Закон о животном мире
Животный мир — важнейший элемент природной среды Земли, являющийся неотъемлемой составляющей биологической и экологической систем, а также биосферы планеты.
Несмотря на то что данный ресурс является возобновляемым и используемым для удовлетворения материальных, бытовых и духовных нужд населения страны, государство уделяет большое внимание нормативному регулированию вопроса, связанного с животным миром и реализации мероприятий, направленных на его охрану.
Содержание статьи
Общие положения закона о животном мире
Федеральный закон № 52 «О животном мире» вступил в силу 24.04.1995.
Закон представлен 61 статьей в 10 главах, регулирующих следующие вопросы:
- № 1 — регламентирует цели и задачи нормативного документа, правовую базу, а также права и обязанности субъектов правоотношений в сфере охраны животного мира;
- № 2 — определяет особенности государственного регулирования в сфере защиты и использования объектов фауны;
- № 3 — регламентирует порядок проведения мероприятий, направленных на охрану животного мира и среды обитания его представителей;
- № 4 — содержит положения, касающиеся прав и статуса лиц, уполномоченных на выполнение охранных функций фауны;
- № 5 — устанавливает регламент и ограничения использования ресурсов животного мира;
- № 6 — регламентирует традиционные методы охраны и использования объектов животного мира;
- № 7 — регулирует экономические аспекты охраны и использования объектов животного мира;
- № 8 — посвящена ответственности за нарушения положений действующего законодательства в сфере охраны и пользования объектами животного мира;
- № 9 — регламентирует порядок применения международных норм;
- № 10 — заключительные положения, а также порядок вступления Закона в силу.
Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире»
Некоторые важные положения Федерального закона «О животном мире»
Предлагается рассмотреть несколько ключевых норм Закона, чтобы иметь представление о предмете регулирования, субъектом и объектном составе, а также правомочиях участников правоотношений в сфере использования и охраны животного мира.
Права граждан и юридических лиц, а также их участие в охране животного мира
К субъектам правоотношений в сфере пользования и охране природной фауны относятся:
- физические и юридические лица;
- общественные организации и объединения;
- религиозные организации.
Нормативно вышеуказанным субъектам предоставляются следующие права:
- получать сведения от государственных органов власти, если иное не установлено законодательством РФ;
- инициировать и проводить общественную экологическую экспертизу;
- осуществлять общественный контроль;
- реализовывать мероприятия, направленные на охрану животного мира и его естественной среды обитания;
- способствовать проведению государственных программ.
Государственные органы власти при реализации вверенных полномочий в сфере охраны и использования объектов животного мира обязуются принимать во внимание предложения и рекомендации субъектов рассматриваемых правоотношений.
Статья 4
В данной норме регламентируется право государственной собственности на объекты животного мира. Следует понимать, что весь животный мир, находящийся в пределах границ Российской Федерации является государственной собственностью.
Другими словами, законодательно закреплено суверенное право собственности государства.
Любые правоотношения, возникающие в сфере использования или охраны объектов животного мира, не могут обходиться без прямого участия представителей федеральных и региональных органов власти.
Закон допускает в отношении объектов животного мира заключение сделок, предметом которых является:
- купля-продажа;
- передача в залог;
- иные соглашения при непосредственном участии органов государственной власти.
Порядок использования объектов животного мира регламентируется, в том числе, положениями гражданского законодательства в той части правоотношений, которые не урегулированы настоящим Законом.
Статья 21
Государство может ограничить, приостановить или полностью запретить пользование определенными объектами животного мира в целях его сохранения и воспроизводства на территориях или акваториях, либо в течение определенного периода времени.
Статья 22
Норма закрепляет способы и методы сохранения естественной среды животного мира.
Статья регламентирует, что осуществление любой деятельности, сопряженной с внедрением в среду обитания фауны, должно быть в четком соответствии с требованиями действующего законодательства.
Деятельность, связанная с непосредственным использованием представителей животного мира, не должна вредить им, а также наносить ущерб сельскому и прочим хозяйствам.
При возведении зданий и сооружений в зоне естественного обитания фауны, а также при организации мест массового отдыха, в обязательном порядке требуется проведение мероприятий, направленных на сохранение животного мира.
Компания или организация, осуществляющая охранную деятельность животного мира, обязуется обеспечить неприкосновенность вверенных территорий.
При сооружении железной дороги, линий электропередач, связи и иных технологических конструкций в пределах территории обитания представителей фауны, необходимо обеспечение и сохранность путей естественной миграции определенных видов животных.
Статья 31
Данная статья регламентирует правомочия должностных лиц, на которых возложена ответственность за обеспечение охраны природы.
Закон предоставляет следующие полномочия:
- контроль за наличием документов у граждан, осуществляющих деятельность в местах естественного обитания представителей фауны;
- фиксация правонарушений, а также привлечение к административной ответственности;
- проведение досмотра лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения;
- реализация мер по изъятию запрещенных предметов, а также представителей фауны, запрещенные к извлечению из естественной среды обитания;
- должностные лица, в рамках и порядке, установленном действующим законодательством РФ, вправе применять оружие, а также меры физического воздействия в случае возникновения обоснованной необходимости.
Рассматриваемый Федеральный закон регламентирует правомочия различных структур в системе органов государственной власти в сфере охраны и использования животного мира.
Статья 55
Нарушение действующего законодательства в сфере использования и охраны животного мира приведет к привлечению к ответственности как административной, так и уголовной.
Статья 56
Субъекты правоотношений в сфере использования и охраны фауны, нанесшие ущерб объектам животного мира, их естественной среде обитания, возмещают причиненный вред в добровольном или принудительном порядке в размере, определенном по результатам проведенных подсчетов с применением такс и методик исчисления ущерба животному миру. При их отсутствии — согласно фактическим затратам на возмещение нанесенного вреда.
Статья 57
Споры, возникающие в сфере охраны и использования объектов животного мира и их естественной среды обитания, разрешаются в судебном порядке, установленным действующим законодательством РФ.
Использование животного мира
Закон предусматривает следующие способы использования животного мира:
- Охота;
- Рыбалка;
- Исследовательская деятельность;
- Культурно-просветительное и эстетическое воспитание;
- Извлечение пользы от жизнедеятельности животного мира. Способ применяется, как с изъятием представителей фауны из естественной среды обитания, так и без такового.
Последние изменения в законе
Относительно недавно, а именно 03.07.2016 были внесены изменения в Закон, в соответствии с которыми претерпел корректировок второй абзац статьи 32.
Норма предусматривает обязанность граждан и юридических лиц предоставлять документы, подтверждающие право на ношение огнестрельного оружия, а также разрешение на охоту на охраняемой территории.
Заключение
Животный мир — охраняемый государством объект, играющий немаловажное значение в экологической и биологической системах.
Любые правоотношения в РФ регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами. Деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, регулируется Федеральным законом «О животном мире».
Закон имеет определенную структуру и содержит ключевые положения, касающиеся охраны и использования фауны на территории страны.
За нарушение действующего законодательства предусматривается административная и уголовная ответственность.
Нормативный документ устанавливает перечень и полномочия органов государственной власти, в задачи которых входит контроль и обеспечение исполнения требований действующих нормативных правовых актов.
Лица, чья деятельность напрямую или косвенно связана с использованием или вмешательством в животный мир, в обязательном порядке должны ознакомиться и руководствоваться рассматриваемым Законом.