Списание задолженности по налогам
В декабре 2017 года, был принят законопроект № 436-ФЗ, регулирующий списание недоимок по страховым сборам и налогам, включая набежавшие в рамках образовавшейся задолженности штрафы и пени. Изначально документ предполагал изменения в порядке налогообложения, но в дальнейшем был дополнен поправками, затрагивающими нормы таможенного регулирования и пенсионного страхования. Именно в рамках этого законопроекта, появилось положение о списании проблемной задолженности по налогам и сборам. Это дополнение получило название налоговая амнистия.
Содержание статьи
Что говорит закон
Рассматриваемый законопроект касается лишь безнадежных долгов, взыскание которых не представляется возможным, что подтверждено соответствующим судебным актом. Затрагивает налоговая амнистия не только интересы физических лиц, но и субъектов предпринимательской деятельности.
Касательно физ.лиц, списываться будет налоговая задолженность, образовавшаяся в период 2015-2017 гг. При условии, что налоговый агент сообщил о невозможности удержания обязательных отчислений.
Под амнистию не попадают налоги, подлежащие уплате с таких статей доходов:
- Денежное вознаграждение, полученное за работу или оказание услуг.
- Проценты и дивиденды.
- Подпадающих под определение материальной выгоды, в соответствии с положениями ст.212 Налогового Кодекса.
- Полученные в натуральной форме, в соответствии с положениями ст.211 Налогового Кодекса.
- Выигрыши, полученные в в ходе акций, лотерей и аналогичных мероприятий.
С юридических лиц будут списаны недоимки в виде страховых взносов, пеней и штрафов, данные о которых были переданы в Фонд социального страхования и ПФР.
Основания для применения налоговой амнистии
Законодатель устанавливает следующие основания, освобождающие налогоплательщика от уплаты проблемной задолженности:
- Судебное решение, отказывающее в удовлетворении иска о взыскании налоговой задолженности.
- Признание налогоплательщика банкротом: касается физических и юридических лиц.
- Смерть налогоплательщика.
- Возврат исполнительного листа по причине невозможности взыскания задолженности с прекращением производства.
Сроки и виды давности в налогообложении
Закон чётко говорит, что своевременная оплата налогов и сборов является обязанностью каждого налогоплательщика. При этом законодатель строго регулирует порядок и принципы налогообложения. Если данные требования не соблюдаются, подобное деяние попадает под определение налогового преступления, следовательно, налоговые органы могут инициировать процедуру принудительного взыскания задолженности. Разумеется, в рамках действующего законодательства.
При этом действуют определённые сроки, в течение которых допускается привлечение недобросовестных налогоплательщиков к ответственности. Условно такие сроки подразделяются на две категории:
- Привлечение к ответственности. В настоящее время, ограничивается 3-летним периодом. По истечении установленного срока, привлечь к ответственности за совершённое налоговое преступление не получится.
- Исковая давность. Ограничивает сроки обращения в суд. В зависимости от обстоятельств и условий, варьируется в пределах 6-24 месяцев с момента извещения должника.
Оба приведённых срока являются независимыми. Привлечение к ответственности касается основной суммы налогов и сборов, подлежащих к оплате. Даже если суд не успеет взыскать имеющуюся задолженность, например, разбирательство, будет тянуться дольше 3 лет, она всё равно будет числиться за налогоплательщиком.
Срок исковой давности применяется только к взысканию недоимок по налогам и сборам. В частности, это понятие неприменимо к нарушениям ведения налогового учёта, несвоевременной подаче декларации, непредоставление обязательной отчётности.
Как рассчитываются сроки давности
Налоговый Кодекс указывает два момента, с которых ведётся исчисление срока привлечения к ответственности:
- С первого дня следующего налогового периода — если речь идёт о занижении стоимости объекта налогообложения, полной либо частичной неуплате налога.
- Со дня совершения налогового преступления — во всех остальных случаях.
Кто может рассчитывать на списание долгов
В рамках нововведений, налоговые органы могут простить следующие виды задолженности на:
- транспорт;
- имущество;
- землю.
В первую очередь, это касается физических лиц.
Индивидуальные предприниматели могут освободиться от задолженностей перед ПФР и Фондами социального страхования. На это могут рассчитывать коммерсанты:
- Работающие в настоящее время.
- Прекратившие свою деятельность, в настоящий момент, но имеющие налоговую задолженность в установленные законом сроки.
Амнистия затрагивает задолженность образовавшуюся:
- на 1 января 2015 года — по обязательным налогам;
- на 1 января 2017 года — по взносам.
Как написать заявление
Унифицированной формы для таких обращений закон не предусматривает. Поэтому заявление в ФНС составляется в произвольной форме. В документе нужно указать полное наименование инстанции, в которую обращается налогоплательщик, данные заявителя.
В теле обращения указывается вид налога, по которому возникла проблемная задолженность, сумма недоимки, включая набежавшие штрафы и пени. Ниже ставится подпись с расшифровкой, и дата написания заявления.
Выдаётся ли решение о списании
В текущей редакции законопроекта, уведомление должников о списании проблемной задолженности не предусматривается. Однако получить такое решение можно по запросу в налоговый орган.
Порядок списания проблемной задолженности
Амнистия применяется к налоговой задолженности, которая была задекларирована либо выявлена ФНС, но её взыскание не представлялось возможным.
Чтобы выяснить, насколько уменьшится задолженность, можно воспользоваться следующей формулой: Д=8*М*Т*П, где:
- Д — сумма, на которую уменьшится имеющаяся задолженность;
- М — минимальный размер оплаты труда;
- Т — страховой тариф;
- П — период ведения предпринимательской деятельности в месяцах.
Передача администрирования по списанию долгов в ФНС
Эта норма установлена Федеральным законом № 243-ФЗ, на основании которого были внесены изменения в порядок администрирования взносов по медицинскому, социальному и пенсионному страхованию. Ст. 19 рассматриваемого законопроекта регламентирует передачу проблемной задолженности в налоговый орган силами ФСС и ПФР. Это касается задолженности, признанной безнадежной по состоянию на 1 января 2017 года.