Права пациентов

В Конституции РФ указано, что оказание медицинской помощи должно быть качественным и доступным для всего населения. Однако на практике граждане часто сталкиваются с нарушением прав пациентов.

Содержание статьи

Ситуации обретения гражданином прав «пациента»

Для защиты прав пациентов необходимо дать разъяснение о статусе, закрепленном в нескольких правовых актах. Суммируя информацию из нормативных документов, можно выделить основные критерии, при которых человек получает права больного:

  • физическое лицо;
  • есть факт обращения в медучреждение за помощью;
  • манипуляции врачей уже начаты или планируются;
  • у человека на момент обращения может отсутствовать болезнь.

При посещении поликлиники или другого учреждения физическое лицо приобретает статус больного. Закон в этом случае наделяет человека правами и обязанностями пациента. При этом полномочия распространяются на все ситуации при получении помощи от доктора.

Список прав в области здравоохранения

Федеральные положения и подзаконные акты обуславливают гражданина занимать активную позицию в решении вопросов собственного здоровья. Поэтому закон устанавливает детальное информирование население об обязанностях и правах пациентов при обращении за медицинской помощью.

Права пациентов

Выбор доктора и поликлиники

Для оформления медпомощи в рамках государственной гарантии на оказание бесплатного лечения, физическое лицо вправе обратиться в клинику или больницу. Кроме того, допускается посещение частного врача при наличии согласия в виде договора.

Выбор доктора и организации осуществляется на основании информации, размещенной в свободном доступе. В полномочия потребителя услуг входит получение сведений о:

  • деятельность компании;
  • состав докторов и их уровень образования, квалификации;
  • информация о медработниках;
  • номер лицензии учреждения.
Больной уполномочен требовать замены лечащего доктора. При поступлении такого требования руководителю организации завотделением обязан содействовать в решении человека и предоставить другого специалиста.

Бесплатная диспансеризация

У граждан есть медицинские права пациентов в любом учреждении и поликлиники по полису:

  • профилактическое воздействие;
  • лечение и оздоровление;
  • протезирование и лечение в стоматологии;
  • реабилитация;
  • гинекология;
  • диагностика.
    Особенности диспансеризации

При отсутствии документа экстренная помощь оказывается бесплатно. Даже если человек плохо себя чувствует, то персонал поликлиники не вправе отказать в приеме врачом.

К сведению: полис ОМС выдается всем физическим лицам Российской Федерации — бесплатно. Оформлять документ также могут беженцы, иностранные подданные при наличии бумаг о временной регистрации.

Лечение в медучреждениях, отвечающих санитарным нормам

Права пациентов в поликлиниках также распространяются на получение лечения, реабилитации и профилактики в условиях соблюдения санитарно-гигиенических стандартов. Согласно ФЗ № 52 от 30 марта 1999 г. интересы населения реализуются путем создания в медучреждениях условий и норм, безопасных с точки зрения санитарии. Иными словами, нужно нивелировать внешнее воздействие, создающее риск жизни и здоровью населения.

Читать так же:  Увольнение беременной на испытательном сроке

ФС по надзору о защите прав потребителей регулирует выполнение этих норм и правил при оказании медпомощи.

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»

Бесплатный прием врачей, сдача анализов, диагностика и наркоз

Работник больницы не может направить отказ физическому лицу в оказании помощи. Однако полис ОМС позволяет получать широкий спектр услуг в области лечения, а именно:

  • профилактика;
  • протезирование зубов;
  • реабилитация;
  • лечение у стоматолога;
  • помощь гинеколога.
    Бесплатные услуги по ОМС

Бесплатная медицинская помощь в любом регионе РФ

Например, человек проживает в Челябинске — по работе был отправлен в Астрахань. При себе у человека есть полис, паспорт и прикрепление к поликлинике г. Челябинска. Однако в командировке заболел зуб, повысилась температура. Права пациента в РФ позволяют вызвать бригаду скорой помощи, а сотрудники учреждения не могут отказать в бесплатном лечении.

Права граждан на получение бесплатной медицинской помощи

Врачебные консультации и консилиум

В России такое право пациентов на охрану здоровья применяется в редких случаях. Однако не только доктор, но и больной принимать решение о созыве консилиуму или использовать консультацию других врачей. Такие полномочия имеют лимит.

Например, при отсутствии возможности созыва консилиума или нет узкопрофильного доктора в поликлинике, гражданин получить отказ. Однако в такой ситуации можно воспользоваться «вторым мнением» и передать копии лечебной карты и медицинские документы другому врачу для получения консультации.

Обезболивающие препараты, в т. ч. наркотические и психотропные средства

Согласно Приказу № 1175н Минздрава России от 20 декабря 2012 г. назначать прием обезболивающих препаратов может только лечащий врач. В компетенции доктора также выписывать рецепты на лекарства, оформленные на специальных бланках.

В последние годы усугубилась ситуация, когда больные не получают подобные медикаменты. При возникновении такого нарушения права пациента на лечение нужно звонить в Росздравнадзор по телефону 8-800-500-18-35.

Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»

Прививки и отказ от них

В РФ утвержден национальный календарь вакцинации. Список прививок разработан с учетом возрастной группы и периода проведения. При этом вакцины предоставляются бесплатно. К примеру, в родильном отделении младенцам делают прививки от гепатита В и туберкулеза. Через полгода проводят вакцинацию против дифтерии, коклюша, столбняка.

Национальный календарь прививок

Бесплатные прививки от гриппа также полагаются:

  • беременным;
  • пожилым;
  • учащимся;
  • докторам;
  • педагогам;
  • призывникам.

Один раз в 10 лет каждый человек может получить бесплатную вакцинацию от столбняка.

Однако в законных правах пациентах также включен отказ от прививок. Например, молодая мать может написать заявление, и до вступления в совершеннолетие ребенок не будет получать вакцинацию. Такое положение не является основанием для отказа зачислять малыша в детсад или школу. Но если начнется эпидемия, ребенка могут отстранить от уроков.

Читать так же:  ​​​​Травма на производстве

Получение сведений о диагнозе

Получение сведений о здоровье человека — добровольное, осознанное согласие физического лица или его уполномоченного представителя. Передача сведений относится к вмешательству, опасности, возможным последствиям и планируемым результатам. Подача данных должна осуществляться лечащим врачом или компетентным медработником. Форма — доступная для понимания несведущего гражданина.

К сведению: незаконно передавать данные о состоянии здоровья против воли больного.

Проверка сведений в карточке и оказанные услуги за счет бюджета

Согласно ФЗ № 323 (ст. 22), физические лица могут запрашивать информацию об оказанных услугах. В полученных документах, через Госуслуги, также указывается стоимость для бюджета страны. Проверка осуществляется бесплатно.

Для получения амбулаторной карты нужно подать письменное заявление. Медработники поликлиники не могут отказать. При этом приказы главного врача в данном случае недействительны. Единственная причина для отказа — отсутствие в учреждении карты.

Копия амбулаторной карты подлежит прошивке и визированию.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Выбор лиц, которым можно рассказывать о диагнозе

Лечащий доктор, без распоряжений, уполномочен передавать информацию о состоянии здоровья представителю или близкой родне больного, если прогноз негативный. Например, есть высокий риск летального исхода, комы или человек находится без сознания.

О состоянии подопечного сведения передаются в корректной форме. Однако информацию о диагнозе озвучивают только лицу, указанным больным. Как правило, перед хирургическим вмешательством человек заполняет документ о добровольном согласии. В отдельной графе указывают близких людей и контактные сведения.

Врачебная тайна

Информация о факте посещения медицинского учреждения, состоянии здоровья, диагнозе, а также других сведений — врачебная тайна. Организации и медработники обязаны формировать схему мероприятий, направленных на сохранении конфиденциальности сведений о человеке, который обратился за медицинской помощью.

Работники поликлиники и других медучреждений не могут нарушать права пациента на информацию, т. е. разглашать и передавать сведения без согласия гражданина. Исключительные случаи установлены в действующем законодательстве РФ.

Отказ от медицинских вмешательств

Граждане наделены общими правами пациентов для получения медицинской помощи или отказе от вмешательства. При этом он может быть полным или частичным. Так, человек может не использовать схемы лечения, не соглашаться с мнением доктора, но продолжать консультироваться с лечащим врачом.

При составлении документа от отказа во вмешательстве, работники поликлиники обязаны в доступной форме разъяснить последствия. Факт абдикации фиксируется в медицинских бумагах.
Бланк заявления на отказ от медицинского вмешательства

На основании Федерального закона допускается вмешательство докторов без получения согласия больного. К примеру, экстренная операция, проводимая при угрозе жизни и здоровью. При этом человек находится без сознания или не способен выражать волю. Допускается также проведение вмешательства на основании судебного постановления.

Приглашение адвоката и священника

Человек с ослабленным организмом и в критической ситуации должен получать дополнительные гарантии защиты его интересов. Одним из таких факторов выступает приглашение юриста или представителя. В Федеральном законе также указано, что эти лица имеют свободный доступ к гражданину на момент лечения в стационарных условиях.

Читать так же:  ​​Закон о продаже энергетических напитков несовершеннолетним

Допуск к больному священника разрешен. При этом проведение религиозных обрядов должно происходить без нарушения внутреннего распорядка медицинского учреждения. Это единственное ограничение, указанное в действующем законодательстве Российской Федерации.

Право на подачу жалоб в надзорные органы и суд

При нарушении прав пациента в больнице гражданин, уполномочен законом, подавать жалобу заведующему отделением. Дополнительно допускается обращение в надзорные органы и судебные инстанции. В некоторых ситуациях это единственный вариант при защите и восстановлении конституционных интересов.

Основания для направления жалобы:

  • отказ в выдаче бесплатных медикаментов;
  • отказ в прикреплении к поликлинике при смене медучреждения;
  • требуется выписка ребенка из больницы, но доктор не выдает документы;
  • требование персонала клиники оплатить услуги, которые предоставляются за счет бюджета.

Получение компенсации, если причинен вред

Если по причине некорректного исполнения обязанностей медицинскими и фармацевтическими служащими причинен ущерб здоровью человека, в т. ч. летальный исход, то виновные привлекаются к ответственности. Возмещение урона осуществляется в 100% размере и порядке, установленном в ГК России. Кроме того, виновная сторона обязана компенсировать моральное ущемление здоровью.

В соответствии с федеральными положениями и нормативно-правовыми документами здравоохранение в целом построено так, что при допущении ошибки врачом или медперсоналам, учреждение выплачивает компенсацию. Это относится ко всем лицензированным организациям и органам по охране здоровья населения.

Таким образом, работники несут ответственность за оказание некачественных услуг, что повышает вероятность потерпевшей стороны реализовать права человека.

Уважительное отношение со стороны медработников

В законодательстве РФ установлено требование для медперсонала этично относится к больным людям. Уважение пациентов — часть профессиональной обязанности доктора. Некорректное и пренебрежительное отношение к людям с заболеваниями — основания для подачи жалобы для возмещения морального урона.

Образец жалобы на хамство медперсонала

Инстанции для обращения за защитой нарушенного медицинского права

Для защиты пациента в клинике, а также недопущения со стороны медицинского персонала и врачей правонарушений, граждане могут жаловаться. Обращаться с заявлением нужно в надзорные органы:

  • суд;
  • МВД;
  • прокуратура;
  • Минздрав;
  • к Уполномоченному лицу по правам граждан Российской Федерации;
  • ФС по надзору в области охраны здоровья;
  • общественный совет по правозащите;
  • фонд медстрахования России;
  • лицензированные учреждения, осуществляющие страхование физ. лиц;
  • общероссийская общественная организация.
На заметку: в случае, когда гражданин обращается за медицинской помощью к квалифицированным работникам медучреждения и получает отказ — это нарушение интересов. Данные полномочия закреплены за людьми в федеральных положениях РФ. Поэтому для восстановления попранных прав физическое лицо может подавать жалобу.

Помимо указанных ведомств, в первую очередь больной должен обращаться к руководству отделения или организации, чьи работники нарушили законодательство РФ. Как правило, главврач поликлиники привлекает сотрудников к административному взысканию.

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-03
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-60-28
Россия (горячая линия):
+7 (800) 301-75-36
Получить консультацию