Незаконное отключение электроэнергии
Жизнь современного человека сложно представить без электроэнергии. Ведь электричество — это не только освещение, но и источник питания для бытовой техники, холодильного оборудования, электронных гаджетов, и пр. К сожалению, об этом знают и представители управляющих компаний, которые часто используют отключение электроэнергии, как рычаг давления на жильцов, задерживающих оплату за коммунальные услуги.
Примечательно, но происходит такое отключение не всегда в рамках закона, и в некоторых случаях, УК и ЖКХ можно привлечь к ответственности за самоуправство.
Содержание статьи
Что говорит закон
Единого законопроекта, регулирующего правовые отношения между поставщиком электроэнергии и конечным потребителем, нет. Однако существует ряд нормативно-правовых актов, раскрывающих основные юридические аспекты, связанные с этим вопросом.
В частности, учитывая, что фактически электроэнергия — это товар, речь идёт о продавце и покупателе. Поэтому можно обращаться к положениям Закона, защищающего права потребителей. Согласно пунктам этого документа, потребитель вправе жаловаться на поставщика при систематических перебоях с подачей электроэнергии или в случаях незаконного отключения.
Помимо этого, не стоит забывать, что потребитель является гражданином, следовательно, на его защите стоит Гражданский кодекс РФ.
В случаях, когда речь идёт о неправомерном отключении электроэнергии на территории СНТ, можно обратиться к Федеральному закону № 217-ФЗ. Этот документ обязывает членов товарищества оплачивать коммунальные услуги, и регулирует суммарный объём членских взносов.
В каких случаях обесточивание помещений признаётся незаконным
Сразу отметим, что отключение электроэнергии не может проводиться наобум, просто потому, что кто-то захотел оказать давление на должника. Даже если человек давно не платит за свет, внезапно обрезать провода, идущие в его квартиру, нельзя.
Согласно установленным правилам, отключение электроэнергии не должно повлечь негативных последствий. В частности:
- Порча имущества: личного и общедомового.
- Нарушение требований пожарной безопасности.
- Создание угрозы жизни и здоровью граждан.
Установленный порядок ограничения энергоресурсов регулируется положениями Правительственного Постановления № 442. В этом документе указан и перечень лиц, по чьей инициативе может проводиться полное либо частичное ограничение. Сюда входит поставщик, сетевая компания, распределяющая энергоресурсы, и потребитель.
Если говорить о конкретике, отключение электроэнергии признаётся неправомочным в следующих ситуациях:
- Если электричество используется для отопления многоквартирного дома — нельзя обесточивать в зимний период, даже если имеется непогашенная задолженность.
- Отключение за неуплату — если человек исправно платит за электроэнергию, ему не могут отключить свет за долги по водоснабжению, водоотведению и другим коммунальным услугам.
- Создаётся угроза жизни и здоровью — например, если в доме проживает маленький ребёнок или находится больной человек, подключенный к аппаратуре жизнеобеспечения.
- Отключение всего подъезда/дома — ограничение подачи энергоресурса не должно нарушать гражданские права других жильцов.
Куда звонить при отключении
Если в доме внезапно погас свет, в первую очередь необходимо проверить пробки и автоматы. Возможно, причина кроется в большом количестве подключенной бытовой техники или резком скачке напряжения. Если в квартире всё в порядке, необходимо связаться со следующими организациями:
- Сетевая компания, перераспределяющая энергоресурсы.
- Энергосбыт.
- Управляющую компанию, обслуживающую дом.
- МЧС — если есть риск возникновения пожароопасной ситуации.
Порядок составления жалобы
В случаях, когда отключения электроэнергии носят систематический характер или квартира обесточена незаконно, необходимо составить жалобу. Обращаться по этому вопросу можно к поставщику электроэнергии или управляющую компанию. Если жалоба осталась без ответа, можно попытаться восстановить справедливость через Роспотребнадзор, администрацию района или прокуратуру. Когда неправомерное отключение электроэнергии повлекло причинение имущественного ущерба или морального вреда, следует подавать иск в суд.
Особые требования к жалобам по поводу систематического/неправомерного отключения электроэнергии, отсутствуют. Главное, детально и лаконично изложить обстоятельства дела.
Для этого в жалобе должна содержаться следующая информация:
- Наименование инстанции (полностью) при обращении в прокуратуру желательно указать должностное лицо.
- Полный адрес инстанции.
- Данные заявителя: Ф.И.О, адрес проживания, контактный телефон.
- Наименование документа, а нашем случае, «Жалоба на отключение электроэнергии».
- Адрес объекта, сведения о статусе: собственность или договор соцнайма.
- Причины отключения: задолженность по оплате, перебои в работе поставщика и пр.
- Информация о дате ограничения подачи энергоресурса, сведения о том, как отреагировала на ситуацию управляющая компания.
- Требование о возобновлении подачи электроэнергии.
- Отсылки к нормативно-правовым актам, доказывающим, что отключение выполнено неправомерно.
- Сведения о причинении вреда (если он был причинён).
- Согласие на обработку персональных данных.
- Дата написания и подпись.
Какие документы и доказательства потребуются
К жалобе прилагаются все предыдущие обращения в надзорные инстанции, в порядке иерархического подчинения. Например, если жалоба подаётся в прокуратуру, к ней необходимо приложить ксерокопии ответов от управляющей компании, поставщика услуг, Роспотребнадзора или районной администрации. Дополнительно потребуется правоустанавливающая документация на жилое помещение: договор купли-продажи или соцнайма, дарственная и пр.
В качестве доказательной базы могут рассматриваться квитанции об оплате энергоресурса, показания соседей по подъезду.
В какие сроки рассматривается
Закон чётко определяет сроки рассмотрения таких жалоб. В частности, гражданин должен получить ответ в 30-дневный срок после обращения. В исключительных случаях, период рассмотрения может быть продлён, например, если необходимо проведение дополнительных проверок. В таких ситуациях, заявитель должен быть уведомлён в письменном виде. В любом случае, максимальный срок принятия решения не может превышать 60 дней с момента принятия жалобы уполномоченной инстанцией.
Решение проблемы через суд
Судебное разбирательство можно инициировать в случаях, если обращение в предыдущие инстанции не дало ожидаемого результата, причинён имущественный/физический вред, поставщика нужно привлечь к ответственности. В остальных ситуациях, решать проблему с отключением электроэнергии лучше в досудебном порядке. Дело в том, что такие разбирательства отнимают много времени и сил. Кроме того, истцу придётся оплачивать услуги адвокат, правда, эту сумму потом можно будет взыскать с поставщика услуг, если его действия по отключению электроэнергии будут признаны неправомерными.
Исковое заявление пишется по тому же принципу, что и жалоба в прокуратуру. В частности, в иске нужно указать:
- Полное наименование судебной инстанции (обычно такие дела рассматриваются районными судами).
- Данные истца и ответчика.
- Суть дела, с отсылками к нормам российского законодательства.
- Отметка о причинение вреда: какого и в каком размере.
- Требование о взыскании с ответчика соразмерного морального ущерба (по необходимости).
- Перечень документов, приобщенных к иску.
- Дата и подпись.
Размер пошлины напрямую зависит от стоимости исковых требований. Например, если цена иска варьируется в пределах 20 000-100 000 рублей, госпошлина составит 800 руб. + 3% от суммы, превышающей минимальный порог в 20 000 рублей. Более подробную информацию по этому вопросу можно узнать из ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
В случае, если исковое заявление носит неимущественный характер, пошлина уплачивается в таких размерах:
- Физлица — 300 рублей.
- Юрлица — 6 000 рублей.
Могут ли отказать в удовлетворении иска
Да, могут. Если отключение электроэнергии выполнено в рамках закона, суд откажет в удовлетворении претензий к поставщику. Например, если в ходе разбирательств выяснится, что собственник не платит за электроэнергию, и ему высылалось уведомление об ограничении подачи энергоресурса. В этом случае, можно обжаловать решение районного суда в вышестоящей инстанции. В частности, в 15-дневный срок после вынесения решения, нужно обратиться в арбитражный суд.
Ответственность за незаконное отключение электроэнергии
Если вина управляющей компании или поставщика энергоресурсов будет доказана, виновных можно привлечь к административной или уголовной ответственности за самоуправство. Под самоуправством следует понимать самовольные действия, идущие вразрез с нормами действующего законодательства.
В рамках Административного кодекса, наказание может быть следующим:
- Самоуправство (ст. 19.1 КоАП) — штраф до 500 рублей с должностного лица, совершившего правонарушение.
- Нарушение обеспечения граждан коммунальными услугами (ст. 7.23 КоАП) — штраф до 10 000 рублей.
- Злоупотребление доминирующим положением на рынке товаров и услуг (ст. 14.31 КоАП) — штраф до 1 000 000 с юридического лица.
Уголовная ответственность:
- Самоуправство (ст. 330 УК) — штраф до 80 000 рублей либо арест на полгода, если злодеяние совершалось с применением угроз/насилия — лишение свободы до 5 лет.
- Прекращение/ограничение подачи электроэнергии, отключение источников жизнеобеспечения (ст. 215.1 УК) — лишение свободы на срок 2-5 лет, в зависимости от тяжести причинённого вреда.
Статья 19.1 КоАП РФ «Самоуправство»
Статья 7.23 КоАП РФ «Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами»
Статья 14.31 КоАП РФ «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке»
Статья 330 Уголовного кодекса РФ «Самоуправство»