Оказание услуг телефонной связи

С возрастанием популярности интернета и телефонной связи появляется множество компаний. Чтобы сохранить между ними конкуренции и защитить интересы граждан, государство разрабатывает регулирующие правовые нормы.

Нормативная база

Основной документ, на основе которого работают компании телефонной связи — это ФЗ 126 от 07.07.2003 «О связи». Для реализации закона Правительством РФ было принято постановление № 1342. Согласно нормативной база, операторам запрещается осуществлять любую деятельность без лицензии. Все виды имущественных, неимущественных или договорных отношений регулируются ГК РФ.

Важно! Любая услуга, касающаяся связи, должна быть оказана только на основании договора. Соглашение требуется заключать с каждым из клиентов.

Согласно постановлению № 1342 от 2015 года «О порядке оказания услуг телефонной связи», работа компаний должна осуществляться на основании одного документа.

До 2015 года предоставление стационарной и мобильной связи было с учетом двух нормативных актов.

С 2018 года появилось больше возможностей получение услуг телефонной связи с использованием интернета: оплата счета через личный кабинет, детализация счета, связь с оператором.

Защищает права клиентов и ФЗ РФ «О защите прав потребителя».

Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»

Постановление Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи»

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Права и обязанности поставщика

Поставщик обладает следующими правами и обязанностями:

  • предоставление услуг связи на основании актуальной документации: договора, лицензии и законодательных актов;
  • ликвидация неполадок, мешающих потребителю получать услугу (поставщик обязан проинформировать своего клиента о неисправностях);
  • ставить в известность клиента о изменении тарифа любым из способов, указанных в договоре;
  • отправлять клиенту интересующие его сведения, касающиеся предоставления услуг, по предварительному запросу;
  • восстановить оказание услуг в течение 3 дней после получения оплаты или предоставления чеков, если абонент был отключен вследствие нарушения сроков платежа;
  • возвратить клиенту остаток неиспользованного аванса в течение 30 дней, если потребитель пожелал расторгнуть договор;
  • запрашивать у клиента документы, подтверждающие личность и указанные абонентом сведения.
Важно! Компания обязана обеспечить своим клиентам беспрепятственный доступ к объектам связи (оборудовать места оказания услуг, создать интернет-страницу, зарегистрировать телефон горячей линии и т.д.)

Права и обязанности потребителя

Обязанности клиента:

  • своевременно вносить оплату в соответствии с договором;
  • не подключать в абонентской линии технику, не имеющей лицензии;
  • в течение 60 дней сообщить поставщику услуг о прекращении использования телефонизированного помещения, смене персональных данных, места жительства;
  • содержать абонентскую линию и оборудование в надлежащем виде;
  • придерживаться правил эксплуатации технического оборудования;
  • информировать поставщика об утере сим-карты.
Читать так же:  ​​Закон о зарплатном рабстве в 2021 гг

Права пользователя:

  • получать полную и верную информацию о компании, которая поставляет услуги телефонной связи;
  • не оплачивать услуги, оказанные без получения предварительного согласия клиента;
  • требовать перерасчет или возврат средств, если услуга не была получена, либо была оказана частично;
  • запрашивать детализацию звонков;
  • осуществлять возврат средств, перечисленных поставщику как аванс.
Важно! Клиент вправе отказаться от договора в одностороннем порядке. На него будет возложена обязанность оплатить уже полученные услуги.

Определение стоимости телефонных услуг

При заключении договора клиент выбирает тариф, согласно которому будет оплачивать полученную услугу. В рамках соглашения не запрещается менять тарифный план по своей инициативе.

Виды тарификации:

  1. Абонентская: предусмотрена фиксированная оплата за определенный промежуток времени. Клиент оплачивает конкретный пакет услуг, независимо от того, полностью ли он их использовал, или нет.
  2. Повременная: у абонента нет фиксированной оплаты, так как он обязан оплатить только фактически полученные услуги.
  3. Смешанная: клиент оплачивает тарифный пакет полностью, но может воспользоваться дополнительными услугами за отдельную плату.

При разработке тарифных планов поставщик может использовать различные единицы измерения: брать оплату посуточно или по дням недели. Часто особые условия для абонентов действуют в праздничные дни. Для юридических лиц, физических лиц и ИП поставщики услуг предпочитают разрабатывать отличающиеся друг от друга тарифы. Данный шаг позволяет компании не только охватить широкую аудиторию, но и извлечь обоюдную выгоду.

Если абонент при получении услуг меняет тарифный план не чаще одного раза в месяц, то он не несет дополнительных расходов. Следует учитывать, что длительность соединения — это промежуток от соединения с абонентом до прекращения разговора.

Важно! Документ, определяющий объем полученный услуг — это счет. Его форма определяется в договоре, заключенным между поставщиком и абонентом.

Варианты оплаты телефона

С целью расширения клиентской базы поставщики стремятся обеспечить абонентам максимально комфортные условия для оплаты услуг:

  • внесение платежа через отделение почтовой связи;
  • перечисление средств путем зачисления на лицевой счет через кассира салона связи;
  • терминал самообслуживания, оснащенный приемником купюр (аппарат удерживает определенный процент комиссионных);
  • банкомат (у абонента должна быть в наличии дебетовая или кредитная карта банка);
  • портал оператора (в интернете на официальном сайте поставщика присутствуют разработана вкладка «платежи» или «оплата»;
  • личный кабинет интернет-банка, в котором открыт счет.
Не все методы пополнения баланса является бесплатными: в салонах связи, при обращении к кассиру салона или оплате картой через «чужой» банкомат взимается комиссия.

Приостановление работы оператора

В 44 статье ФЗ РФ указано, что оператор вправе приостанавливать обслуживание своего клиента. Обоснован отказ нарушением абонента заключенного соглашения или нарушение соответствующего законодательства. Наиболее частая причина — это нарушение сроков оплаты тарифного плана. Оператор разрывает договор, если нарушения не были устранены в течение 6 месяцев.

Образец договора об оказании услуг телефонной связи

Расторжение соглашения неизбежно и в других ситуациях: абонент использует абонентский номер как способ рассылки рекламы или опрос, которые могут отрицательно сказаться на поставщике услуг.

Важно! Даже если оператор приостановил обслуживание абонента, он обязан предоставить ему возможность использования экстренных оперативных служб. Невозможно прекратить оказание услуг государственным службам или силовым структурам, даже если они нарушили сроки оплаты.

Можно приостановить получение услуги в добровольном порядке по инициативе абонента. Это происходит при утере сим-карты. При написании заявления следует учитывать, если по договору предусмотрена абонентская плата, то ее следует вносить и за период, когда получение услуг было приостановлено.

Если у абонента задолженность перед поставщиком, то приостановление обслуживания невозможно, пока не будет погашен долг.

За клиентом сохраняется право на обжалование решение и написание претензии. Для этого у оператора связи должна быть книга жалоб и предложений, которую он предоставляет абонентам по требованию.

Читать так же:  Что делать, если нет денег платить за кредит

Расторжение или изменение договора

Любые изменения в соглашении, либо его расторжения возможно только вследствие дополнительного договора в определенном порядке, чтобы подтвердить готовность абонента к сделке.

Изменить абонентский номер возможно, если использование действующего номера невозможно. На поставщика возлагается обязанность поставить в известность абонента в течение 60 дней и предоставить ему новый номер.

При необходимости смены номера у большого количества абонентов, поставщики должны использовать для информирования клиентов смс-мессенджер или официальный сайт.

Если клиент изъявил желание заключить договор с другим оператором, то существует возможность сохранения старого абонентского номера. Дополнительных трат эта процедура не потребует. Если компания за услугу сохранения номера потребует плату, то сумма не должна превышать 100 рублей.

Ответственность сторон

Поставщик услуг привлекается к ответственности в следующих случаях:

  • отказ или целенаправленное отклонение от подписания соглашения без причины;
  • нарушение сроков предоставления доступа к сети (выплата неустойки в размере 3% от суммы оказанной услуги);
  • предоставление неполной или неверной информации о перечне услуг;
  • низкое качество оказанных услуг;
  • распространение информации о клиенте или передача посторонним лицам его сообщений или разговоров без согласия (возмещение убытков и морального вреда);
  • несвоевременное либо неполное предоставление услуги (полное или частичное возмещение понесенных убытков).

Часто абоненты пользуются правом на односторонний разрыв соглашения. Для получения компенсации им необходимо оставить претензию. Если организация отказывается возмещать убытки, то клиент должен обратиться за помощью в судебную инстанцию.

Ответственность абонента:

  • нарушение сроков перечисления оплаты за услуги телефонной связи;
  • пренебрежение техникой эксплуатации оборудования;
  • подключение приборов, чьи технические характеристик не соответствуют требованиям.

Если абонент нарушил сроки оплаты, то он обязан выплатить неустойку. В договоре может быть оговорена сумма, но ее размер не должен превышать тот, что указан в законодательства РФ: неустойка не может превышать размер долга для физических лиц. На юридических лиц дополнительно начисляется пеня, прописанная в соглашении.

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-03
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-60-28
Россия (горячая линия):
+7 (800) 301-75-36
Получить консультацию