Закон о прокуратуре РФ
Многие законодательные акты сейчас претерпевают некоторые изменения. Это делается для того, чтобы оптимизировать их под существующие реалии. Правки коснулись закона, регламентирующего деятельность прокуратуры: были добавлены новые полномочия, а некоторые требования утратили силу.
Содержание статьи
Основные положения и содержание закона
Сама система контроля за соблюдением законности также нуждается в строгой регламентации и инспектировании. Именно с этой целью и был подготовлен ФЗ № 2202-1.
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
Прокуратура РФ: определение понятия
Законы, установленные государством, подлежат неукоснительному выполнению. Следить за этим — обязанность прокуратуры. Это не отдельное подразделение, а целая система государственных органов.
Прокурорские полномочия, устройство и регламент работы этих органов предопределяются федеральным законом «О прокуратуре». В России существует несколько «подвидов» госслужбы в этой структуре:
- федеральная военная;
- гражданская;
- правоохранительная.
Важные статьи Федерального закона № 2202-1
Наиболее пристального внимания заслуживают:
- Статья 21 — обозначает права человека (конституционные и международные) как предмет контроля. Здесь же указывается и предельный срок прокурорской проверки — он не может превышать одного месяца (30 календарных дней);
- В статье 22 полностью раскрыты полномочия прокурора: право вести допросы гражданских и юридических лиц, требовать предъявления любой документации, возможность беспрепятственно посещать любые учреждения и их служебные помещения, и прочее;
- Статья 35 детально поясняет полномочия прокуроров во время проведения судебных разбирательств;
- Статья 40 содержит описание регламента службы в этой структуре и важные ссылки на ТК РФ, а также устанавливает принадлежность сотрудников организации к государственным служащим.
То есть ФЗ 2202-1 упорядочивает юридические и социальные права граждан, возникающие в процессе выполнения прокурорами своих задач.
Текст закона
ФЗ № 2202-1 действует в РФ с 1992 года. Он состоит из семи разделов, в которых содержится в общей сложности 54 статьи:
- общие положения (статьи 1-10);
- устройство системы и организация ведомства (11-20);
- выполнение надзорной функции (21-34);
- участие в судебных процессах (35-39);
- специфика службы (40-45);
- о военной прокуратуре (46-50);
- другие вопросы, касающиеся деятельности (51-54).
В разделе приложений рассматриваются нюансы начисления денежного поощрения сотрудникам.
Основные функции прокуратуры РФ
Вся прокурорская деятельность подразумевает выполнение определенных функций. Главная цель — осуществление надзора. Выделяется несколько направлений:
- проверка исполнения законов федеральными министерствами, ведомствами, органами местного самоуправления;
- инспектирование соблюдения прав и свобод россиян федеральными министерствами, департаментами местного самоуправления, региональными законодательными и исполнительными органами;
- проверка исполнения законов отделами предварительного следствия, дознания, оперативно-следственным подразделением;
- контроль выполнения законодательных требований администрациями учреждений, в которых осужденные отбывают наказания.
Другие обязанности:
- осуществление уголовного преследования — проверяется законность вынесенных постановлений о прекращении или возбуждении дел;
- содействие органам охраны правопорядка — МВД, ФСБ, таможенная служба и прочие;
- взаимодействие с правоохранительными органами других государств.
Система органов прокуратуры
В нее входит ряд учреждений. Речь идет о таких:
- Генпрокуратура РФ;
- департаменты субъектов (городские, районные, областные);
- организации образовательного и научного характера;
- военные прокуратуры и другие специальные ведомства;
- следственный комитет, включая специализированные направления.
Принципы работы
Сотрудники этого надзорного органа при выполнении своих служебных обязанностей должны руководствоваться определенными правилами. Основные принципы:
- соблюдение законности;
- централизация — имеется в виду строгая иерархия системы учреждений, подведомственных прокуратуре;
- независимость — принятие решений должно опираться только на положения, указанные нормативными документами;
- единство всех органов прокуратуры.
Иные функции
Одна из них — вынесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры и постановления судей. Прокурор вправе обратиться в суд для защиты прав и интересов частных лиц, субъектов РФ, организаций и прочих (статья 45 ГПК РФ).
Еще одна функция, которую выполняет этот департамент — участие в правотворческой деятельности. При этом сам Генеральный прокурор не имеет права законодательной инициативы. Но прокуратура может предлагать на рассмотрение различные изменения в законодательство.
Статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ «Участие в деле прокурора»
Ограничения и запреты для работников прокуратуры
Сотрудники этого ведомства не могут занимать какие-либо должности в других правовых учреждениях. Но им доступна такая деятельность по совместительству:
- творческая;
- научная;
- педагогическая.
Еще один запрет касается членства в политических организациях — служащие не имеют возможности быть активными участниками какого-либо политического движения.
Кроме того, эти должности подразумевают и невозможность совмещения основной работы с любой коммерческой деятельностью. Прокуроры не могут быть в составе попечительских и наблюдательных советов, использовать преимущества своего служебного положения для достижения личных целей, принимать вознаграждения от граждан и юридических лиц.
Функции Генеральной прокуратуры
Генпрокуратура выполняет учредительные функции относительно подведомственных ей организаций. Что входит в полномочия:
- управление имуществом, находящимся в ведении ведомства;
- решение вопросов, касающихся организации и реорганизации подведомственных отделов, определения их статуса и компетенции;
- разработка методик учета об уровне преступности, степени раскрываемости, следственной работе;
- принятие соглашений, направленных на ликвидацию преступности;
- выпуск специальных изданий.
Обязанности
К таким относятся рассмотрение жалоб и обращений, поступающих от гражданских и юридических лиц, и содержащих сведения о нарушении закона, а также участие в судебных процессах. При этом представители прокуратуры всегда выступают на стороне обвинения.
Все виды обращений должны направляться в письменном виде. Срок рассмотрения обращений установлен законом. По истечении его заявитель получит отчет о результатах проведенной проверки.
В обязанности этого надзорного органа входит осуществление мер пресечения возможных нарушений, а также проведение экспертиз с целью обнаружения коррупционных факторов.
Последние изменения в законе
Новые поправки затронули порядок и сроки проведения прокурорских проверок. Также в крайней редакции были учтены изменения, связанные с преобразованием внутренних войск МВД в Росгвардию. Упоминание об этом подразделении есть в статье 44 (пункт 2) и 49 (пункт 1,2).
В статье 41.4 — было добавлено уточнение, касающееся основного отпуска сотрудников прокуратуры: если служащий в этот период проходил оздоровительное санаторное лечение, то ему (и членам его семьи) будут возмещены затраты на трансфер к месту отдыха и обратно.
Статья 44, пункт 3 — предусматривает льготы по оплате авиабилетов, железнодорожных билетов. Правда, воспользоваться этим правом сотрудник сможет только один раз в год.
Часть статей в законе были признаны утратившими силу: 13 (в разделе 2), 20.1, 31.
На самом деле нет ничего экстраординарного в том, что нормативные акты периодически попадают под внесение поправок. Ведь действующие законы нужно «примирить» с изменяющейся структурой ведомств, имеющих непосредственную связь между собой. К тому же подобные операции позволяют устранить некоторые возможные противоречия, содержащиеся в предыдущих версиях документа.