​​Закон о противодействии легализации отмыванию доходов

7 августа 2011 года на территории России вступил в законную силу Федеральный Закон № 115-ФЗ, задача которого — урегулирование правоотношений в сфере осуществления финансовых операций. Положения нормативного акта касаются всех коммерческих сделок, в рамках которых зафиксированы обороты крупных сумм. Цель повышенного государственного внимания — противодействие «отмыванию», легализации доходов.

Содержание закона

Необходимость кодификации отдельного закона обусловлена тем, что юридические лица могут участвовать в обороте денег, приобретенных незаконным путем, сами того не зная. Поэтому содержание Закона № 115-ФЗ направлено также на защиту интересов физических и юридических лиц, невольно ставших участниками противоправных операций.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Содержание законодательного акта ниже.

Номер главы ФЗ № 115 «О противодействии легализации»Основные положения раздела
1Содержит общие положения, то есть определяет, по каким направлениям действуют контролирующие органы. Дополнительно это разделе нашли свое отражение следующие положения:

  • основные понятия;
  • субъекты, работа которых контролируется;
  • определение целей Федерального Закона № 115-ФЗ (безопасность населения, противодействие терроризму)
2Фиксация списка лиц, а также организаций, уполномоченных осуществлять контроль этой сфере. Предусмотрены:

  • права и обязанности участников правоотношений;
  • применяемые меры воздействия на нарушителей;
  • основные направления деятельности
3Описывает порядок ведения работы контролирующих организаций уже после того, как преступление совершено. Деятельность направлена на дальнейшее прекращение противоправного деяния, воздействие на виновных лиц, а также способы защиты нарушенных интересов населения
4Международное сотрудничество в сфере борьбы с легализацией прибыли, полученной незаконным путем
5Это завершающий раздел, который указывает на обязанность компетентных организаций в полной мере выполнять возложенные функции. Указана ответственность должностных организаций, игнорирующий требования законодательства, а также не исполняющих вверенные обязанности в полной мере

Ключевые моменты

Каждая статья Закона о противодействии легализации незаконных доходов несет свою смысловую и юридическую важность. Но к списку ключевых моментов можно отнести следующие:

  • субъектами правоотношений выступают не только частные и государственные организации, но также отдельные физические лица и ИП;
  • неоднократно за время действия документа, в него вносились правки и, сейчас есть ряд изменений, вступление которых в законную силу ожидается;
  • нормативный акт действует по всей территории России, а также распространяется на российские организации, действующие за пределами РФ;
  • на основании ФЗ подписано несколько международных договоров, направленных на установление сотрудничества с другими странами.

На кого распространяется действие Федерального закона

Положения закона № 115-ФЗ об отмывании доходов направлены на предупреждение терроризма, как основной угрозе безопасности и жизни населения, поэтому и применяемые меры носят кардинальный характер.

Читать так же:  Закон о роуминге по России

Так, статьи нормативного акта распространяются на всех физических лиц, пребывающих на территории России и действующих за ее пределами (граждане, резиденты, нерезиденты, иностранцы, апатриды).

Что касается юридических лиц, то действие ФЗ 115 «О противодействии легализации» направлено на следующие категории организаций:

  • Федеральная почта;
  • страховые;
  • кредиторы;
  • кооперативы, предоставляющие платные услуги;
  • ломбарды;
  • участники рынка оборота драгоценных металлов;
  • операторы связи;
  • работники в сфере микрозаймов;
  • фирмы, действующие в сфере недвижимости.
В целом, это каждая организация или индивидуальный предприниматель, трудовой бюджет которого располагает большими суммами.

Меры предупреждения

Законодательством установлено несколько направлений, по которым трудятся компетентные лица и организации. Спектр мероприятий может быть направлен на предотвращение нарушений, прекращений уже начавшихся преступных деяний, на устранение последствий, а также привлечение к ответственности виновных лиц.

Операции, подлежащие обязательному контролю

Положениями Федерального Закона 115-ФЗ «О противодействии легализации незаконных доходов», установлены единые критерии для определения, какие коммерческие операции подлежат обязательной проверке.

Они делятся на группы, в зависимости от оборота денежных средств. Так, необходимо выделять следующие категории подконтрольных финансовых операций:

  1. Сделки, в которых задействованы деньги в сумме 100-600 тысяч рублей. Касается только получения или перевода денег при сотрудничестве с международными организациями или при кооперировании с иностранными гражданами;
  2. Оборот средств равен или превышает 600 000 рублей. В этот список относятся операции с наличными, оборот в сфере продажи/покупки ценных бумаг, обмен валют, обналичивание чеков, полученных от нерезидентов страны;
  3. В пределах 3 миллионов — только в отношении сделок с недвижимой собственностью;
  4. Если же денежный оборот достигает 10 000 000 рублей, то компетентные организации будут контролировать все операции, имеющие стратегическое значение.
Внимание! Дополнительно установлено, что если человек подозревается в экстремистской деятельности, то его финансовые операции будут проверяться и контролироваться независимо от суммы.

Основные обязанности финансовых организаций

Глава 2 Федерального закона № 115 от 2001 года содержит перечень обязательств, возложенных на участников правоотношений с использованием денежных средств — организаций, ИП, физических лиц. Лицо, допустившее сотрудничество с нечестным человеком, может столкнуться с блокировкой личных счетов и ограничением коммерческой деятельности.

Перечень главных обязательств включает следующие аспекты:

  • сбор информации, соответствующей заявленным критериям;
  • своевременная обработка данных для передачи ее на хранение;
  • обновление сведений с фиксированной периодичностью;
  • гарантия сохранности информации;
  • передача данных в Росфинмониторинг;
  • контроль участников, чьи счета уже заморожены;
  • блокирование финансовых счетов потенциальных нарушителей.

Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев

Коммерческие и государственные организации обязаны самостоятельно проверять участников, обращающихся к ним для участия в сделках — идентифицировать. Это снижает риск участия нечестных субъектов, а также лиц, желающих легализовать доход, полученный незаконным способом.

Обязательные элементы установления личности физического лица:

  • фамилия, имя, отчество;
  • день рождения;
  • подданство/гражданство;
  • данные паспорта;
  • единый код налогоплательщика;
  • адрес проживания/временной регистрации.

В случае с юридическими лицами потребуется уточнение названия и адреса расположения фирмы, ИНН и формы собственности (ООО, ООТ, АТ), информация о текущих владельцах.

Читать так же:  ​​Закон 152 о персональных данных

Обновление ранее полученной информации

Законодательством установлены следующие сроки проверки имеющейся информации о бенефициариях:

  • неделя — при возникновении сомнений в актуальности полученных данных;
  • год — общий период, установленный для всех организаций;
  • 3 года — периодичность проверки вкладчиков НПФ (негосударственными пенсионными фондами).

Фиксация и представление информации уполномоченному органу

Выше представлен список операций, подлежащих неукоснительному контролю. Физическое/юридическое лицо, принявшее участие в подконтрольной денежной операции, обязано на протяжении трех календарных дней передать сведения о сделке в контролирующую организацию — Росфинмониторинг. Доклад должен содержать сведения о дате и причинах операции, виде и сумме переведенных/полученных денег.

Блокирование счетов

Осуществляется по следующим принципам:

  • раз в три месяца проводится проверка участников сделок;
  • оценка деятельности субъекта и рисков внесения в список подозрительных личностей;
  • внесение информации об участнике в перечень экстремистов;
  • блокировка денежных счетов — мгновенно, но не позже суток.

Хранение информации

Пять лет — обязательный срок хранения документации о денежных правоотношениях с бенефициариями. Термин начинает идти с момента прекращения всех сделок и сотрудничества.

Права финансовых организаций

Организация с целью защиты от участия в незаконных операциях может отказать в проведении сделки бессрочно или на пять суток (для осуществления целевой проверки). Допускается расторжение составленного соглашения, если дважды за 12 месяцев в сделках было отказано по причине недоверия.

Дополнительные меры, применяемые Росфинмониторингом

Блокировка денежных счетов участника — крайняя мера, допускаемая при возникновении обоснованных подозрений на участие человека в экстремистских и подозрительных операциях.

Осуществляется с учетом таких правил:

  • информация о заморозке счета сразу отображается на сайте Росфинмониторинга;
  • человек, в отношении которого установлены ограничения, имеет право на обжалование принятого решения в судебном порядке;
  • человек, чьи денежные активы были блокированы, претендует на получение ежемесячного социального пособия в сумме до 10 000 рублей.

Ответственность за нарушение закона

Несоблюдение ФЗ 115 «О противодействии легализации доходов» ведет к применению юридических санкций. А именно:

  • в зависимости от сути нарушения, может применяться статья КоАП РФ (административная ответственность);
  • статьи Уголовного кодекса используются, если в деянии участника есть признаки преступления;
  • ГК России применим в вопросах удержания денег для погашения причиненного материального вреда.
Крайняя мера — отзыв ранее предоставленной лицензии на занятие определенной деятельностью.

Последние изменения и поправки

18 марта 2019 года в содержание Федерального Закона № 115-ФЗ (об отмывании нелегальных доходов) были внесены последние изменения.

Правки коснулись всех разделов закона, расширив список обязанностей участников, а также установив дополнительные меры контроля. Информация в статье представлена с учетом принятых изменений.

Контроль финансовых операций — один из основных методов защиты населения от терроризма и экстремистских проявлений. Также это механизм защиты системы налогообложения от неправомерного удержания денег со стороны участников правоотношений.

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-80
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-65-94
Россия (горячая линия):
8 (800) 350-68-82
Получить консультацию