Налоговые риски
Под риском подразумевают вероятность убытка организации, который может произойти при неэффективной внутренней политике и различных неблагоприятных событиях, связанных с фискальными взаимоотношениями между компанией и государственной системой. Неблагоприятное правовое последствие с финансовой потерей может возникнуть при неоднозначном и некорректном налогообложении. Частным случаем является использование предприятием серых схем, которые ведут к ответственности и санкциям.
Содержание статьи
Суть проблемы
Риск налогового типа или сокращенно НР чаще всего возникает из-за желания экономии на фискальном обременении. Получается, что предприятие или предприниматель в связи с заинтересованностью в меньшем государственном сборе нарушает определенные правила. Но такой момент не всегда происходит из-за умышленного и самостоятельного решения. Есть ряд факторов НР, которые могут повлиять на неактуальность базы налогообложения:
- безграмотность субъекта в финансовой и правовой сфере;
- действующее законодательство получило неправильную форму трактовки;
- фискальные нормы и ряд правил по налогообложению имеют двойственность;
- не была получена информация о внесении изменений в правовую базу;
- ошибки технического характера;
- контрагенты имеют недобросовестность, что влияет на всю систему в целом.
Если было выявлено нарушение, то субъект попадает под наблюдение ФНС, в частности инициируются выездные проверки, которые позволяют оценить все риски на месте.
Причинами возникновения рисков могут быть различные действия, в том числе незаконные. Среди них:
- контрагенты были выбраны без предварительной проверки;
- сотрудники оформлялись в качестве ИП и получали гражданско-правовой договор;
- используются офшоры в виде нелегальных схем или специальных компаний;
- было произведено незаконное раздробление бизнеса;
- персонал оказался арендован, то есть с ними не были заключены соответствующие договоры для отсутствия дополнительных выплат;
- использование ТЦО.
НР при заключении договора могут возникать, если было преднамеренное включение в перечень контрагентов сомнительного лица или не проводилась достаточная проверка информации о партнере. В обоих случаях ответственность будет возложена на лицо, которое является налогоплательщиком. Этот момент зафиксирован в приказе ФНС РФ № ММ-3-06333.
Для устранения НР при совершении сделок на договорной основе потребуется выполнять несколько правил:
- сбор полноценных данных по деятельности партнера в виде пакета документов, а не устных рекомендаций;
- процедура согласования условий проводится с наличием доказательств выполнения соглашения и реальности сделки;
- с помощью документов подтверждается выбор контрагента на основе обоснованности и приведения сведений о ценах и иных факторах;
- все условия с оплатой, отсрочками и штрафами должны иметь обоснование и быть включены в раскрытой форме в договор.
Если партнер нарушает договоренности, то налогоплательщик будет иметь на руках доказательства с указанием попытки взыскать сумму ущерба.
Если контрагент признается проблемным, а сделка имеет сомнительную форму, то ФНС исключает данные о ней из указанного обязательства.
Приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333
Классификация налоговых рисков
Есть несколько классификаций НР. Для предприятия они могут быть по виду:
- внутренними и внешними;
- предсказуемыми и непредсказуемыми;
- систематические и несистематические.Налоговые риски
Существует три временные группы, которые соответствуют времени возникновения:
- до начала проверки ФНС, то есть до момента спорной ситуации из-за действий контрагентов или ошибок в оформлении операции из хозяйственной деятельности;
- в период контрольного мероприятия был выявлен ряд нарушений. Контрольным мероприятием может быть ревизия камерального или выездного характера;
- подведение итогов проверки. Спор возникает между налоговой службой и субъектом, что фиксируется в специальном акте.
Имеется три основания, по которым производят деление:
- субъект, обладающий рисками;
- последствие вероятностного характера;
- причина появления или образования.
Также выделяют группы, проявляющие на определенном этапе спора с налоговой службой:
- информационная. Этот тип определен недостаточным уровнем информированности или неполноценным законодательным регулированием взаимоотношений субъектов, а также его отсутствием. Примером может служить вычет НДС, если счет-фактура заверяется подписью ИП факсимильного характера, так как нет четких отражений такого момента в актах законодательного и судебного типа;
- процессуальная. В ней отражен недостаточный уровень регулирования финансового процесса, который производится при деятельности коммерческого типа и может быть образован в результате нарушений норм, правил, сроков, относящихся к налоговой форме. Примером служит несвоевременность предоставлений деклараций по доходности субъекта в результате его прямой или вторичной деятельности;
- окружающая, включающая в себя моменты, проявляющиеся при неравнозначном восприятии норм и правил госструктурой и налогоплательщиком. Например, НС может наложить ответственность на организацию уже после истечения установленного срока, так как период после нарушения уже прошел. Это вызывает различные конфликтные ситуации;
- репутационная, которая связана с оценкой компании в целом. Любые нарушения и зафиксированные разногласия с НС ведут к снижению доверия со стороны инвесторов и клиентов.
Критерии оценки налоговых рисков
Анализ и оценка предприятия и его убытков фискального типа имеет установленные критерии. Согласно этому перечню можно провести самостоятельную проверку, которая позволит избежать штрафных санкций. Перечень критериев согласно Приказу ФНС № ММ-3-06/333 отражается в отсутствии:
- факта взаимоотношений между контрагентами и иными лицами при сделках с помощью договора или соглашения;
- документов, которые подтверждают права и полномочия руководства или законных представителей;
- госрегистрации контрагентов в ФНС, что подтверждается специальными свидетельствами;
- фактов в документальной форме, что контрагент ведет деятельность финансово-хозяйственного типа;
- экономического обоснования при ценообразовании;
- обоснования рассрочки или отложенного платежа;
- реального воздействия по взысканию долга в соответствии с договором;
- процентной ставки или обеспечения по займу, а также их заниженный уровень.Негативные последствия налоговых рисков
По той же структуре устанавливают факт наличия:
- низкого уровня нагрузки фискального характера по сравнению с аналогичным субъектом в установленной сфере деятельности;
- финансовой потери, которая отражена в отчетах за несколько лет;
- большого вычета по НДС;
- рост затрат и расходов при остановке или значительном сокращении доходности;
- оплаты труда ниже среднего значения по региону или сфере;
- близости к границам критерия, что дает право на спецрежим;
- высокого уровня затрат на фоне уменьшения подоходного налога при основной деятельности;
- необоснованного числа третьих лиц в виде посредников при различных сделках;
- сокрытия информации при налоговом контроле в результате действий или бездействия;
- периодической смены мест для постановки на учет;
- невысокой рентабельности относительно аналогичных предприятий в регионе.
Указанные критерии применяются к лицам, имеющим любые режимы налогообложения. Также требуется помнить, что при определенных условиях ФНС будет вынуждена произвести проверку организации. К таким условиям могут относиться использование услуг контрагента, который находится под подозрением у НС в результате нарушений или имеет плохую репутацию.
Управление налоговыми рисками
НР можно управлять. Для этого используются специальные правила, а также учитывают рекомендации ФНС.
Основные моменты процесса управления:
- организация работы сделок только с тем, контрагентом, который был полностью проверен;
- всегда выполнять ряд правил, которые установлены действующим законодательством, и не выходить за их рамки при определении налоговой базы и требуемой суммы;
- соответствие показателям, который считают приемлемыми для определенной сферы деятельности и налогообложения;
- систематический анализ с проверкой результата и деятельности на соответствие требованиям.
В первую очередь для того, чтобы избежать различные отрицательные последствия, связанные с НР, требуется создать специальный контрольный орган на предприятии, который будет учитывать все возможные последствия и более эффективно контролировать ситуацию.
Также потребуется учесть все рекомендации от налоговой службы:
- отсутствие сделок с сомнительным характером;
- отказ от услуг подозрительной компании или контрагента;
- проверка всех будущих партнеров;
- документальное оформление любой операции с выполнением обязательных требований;
- отслеживание изменений и дополнений в налоговом законодательстве РФ;
- разработка своей системы управления НР.
Еще одним важным моментом считают необходимость постоянного повышения квалификации работников бухучета, что позволяет избегать большинства неправильных заполнений и технических ошибок.
НР подразумевают собой возможные отрицательные последствия для компании при невыполнении или неправильном трактовании законодательных норм, что приводит к неверному расчету налоговой базы. Для устранения таких моментов требуется выполнять все рекомендации налоговой и не нарушать правила, установленные законодательной базой.