​​Почему при возврате требуют паспорт

Споры между продавцами и покупателями — привычное дело. Чаще всего конфликтные ситуации возникают при попытке вернуть товар в магазин. В отдельно взятых случаях, сотрудник магазина требует от недовольного покупателя паспорт. Насколько правомочно это требование с точки зрения законодательных норм? Попробуем разобраться в этой непростой ситуации, руководствуясь примерами из юридической практики.

Нужен ли паспорт при возврате товара

Требование паспорта при возврате продукции можно отнести к правовым казусам. В частности, основным документом, регулирующим порядок возврата товара, считается Закон, регулирующий и защищающий права потребителя.

Если обратиться к статье 18 данного законопроекта, можно выяснить, что если в товаре обнаруживаются дефекты, которые не были оговорены в процессе купли-продажи, гражданин вправе затребовать:

  • Поменять продукцию, на идентичное изделие той же марки/модели;
  • Заменить продукт на другой, но с аналогичными характеристиками;
  • Адекватного снижения стоимости;
  • Ликвидации неисправности за счёт магазина;
  • Денежной компенсации за ремонт, произведённый своими силами;
  • Полного возврата стоимости покупки.

Статья 25 рассматриваемого закона указывает, что в 14-дневный срок допускается возврат качественной продукции, если она не подходит по цветовой гамме, размеру либо фасону.

В обоих случаях, приводится перечень документов, обязательных для возврата недоброкачественного/непонравившегося товара в магазин. Для этого потребуется предъявить любой документ, способный подтвердить факт покупки. К таким документам относятся кассовый или товарный чек.

Важно! Отсутствие чеков не признаётся законным обоснованием отказа для обмена или возврата товара обратно в магазин. Согласно букве закона, для этого достаточно свидетельских показаний.

В частности, в законе, регулирующем правовые отношения продавца и потребителя, паспорт не фигурирует вообще. В принципе, осуществить возврат можно без каких-либо документов, при условии, что удастся подтвердить, что продукция приобретена именно здесь.

Получается, что паспорт не нужен? Со стороны покупателя да, поэтому посмотрим, как выглядит ситуация со стороны торговой точки. Здесь всё не так однозначно. Например, если оплата проводилась по безналу, и покупатель хочет вернуть деньги, паспорт не потребуется. Для этого потребуется чек и номер расчётного счёта, для зачисления денежных средств.

Когда деньги выдаются из кассы, это возможно только при предъявлении документа, подтверждающего личность. Поэтому здесь требование, предъявить паспорт вполне законно и обосновано. Этот документ обязателен для оформления приходно-расходного ордера, без которого не получится оформить возврат.

Какие документы нужны для возврата

Если для того, чтобы вернуть недоброкачественную/непонравившуюся продукцию в магазин, покупателю достаточно руководствоваться положениями, предусмотренными Законом о защите прав потребителей.

Со стороны продавца, данный аспект регулируется целым рядом нормативно-правовой документации. Сюда относятся:

  • Указание Центробанка России — регулирует порядок проведения расходно-кассовых операций;
  • Методические рекомендации Роскомторга — порядок учёта и оформления операций, связанных с хранением и отпуском товара;
  • Постановление Госкомстата — утверждает унифицированные формы подотчётных документов первичного документооборота;
  • Указание Центробанка № 3073-У — определяет порядок проведения наличных взаиморасчётов;
  • Положение Центробанка, регулирующее порядок выпуска банковских карт и финансовых операций, совершаемых с их использованием.
Читать так же:  Лишение премии работника

Если кассовая смена ещё открыта

Если кассовая смена ещё не закрыта, процедура возврата товара и получение денежных средств, заметно упрощается. Для этого продавцом выполняются следующие действия:

  1. Оформляется акт КМ-3 — унифицированная форма, утвержденная постановлением Госкомстата;
  2. Вносится запись в журнал кассира-операциониста — графа 15, пометка о том, что осуществлён возврат денежных средств.

Заполнение других бланков не требуется. Перечисленные формы отчётной документации не предусматривают указания паспортных данных клиента. Поэтому, если товар возвращается до закрытия смены (в день покупки), паспорт не нужен, следовательно, отказ в возврате товара по причине отсутствия этого документы, считается противозаконным.

Когда продавец снял кассу

Если возврат осуществляется после закрытия смены, например, на следующий день после совершения покупки, процедура усложняется. Для осуществления операции потребуются:

  • Заявление покупателя на возврат финансовых средств;
  • Оформляется накладная: два экземпляра, один из которых передаётся покупателю, другой прикрепляется к товарному отчету;
  • Составляется приходно-кассовый ордер, заполненный на унифицированном бланке КО-2.
Важно! В соответствии с правилами торговли и рекомендациями надзорных инстанций, деньги возвращаются человеку, чьи паспортные данные вписаны в расходно-кассовый ордер.

Отсюда следует, что получить деньги за товар, без паспорта или другого документа, способного подтвердить личность, не получится.

Если паспорта нет на руках

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что требование предъявить паспорт при возврате товара вполне законно в определённых ситуациях. Однако далеко не каждый человек, постоянно носит документ с собой.

В этом случае, продавцу можно предъявить другой документ, помогающий идентифицировать личность покупателя. Конкретный перечень такой документации не утверждён ни одним нормативно-правовым актом РФ. Поэтому сюда можно отнести следующие документы:

  • Военный билет;
  • Справка, выданная на время отсутствия паспорта;
  • Загранпаспорт;
  • Паспорт моряка;
  • Вид на жительство;
  • Удостоверение, подтверждающее статус беженца;
  • Удостоверение работника прокуратуры.

Заключение

Закон не обязывает покупателя предъявлять паспорт при возврате товара в магазин. Однако документ может потребоваться продавцу, для правильного заполнения документации. Поэтому прежде чем писать жалобу руководству магазина, Роспотребнадзор или прокуратуру, имеет смысл разобраться в ситуации.

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-03
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-60-28
Россия (горячая линия):
+7 (800) 301-75-36
Получить консультацию