​​Налоговые риски

Под риском подразумевают вероятность убытка организации, который может произойти при неэффективной внутренней политике и различных неблагоприятных событиях, связанных с фискальными взаимоотношениями между компанией и государственной системой. Неблагоприятное правовое последствие с финансовой потерей может возникнуть при неоднозначном и некорректном налогообложении. Частным случаем является использование предприятием серых схем, которые ведут к ответственности и санкциям.

Суть проблемы

Риск налогового типа или сокращенно НР чаще всего возникает из-за желания экономии на фискальном обременении. Получается, что предприятие или предприниматель в связи с заинтересованностью в меньшем государственном сборе нарушает определенные правила. Но такой момент не всегда происходит из-за умышленного и самостоятельного решения. Есть ряд факторов НР, которые могут повлиять на неактуальность базы налогообложения:

  • безграмотность субъекта в финансовой и правовой сфере;
  • действующее законодательство получило неправильную форму трактовки;
  • фискальные нормы и ряд правил по налогообложению имеют двойственность;
  • не была получена информация о внесении изменений в правовую базу;
  • ошибки технического характера;
  • контрагенты имеют недобросовестность, что влияет на всю систему в целом.
Важно! Риски возникают и при прямом нарушении законодательных норм и НК РФ, и при косвенном. Любая форма нарушения имеет последствия, в том числе в финансовой сфере. При этом неумышленные нарушения не снимают ответственности.

Если было выявлено нарушение, то субъект попадает под наблюдение ФНС, в частности инициируются выездные проверки, которые позволяют оценить все риски на месте.

Причинами возникновения рисков могут быть различные действия, в том числе незаконные. Среди них:

  • контрагенты были выбраны без предварительной проверки;
  • сотрудники оформлялись в качестве ИП и получали гражданско-правовой договор;
  • используются офшоры в виде нелегальных схем или специальных компаний;
  • было произведено незаконное раздробление бизнеса;
  • персонал оказался арендован, то есть с ними не были заключены соответствующие договоры для отсутствия дополнительных выплат;
  • использование ТЦО.

НР при заключении договора могут возникать, если было преднамеренное включение в перечень контрагентов сомнительного лица или не проводилась достаточная проверка информации о партнере. В обоих случаях ответственность будет возложена на лицо, которое является налогоплательщиком. Этот момент зафиксирован в приказе ФНС РФ № ММ-3-06333.

Факторы, определяющие налоговые риски

Для устранения НР при совершении сделок на договорной основе потребуется выполнять несколько правил:

  • сбор полноценных данных по деятельности партнера в виде пакета документов, а не устных рекомендаций;
  • процедура согласования условий проводится с наличием доказательств выполнения соглашения и реальности сделки;
  • с помощью документов подтверждается выбор контрагента на основе обоснованности и приведения сведений о ценах и иных факторах;
  • все условия с оплатой, отсрочками и штрафами должны иметь обоснование и быть включены в раскрытой форме в договор.

Если партнер нарушает договоренности, то налогоплательщик будет иметь на руках доказательства с указанием попытки взыскать сумму ущерба.

Читать так же:  Срок налоговой давности

Если контрагент признается проблемным, а сделка имеет сомнительную форму, то ФНС исключает данные о ней из указанного обязательства.

Приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333

Классификация налоговых рисков

Есть несколько классификаций НР. Для предприятия они могут быть по виду:

  • внутренними и внешними;
  • предсказуемыми и непредсказуемыми;
  • систематические и несистематические.
    Налоговые риски

Существует три временные группы, которые соответствуют времени возникновения:

  • до начала проверки ФНС, то есть до момента спорной ситуации из-за действий контрагентов или ошибок в оформлении операции из хозяйственной деятельности;
  • в период контрольного мероприятия был выявлен ряд нарушений. Контрольным мероприятием может быть ревизия камерального или выездного характера;
  • подведение итогов проверки. Спор возникает между налоговой службой и субъектом, что фиксируется в специальном акте.

Имеется три основания, по которым производят деление:

  • субъект, обладающий рисками;
  • последствие вероятностного характера;
  • причина появления или образования.

Также выделяют группы, проявляющие на определенном этапе спора с налоговой службой:

  • информационная. Этот тип определен недостаточным уровнем информированности или неполноценным законодательным регулированием взаимоотношений субъектов, а также его отсутствием. Примером может служить вычет НДС, если счет-фактура заверяется подписью ИП факсимильного характера, так как нет четких отражений такого момента в актах законодательного и судебного типа;
  • процессуальная. В ней отражен недостаточный уровень регулирования финансового процесса, который производится при деятельности коммерческого типа и может быть образован в результате нарушений норм, правил, сроков, относящихся к налоговой форме. Примером служит несвоевременность предоставлений деклараций по доходности субъекта в результате его прямой или вторичной деятельности;
  • окружающая, включающая в себя моменты, проявляющиеся при неравнозначном восприятии норм и правил госструктурой и налогоплательщиком. Например, НС может наложить ответственность на организацию уже после истечения установленного срока, так как период после нарушения уже прошел. Это вызывает различные конфликтные ситуации;
  • репутационная, которая связана с оценкой компании в целом. Любые нарушения и зафиксированные разногласия с НС ведут к снижению доверия со стороны инвесторов и клиентов.
В последнем случае фирма теряет клиентскую базу, партнеров и возможность расширения на рынке за счет доверия к ней со стороны третьих лиц. Это ведет к снижению доходности.

Критерии оценки налоговых рисков

Анализ и оценка предприятия и его убытков фискального типа имеет установленные критерии. Согласно этому перечню можно провести самостоятельную проверку, которая позволит избежать штрафных санкций. Перечень критериев согласно Приказу ФНС № ММ-3-06/333 отражается в отсутствии:

  • факта взаимоотношений между контрагентами и иными лицами при сделках с помощью договора или соглашения;
  • документов, которые подтверждают права и полномочия руководства или законных представителей;
  • госрегистрации контрагентов в ФНС, что подтверждается специальными свидетельствами;
  • фактов в документальной форме, что контрагент ведет деятельность финансово-хозяйственного типа;
  • экономического обоснования при ценообразовании;
  • обоснования рассрочки или отложенного платежа;
  • реального воздействия по взысканию долга в соответствии с договором;
  • процентной ставки или обеспечения по займу, а также их заниженный уровень.
    Негативные последствия налоговых рисков

По той же структуре устанавливают факт наличия:

  • низкого уровня нагрузки фискального характера по сравнению с аналогичным субъектом в установленной сфере деятельности;
  • финансовой потери, которая отражена в отчетах за несколько лет;
  • большого вычета по НДС;
  • рост затрат и расходов при остановке или значительном сокращении доходности;
  • оплаты труда ниже среднего значения по региону или сфере;
  • близости к границам критерия, что дает право на спецрежим;
  • высокого уровня затрат на фоне уменьшения подоходного налога при основной деятельности;
  • необоснованного числа третьих лиц в виде посредников при различных сделках;
  • сокрытия информации при налоговом контроле в результате действий или бездействия;
  • периодической смены мест для постановки на учет;
  • невысокой рентабельности относительно аналогичных предприятий в регионе.
Читать так же:  НДФЛ при продаже квартиры

Указанные критерии применяются к лицам, имеющим любые режимы налогообложения. Также требуется помнить, что при определенных условиях ФНС будет вынуждена произвести проверку организации. К таким условиям могут относиться использование услуг контрагента, который находится под подозрением у НС в результате нарушений или имеет плохую репутацию.

Дополнительно выездная проверка может стать обоснованной при наличии сокрытия информации или отсутствия пояснений при запросах налоговой. Примером может служить выявление низкой рентабельности, которая имеет отклонение от среднего значения в 10%, и отказа пояснить ситуацию в документальной форме по запросу.

Управление налоговыми рисками

НР можно управлять. Для этого используются специальные правила, а также учитывают рекомендации ФНС.

Основные моменты процесса управления:

  • организация работы сделок только с тем, контрагентом, который был полностью проверен;
  • всегда выполнять ряд правил, которые установлены действующим законодательством, и не выходить за их рамки при определении налоговой базы и требуемой суммы;
  • соответствие показателям, который считают приемлемыми для определенной сферы деятельности и налогообложения;
  • систематический анализ с проверкой результата и деятельности на соответствие требованиям.

В первую очередь для того, чтобы избежать различные отрицательные последствия, связанные с НР, требуется создать специальный контрольный орган на предприятии, который будет учитывать все возможные последствия и более эффективно контролировать ситуацию.

Также потребуется учесть все рекомендации от налоговой службы:

  • отсутствие сделок с сомнительным характером;
  • отказ от услуг подозрительной компании или контрагента;
  • проверка всех будущих партнеров;
  • документальное оформление любой операции с выполнением обязательных требований;
  • отслеживание изменений и дополнений в налоговом законодательстве РФ;
  • разработка своей системы управления НР.

Еще одним важным моментом считают необходимость постоянного повышения квалификации работников бухучета, что позволяет избегать большинства неправильных заполнений и технических ошибок.

НР подразумевают собой возможные отрицательные последствия для компании при невыполнении или неправильном трактовании законодательных норм, что приводит к неверному расчету налоговой базы. Для устранения таких моментов требуется выполнять все рекомендации налоговой и не нарушать правила, установленные законодательной базой.

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-03
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-60-28
Россия (горячая линия):
+7 (800) 301-75-36
Получить консультацию