов, относящихся в 1–3 классу опасности;

В старой редакции статья 17 содержала описание процесса и особенности экологической паспортизации хозяйственных объектов на охраняемой территории. Изменения от 2013 года — это смена предмета рассмотрения. Им стал государственный учет объектов, способных негативно влиять на окружающую среду Байкала.

Заключение

Федеральный закон позволяет сохранить первоначальный вид территории и ее экологическую среду. За его нарушение лицо привлекается к ответственности согласно преступлению.

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-03
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-60-28
Россия (горячая линия):
+7 (800) 301-75-36
Получить консультацию