Закон об охране озера Байкал

Одним из наиболее популярных природных памятников России считается Байкал. Озеро является одним из крупнейших естественных резервуаров с пресной водой. Больше 20 лет назад водоем включили в список Всемирного Наследия. Для сохранения уникальной экосистемы был принят закон об охране озера Байкал, в 2018 году действующий в обновленной редакции.

Федеральный закон «Об охране озера Байкал»: официальный текст

Действующий ФЗ 94 вступил в силу в 1999 году. С тех пор его редакция периодически менялась, дополнялась некоторыми положениями. Сегодня законопроект устанавливает зонирование природной территории, к которой относится водоем. Также регламентированы зоны, которые следует охранять, надзор за уровнем воды в Байкале, организация туристических маршрутов, стандарты возможного воздействия на экосистему.

Последние изменения в официальный текст закона внесли в 2014 году.

Главные положения законопроекта

Действующий документ насчитывает 4 главы, включающие 26 статей. Они разделены на следующие блоки:

  • определены основные положения и термины законодательного акта;
  • установлен режим охраны Байкальской природной территории;
  • регламентированы нормы предельно допустимых вредных воздействий на экологическую систему;
  • сформулированы правила государственного регулирования охранных мероприятий.

В первой главе описаны несколько разделов:

  • юридические основания для проведения охранных мероприятий. Они опираются на законодательные акты, действующие на территории России. Приоритет отдается стандартам, предусмотренным в международных договорах;
  • предусмотрено разделение территории Байкала на несколько экологических зон (центральная, буферная, зона атмосферного влияния). Также определены границы Байкальской природной территории и порядок зонирования;
  • третий раздел содержит сведения о том, где заканчивается природная, водоохранная и рыбоохранная зоны. Нормы устанавливает федеральное правительство и органы государственной власти на территории субъектов. Ответственные ведомства обязаны оповещать местных жителей о том, где заканчиваются разные зоны. Также они должны контролировать проведение охранных мероприятий.

Четвертая статья, в которой регламентировались договоры о разграничении, утратила силу после очередных поправок, принятых депутатами в 2005 году.

Разрешенное воздействие на экологическую среду озера

Ученые всерьез обеспокоены влиянием, которое оказывает загрязнение окружающей среды на территорию Байкала. Природный памятник не только представляет интерес для науки, но и является национальным достоянием. Поэтому охране заповедной территории уделяется большое внимание.

В первую очередь закон определяет предельно допустимые нормы вредного воздействия на озеро и на байкальскую экологическую систему. Информация представлена в третьей главе, состоящей из 2 статей.

Читать так же:  Меры поддержки многодетных семей в 2018 году

Статья № 13

В 13 статье содержатся сведения о процедуре установления стандартов для разрешенного воздействия на экосистему озера. Согласно действующему законодательству, полномочия по контролю за нормативами возложены на федеральные органы исполнительной власти. Надзор должны осуществлять за всеми негативными воздействиями, которые могут оказать влияние на природу Байкала. Все вещества, которые попадают в атмосферу, почву или воду, классифицируются в зависимости от степени опасности:

  • умеренно опасные;
  • опасные;
  • высокоопасные;
  • особо опасные.

Статья № 14

В следующей статье регламентирован максимально допустимый объем вредных компонентов, которые могут быть выброшены на территорию озера. Некоторые вещества вообще запрещено утилизировать в зонах, расположенных рядом с природным объектом.

В подпунктах статьи содержится следующая информация:

  • все максимально допустимые объемы загрязняющих веществ, попадающих в экологическую систему, определяются в зависимости от результатов исследований ученых, которые должны проводиться каждый год. В центральной зоне нельзя утилизировать отходы, относящиеся к 1 – 3 классу опасности;
  • установлены разрешенные объемы выбросов опасных веществ. Они не должны быть выше при заборе водных проб. Кроме того, регламентировано, что концентрация любых вредных компонентов должна находиться в рамках предусмотренных для разных зон нормативов.

Последняя редакция федерального законопроекта

Последние изменения в действующем законе относятся к 2013 и 2014 г. Поправки коснулись следующих положений правового акта:

  • видоизменили название и дополнили текст 3 статьи. Ранее в ней приводилось только определение Байкальской природоохранной территории, но внесенные правки добавили в текст информацию о границах водоохранной и рыбоохранной зон;
  • в первой части 11 статьи появилась новая формулировка. Подпункт гласил, что перевод земель лесного фонда, относящихся к центральной зоне, в любые иные категории запрещен. Согласно внесенным изменениям, появилось исключение, которое касается перевода в особо охраняемую территорию;
  • в первом разделе 1 статьи установлены лимиты на выброс вредных веществ. В последней редакции закона в пункт внесли запрет на хранение на территории центральной зоны отходов 1 – 3 классов опасности;
  • новую формулировку получила 17 статья документа. Ранее она регламентировала процедуру получения экологического паспорта для хозяйствующих объектов, действующих на территории экосистемы. После внесенных правок предметом рассмотрения статьи стал государственный учет объектов, потенциально опасных для окружающей среды Байкальской природоохранной территории.

Скачать официальный текст закона

В законопроект об охране озера Байкал изменения вносили более 10 раз. Действующая редакция документа будет интересна гражданам, изучающим правовые основы охраны памятника природы. Предлагаем скачать закон «Об охране озера Байкал» по следующей ссылке. В тексте представлена информация с последними правками, одобренными депутатами Госдумы несколько лет назад.

Читать так же:  Возврат билетов по закону

Главной целью законодательного акта является сохранение уникальной экологической системы Байкала. Действующий законопроект регламентирует пределы допустимого негативного влияния на природную территорию и устанавливает полномочия органов власти по охране озера.