Закон о сборе валежника
В 2019 в силу вступили изменения в Лесной кодекс, согласно которым у граждан появилась возможность заготавливать хворост и валежник для личных целей. Раньше для этого человеку приходилось предварительно получать специальное разрешение.
Если в области федерального законодательства данные изменения не вызывают никаких вопросов, то региональное регламентирование этого вопроса приводит к серьезной путанице.
Содержание статьи
Особенности сбора валежника
Рассмотрим более подробно.
Что признается валежником
В законодательстве определено, что валежник — это сухие, трухлявые и гниющие стволы деревьев, кусты и ветки. Причем таковыми считаются только деревья и кусты, которые упали на землю по естественным причинам, среди которых:
- Ураган.
- Град.
- Сильный снегопад.
- Ветер.
Ранее у граждан тоже было право выносить из леса ветки, но их диаметр не должен был превышать 4 сантиметров. С 2019 года же валежник — это больше не платный ресурс, поэтому граждане могут собирать их на свое усмотрение, но только для личного использования.
Правовое регулирование
Согласно нормам 11 статьи Лесного кодекса, у граждан есть право свободно пребывать в лесах. Кроме того, люди могут спокойно собирать плоды, ягоды, орехи и грибы для удовлетворения своих нужд, в частности, использовать их для дальнейшей заготовки.
С 2019 года в перечень ресурсов, которые могут использоваться гражданами для заготовки, вошел и валежник.
При сборе валежника люди могут собирать только лежащие остатки деревьев и кустов, если причиной для их падения стали различные природные явления и катаклизмы. Заготовка леса все еще остается запрещенной.
Цели для сбора валежника могут быть различными. Основная — последующее отопление с его помощью домов, что позволяет существенно сэкономить на приобретении дров.
Государству тоже важно, чтобы люди самостоятельно очищали леса от упавших деревьев и пней. Благодаря этому вероятность возникновения и распространения лесных пожаров существенно снижается.
Ранее для вывоза такой древесины из леса людям приходилось тратить много времени на оформление различной документации. При невыполнении этого требования гражданам грозил штраф или реальное лишение свободы.
Статья 11 Лесного кодекса РФ «Пребывание граждан в лесах»
Когда и зачем можно собирать валежник
В населенных пунктах, в которых нет газа и угля, для отопления своего жилища люди активно используют именно древесные отходы. Причем данный факт вовсе не является основанием утверждать, что эти люди — бедные. Зачастую у них есть реальная возможность заказать дрова в любой удобной для них фирме.
В это же время в лесу есть множество поваленных деревьев, которые просто сгниют. А люди могут использовать их, чтобы отапливать свои дома. До 2019 года за сбор валежника гражданам приходилось уплачивать денежные средства.
До внесения изменений в лесное законодательство гражданам приходилось заключать договора с лесхозом на право сбора сухостоя. Причем этот процесс проходил в строгом соблюдении определенных норм, в частности, относительно количества собираемого валежника.
Основное изменение в законодательстве — теперь у граждан есть право вывозить стволы деревьев и ветки, поваленные на землю по естественным причинам, не уплачивая за это никаких взносов.
Мнения экспертов по вопросу
Рассмотрим нюансы.
Заплатка, существующая в кодексе
Законопроект был разработан на основании многочисленных жалоб, поступивших от граждан. В своих обращения люди жаловались на то, что они не могут пользоваться валежной древесиной даже в небольших объемах, так как для этого приходится тратить много времени на оформление разрешительной документации.
Новые изменения в законодательство об использовании валежника — это своего рода заплатка для Лесного кодекса, который предусматривает наличие платного принципа использования ресурсов. То есть, согласно этому нормативному акту, любой ресурс, который берется в лесу, обязательно должен быть оплачен, за исключением тех случаев, когда это отдельно оговорено.
Получение валежника по бумажке
Основные поправки в Лесной кодекс вступили в силу в январе 2019 года, однако придерживаться только их норм для сбора валежника недостаточно. Каждый субъект Российской Федерации самостоятельно принимает региональные нормативные акты, которыми регламентируется порядок по сбору недревесных ресурсов.
Изначально региональные власти должны были принять соответствующие правовые акты до начала 2019 года, но вся эта процедура затянулась, и в результате процесс так и остался незавершенным.
Несмотря на тот факт, что основное предназначение нового нормативного акта заключается в разгрузке местных органов власти, в нескольких регионах власти все равно потребовали от граждан предоставления письменного уведомление о том, что они хотят отправиться в лес для сбора валежника. В отдельных случаях такое уведомление должно быть подано за 5 дней до предполагаемой даты посещения леса.
Простая конструкция
Жесткими правилами, которые установлены региональные власти, заинтересовалась Государственная дума. В большинстве регионов приняты нормы, которые противоречат идее нового правового акта, а именно появлению у граждан возможности просто пройти в лес и взять никому не нужные ресурсы, без получения дополнительного разрешения.
Считается, что причиной появления таких недопониманий стало то, что в Федеральном законе нечетко прописан порядок использования валежника, равно как в нем отсутствует и четкое понятие данного слова.
Запрет
Формально все ограничения, которые дополнительно вводятся региональными властями, направлены на защиту леса: таким образом они стараются уберечь хищение здорового леса: чтобы у людей не было возможности вывозить здоровые деревья под видом валежника, который просто был распилен в лесу для удобства.
Именно с этой целью в отдельных регионах страны введено требование о нормировании вывоза валежника из леса. Однако как показывает практика, «частники» не могут причинить лесу большой урон своими действиями, скорее стоит опасаться лесозаготовителей. Поэтому предпринятые властями меры считаются излишними и противоречащими нормам основного федерального закона.
Сейчас контроль за исполнением требований акта на региональном уровне осуществляет Министерство природы и Государственная дума. По результатам такой оценки возможно в закон будут внесены корректировки.