Закон о противодействии легализации отмыванию доходов
7 августа 2011 года на территории России вступил в законную силу Федеральный Закон № 115-ФЗ, задача которого — урегулирование правоотношений в сфере осуществления финансовых операций. Положения нормативного акта касаются всех коммерческих сделок, в рамках которых зафиксированы обороты крупных сумм. Цель повышенного государственного внимания — противодействие «отмыванию», легализации доходов.
Содержание статьи
Содержание закона
Необходимость кодификации отдельного закона обусловлена тем, что юридические лица могут участвовать в обороте денег, приобретенных незаконным путем, сами того не зная. Поэтому содержание Закона № 115-ФЗ направлено также на защиту интересов физических и юридических лиц, невольно ставших участниками противоправных операций.
Содержание законодательного акта ниже.
Номер главы ФЗ № 115 «О противодействии легализации» | Основные положения раздела |
1 | Содержит общие положения, то есть определяет, по каким направлениям действуют контролирующие органы. Дополнительно это разделе нашли свое отражение следующие положения:
|
2 | Фиксация списка лиц, а также организаций, уполномоченных осуществлять контроль этой сфере. Предусмотрены:
|
3 | Описывает порядок ведения работы контролирующих организаций уже после того, как преступление совершено. Деятельность направлена на дальнейшее прекращение противоправного деяния, воздействие на виновных лиц, а также способы защиты нарушенных интересов населения |
4 | Международное сотрудничество в сфере борьбы с легализацией прибыли, полученной незаконным путем |
5 | Это завершающий раздел, который указывает на обязанность компетентных организаций в полной мере выполнять возложенные функции. Указана ответственность должностных организаций, игнорирующий требования законодательства, а также не исполняющих вверенные обязанности в полной мере |
Ключевые моменты
Каждая статья Закона о противодействии легализации незаконных доходов несет свою смысловую и юридическую важность. Но к списку ключевых моментов можно отнести следующие:
- субъектами правоотношений выступают не только частные и государственные организации, но также отдельные физические лица и ИП;
- неоднократно за время действия документа, в него вносились правки и, сейчас есть ряд изменений, вступление которых в законную силу ожидается;
- нормативный акт действует по всей территории России, а также распространяется на российские организации, действующие за пределами РФ;
- на основании ФЗ подписано несколько международных договоров, направленных на установление сотрудничества с другими странами.
На кого распространяется действие Федерального закона
Положения закона № 115-ФЗ об отмывании доходов направлены на предупреждение терроризма, как основной угрозе безопасности и жизни населения, поэтому и применяемые меры носят кардинальный характер.
Так, статьи нормативного акта распространяются на всех физических лиц, пребывающих на территории России и действующих за ее пределами (граждане, резиденты, нерезиденты, иностранцы, апатриды).
Что касается юридических лиц, то действие ФЗ 115 «О противодействии легализации» направлено на следующие категории организаций:
- Федеральная почта;
- страховые;
- кредиторы;
- кооперативы, предоставляющие платные услуги;
- ломбарды;
- участники рынка оборота драгоценных металлов;
- операторы связи;
- работники в сфере микрозаймов;
- фирмы, действующие в сфере недвижимости.
Меры предупреждения
Законодательством установлено несколько направлений, по которым трудятся компетентные лица и организации. Спектр мероприятий может быть направлен на предотвращение нарушений, прекращений уже начавшихся преступных деяний, на устранение последствий, а также привлечение к ответственности виновных лиц.
Операции, подлежащие обязательному контролю
Положениями Федерального Закона 115-ФЗ «О противодействии легализации незаконных доходов», установлены единые критерии для определения, какие коммерческие операции подлежат обязательной проверке.
Они делятся на группы, в зависимости от оборота денежных средств. Так, необходимо выделять следующие категории подконтрольных финансовых операций:
- Сделки, в которых задействованы деньги в сумме 100-600 тысяч рублей. Касается только получения или перевода денег при сотрудничестве с международными организациями или при кооперировании с иностранными гражданами;
- Оборот средств равен или превышает 600 000 рублей. В этот список относятся операции с наличными, оборот в сфере продажи/покупки ценных бумаг, обмен валют, обналичивание чеков, полученных от нерезидентов страны;
- В пределах 3 миллионов — только в отношении сделок с недвижимой собственностью;
- Если же денежный оборот достигает 10 000 000 рублей, то компетентные организации будут контролировать все операции, имеющие стратегическое значение.
Основные обязанности финансовых организаций
Глава 2 Федерального закона № 115 от 2001 года содержит перечень обязательств, возложенных на участников правоотношений с использованием денежных средств — организаций, ИП, физических лиц. Лицо, допустившее сотрудничество с нечестным человеком, может столкнуться с блокировкой личных счетов и ограничением коммерческой деятельности.
Перечень главных обязательств включает следующие аспекты:
- сбор информации, соответствующей заявленным критериям;
- своевременная обработка данных для передачи ее на хранение;
- обновление сведений с фиксированной периодичностью;
- гарантия сохранности информации;
- передача данных в Росфинмониторинг;
- контроль участников, чьи счета уже заморожены;
- блокирование финансовых счетов потенциальных нарушителей.
Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев
Коммерческие и государственные организации обязаны самостоятельно проверять участников, обращающихся к ним для участия в сделках — идентифицировать. Это снижает риск участия нечестных субъектов, а также лиц, желающих легализовать доход, полученный незаконным способом.
Обязательные элементы установления личности физического лица:
- фамилия, имя, отчество;
- день рождения;
- подданство/гражданство;
- данные паспорта;
- единый код налогоплательщика;
- адрес проживания/временной регистрации.
В случае с юридическими лицами потребуется уточнение названия и адреса расположения фирмы, ИНН и формы собственности (ООО, ООТ, АТ), информация о текущих владельцах.
Обновление ранее полученной информации
Законодательством установлены следующие сроки проверки имеющейся информации о бенефициариях:
- неделя — при возникновении сомнений в актуальности полученных данных;
- год — общий период, установленный для всех организаций;
- 3 года — периодичность проверки вкладчиков НПФ (негосударственными пенсионными фондами).
Фиксация и представление информации уполномоченному органу
Выше представлен список операций, подлежащих неукоснительному контролю. Физическое/юридическое лицо, принявшее участие в подконтрольной денежной операции, обязано на протяжении трех календарных дней передать сведения о сделке в контролирующую организацию — Росфинмониторинг. Доклад должен содержать сведения о дате и причинах операции, виде и сумме переведенных/полученных денег.
Блокирование счетов
Осуществляется по следующим принципам:
- раз в три месяца проводится проверка участников сделок;
- оценка деятельности субъекта и рисков внесения в список подозрительных личностей;
- внесение информации об участнике в перечень экстремистов;
- блокировка денежных счетов — мгновенно, но не позже суток.
Хранение информации
Пять лет — обязательный срок хранения документации о денежных правоотношениях с бенефициариями. Термин начинает идти с момента прекращения всех сделок и сотрудничества.
Права финансовых организаций
Организация с целью защиты от участия в незаконных операциях может отказать в проведении сделки бессрочно или на пять суток (для осуществления целевой проверки). Допускается расторжение составленного соглашения, если дважды за 12 месяцев в сделках было отказано по причине недоверия.
Дополнительные меры, применяемые Росфинмониторингом
Блокировка денежных счетов участника — крайняя мера, допускаемая при возникновении обоснованных подозрений на участие человека в экстремистских и подозрительных операциях.
Осуществляется с учетом таких правил:
- информация о заморозке счета сразу отображается на сайте Росфинмониторинга;
- человек, в отношении которого установлены ограничения, имеет право на обжалование принятого решения в судебном порядке;
- человек, чьи денежные активы были блокированы, претендует на получение ежемесячного социального пособия в сумме до 10 000 рублей.
Ответственность за нарушение закона
Несоблюдение ФЗ 115 «О противодействии легализации доходов» ведет к применению юридических санкций. А именно:
- в зависимости от сути нарушения, может применяться статья КоАП РФ (административная ответственность);
- статьи Уголовного кодекса используются, если в деянии участника есть признаки преступления;
- ГК России применим в вопросах удержания денег для погашения причиненного материального вреда.
Последние изменения и поправки
18 марта 2019 года в содержание Федерального Закона № 115-ФЗ (об отмывании нелегальных доходов) были внесены последние изменения.
Правки коснулись всех разделов закона, расширив список обязанностей участников, а также установив дополнительные меры контроля. Информация в статье представлена с учетом принятых изменений.
Контроль финансовых операций — один из основных методов защиты населения от терроризма и экстремистских проявлений. Также это механизм защиты системы налогообложения от неправомерного удержания денег со стороны участников правоотношений.