ФЗ о специальной оценке условий труда

Трудовые правоотношения в РФ по общему правилу регламентируются Гражданским и Трудовым кодексов РФ, однако с начала 2014 года вступил в силу еще один нормативный акт, заменивший ранее действовавший порядок аттестации рабочих мест по условиям труда.

В настоящей статье пойдет речь от ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда» от 01.01.2014. Предлагается провести обзор нормативного документа, а также рассмотреть основные и важные положения федерального закона.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Содержание статьи

Общие сведения

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» содержит 28 статей в 4 Главах, о содержании каждой из них предлагается остановиться подробнее.

Глава 1. Общие положения

Глава содержит 7 статей, определяющих:

  • предмет регулирования;
  • порядок регулирование специальной оценки условий труда (далее — СОУТ);
  • понятие СОТ;
  • права и обязанности участников правоотношений в сфере СОУТ;
  • порядок применения результатов проведенной СОУТ.

Глава 2. Порядок проведения специальной оценки условий труда

Глава содержит 11 статей, определяющих:

  • порядок подготовки и организации проведения СОУТ;
  • правила идентификации вредных и опасных для жизни и здоровья работников факторов;
  • порядок декларирования соответствия условий труда действующим нормативам;
  • правила проведения исследований или испытаний, направленных на измерение вредных и опасных факторов на производстве;
  • перечень вредных и опасных факторов производственной среды и трудовых процессов, подлежащих исследованию, испытанию и измерению;
  • классификацию условий труда;
  • результаты и особенности проведения СОУТ.

Глава 3. Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда

Глава содержит 6 статей, в которых закреплены:

  • требования к организации, проводящей СОУТ;
  • требования к экспертам организации, проводящей СОУТ;
  • правила и порядок формирования, ведения и содержание реестра организаций, проводящих СОУТ;
  • иные положения, касающиеся деятельности организаций, проводящих СОУТ.

Глава 4. Заключительные положения

Глава содержит 4 статьи, регламентирующих:

  • порядок осуществления государственного и профсоюзного контроля за соблюдением норм действующего законодательства;
  • порядок урегулирования споров, возникающих в сфере проведения СОУТ;
  • переходные положения и порядок вступления закона в силу.

Обзор документа

Предлагается детальнее рассмотреть суть основных положений нормативного документа, порядок проведения СОУТ, а также иные вопросы, касающиеся порядка проведения спецоценки.

Читать так же:  Налог на ягоды и грибы в России

Что такое специальная оценка труда по закону № 426 ФЗ

Специальная оценка условий труда — комплекс последовательных мероприятий и процедур, главной целью которых является выявление производственных факторов, негативно влияющих на здоровье сотрудников, работающих под их воздействием.

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Выделяется несколько категорий таких факторов:

  1. Оказывающих воздействие непосредственно в момент исполнения должностных обязанностей.
  2. Связанных с общей производственной средой в месте расположения рабочего места.

В обязанностях сотрудника может и не быть необходимости в поднятии тяжестей или взаимодействия с горючими и опасными веществами, однако если рабочее место, обусловленное технологией производственного процесса, находится в «горячем» цеху, то такое место не может считаться оптимальным и допустимым и подлежит оценке.

Затраты на проведение мероприятий СОУТ по закону возлагаются на работодателя. Запрещается взимать плату или удерживать их из дохода сотрудника.

Организации, в которых сотрудники прошли аттестацию по состоянию на 01.01.2014, вправе провести СОУТ не менее чем через 5 лет, но не позднее 31.12.2018.

Предприятия, начавшие хозяйственную деятельность с 01.01.2014 обязуются провести СОУТ не позднее 31.12.2018. В целях снижения финансовой нагрузки процедура может проводиться поэтапно.

СОУТ в Трудовом кодексе

В ТК РФ статья 212 посвящена обязанностям работодателя по созданию и обеспечению безопасных условий труда, в том числе:

  • обеспечить безопасность сотрудников при эксплуатации объектов недвижимости, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также используемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • создать функциональную систему управления охраны труда;
  • предоставить работникам средства индивидуальной и коллективной защиты, отвечающей требованиям норм безопасности и действующих правил;
  • создать рабочие места, соответствующие требованиям охраны труда;
  • организовать режим труда и отдыха в четком соответствии с действующими нормами трудового законодательства;
  • приобрести за свой счет средства индивидуальной защиты, специальную одежду и обувь, а также иные чистящие, моющие, обеззараживающие, смывающие сертифицированные и декларированные средства для сотрудников, занятых на опасных и вредных работах, в том числе с особыми температурными условиями;
  • провести обучение методам оказания первой медицинской помощи, пострадавшим на производстве, организовать занятия по основам охраны труда, а также стажировки на рабочем месте с последующей проверкой усвоенного материала;
  • предотвратить допуск к работе лиц, не имеющих необходимых знаний в области безопасности и охраны труда, а также не прошедших стажировку и проверку;
  • организовать контроль за соблюдением правил и требований по безопасности и охране труда;
  • проводить СОУТ в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Статья 212 Трудового кодекса РФ «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда»

Кто обязан обеспечивать проведение специальной оценки условий труда в организациях

Обязанность по проведению СОУТ возложена на всех работодателей. Как правило, она проводится совместно с независимой компанией, привлеченной на договорных началах.

Указанное требование регламентировано п.2 ст. 8 ФЗ № 426 «О СОУТ» (далее — Закон).

Функции работодателя и оценивающей организации при проведении СОУТ
Важно! Даже при смене фактического местонахождения работодателя, СОУТ обязательна в любом случае.

Требования к компаниям, которые могут быть привлечены для проведения СОУТ, закреплены в ст. 19 Закона, а именно:

  • независимость по отношению к работодателю;
  • в уставе организации должно быть прямо указано, что проведение спецоценки является основным или одним из видов осуществляемой деятельности;
  • компания прошла аккредитацию в соответствии с правилами, установленных в приказе Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н;
  • штат сотрудников насчитывает не менее 5 экспертов, работающих на основании трудового договора, и имеющих сертификаты эксперта на предоставление подобного рода услуг;
  • хотя бы один эксперт должен иметь высшее образование по одной из специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
  • в распоряжении компании есть испытательная лаборатория или центр, аккредитованные в установленном законом порядке. Сферой аккредитации должно быть проведение исследовательской деятельности, измерений вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Читать так же:  Закон «О средствах массовой информации»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. N 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»

Кто проводит специальную оценку условий труда по закону № 426 ФЗ

Статья 8 Закона закрепляет, что:

  • организация и финансирование проведения СОУТ возлагается на работодателя;
  • спецоценка проводится совместно работодателем и организациями, отвечающим требованиям, установленным в статье 19 Закона;
  • методика проведения СОУТ утверждается федеральным органом власти, к компетенции которого относится выработка и реализация государственной политики и правовое регулирование в сфере труда с учетом мнения Российской 3-сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • СОУТ проводится не менее 1 раза в 5 лет, если иное не определено Законом. Истечение срока начинается со дня утверждения отчета о проведении спецоценки.

В отношении кого специальная оценка не проводится

СОУТ не требуется касательно:

  • надомных работников;
  • сотрудников, выполняющих обязанности в дистанционном режиме;
  • для работодателей — физических лиц, не прошедших государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Когда и зачем проводится внеплановая специальная оценка условий труда?

Основания для проведения внеплановой СОУТ закреплены в ст. 17 Закона.

Условия для проведения внеплановой СОУТ

К ним относятся:

  • образование нового рабочего места на предприятии, которое отсутствовало на момент последнего проведения СОУТ;
  • возникновение ЧП или несчастный случай, произошедший на рабочем месте, прошедшем спецоценку, в том числе и в случаях профессионального заболевания сотрудника;
  • проведены существенные изменения в технологическом процессе: заменены используемые материалы, сырье, комплектующие, средства труда, оборудование;
  • зафиксированы многочисленные обращения сотрудников относительно нарушения условий труда и необходимости проведения проверки до истечения установленных Законом 5 лет.

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?

Сроки проведения СОУТ напрямую зависит от ряда факторов:

  • очередность проведения;
  • какие условия труда были ранее на рабочем месте;
  • какие условия труда на момент проведения.

Аттестованные организации вправе провести СОУТ ранее установленного срока при условии, что отведенный законом 5-летний период еще не истек.

Специальная оценка условий труда. Зачем ее проводить?

Применяемая ранее методика проведения аттестации показала свою неэффективность, и многие работодатели предпочитали оплатить штраф, чем заниматься организацией затратного мероприятия.

Вступление в силу закона накладывает существенные штрафные санкции за отказ или уклонение от проведения СОУТ.

Размер штрафов в данной сфере правоотношений закреплен в ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ:

  • 5-10 тыс. рублей — штраф для должностного лица;
  • 60-80 тыс. рублей — штраф для юридического лица, уклоняющегося от проведения СОУТ.

Повторное нарушение увеличивает размер и степень ответственности, вплоть до уголовной. Кроме того, юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму до 200 тыс. рублей, а также приостановлена деятельность на срок до 90 дней.

Статья 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации»

Читать так же:  Возврат и обмен ювелирных изделий в 2019 году

Порядок проведения специальной оценки условий труда

При организации СОУТ работодатель создает специальную комиссию с нечетным числом входящих в нее членов. После этого утверждается график проведения спецоценки.

Состав и порядок проведения мероприятий комиссией утверждается приказом руководства компании.

Этапы проведения СОУТ на рабочих местах

Как правило, членами комиссии выступают:

  • представители работодателя, в числе которых могут быть: руководитель структурных подразделений, кадровые сотрудники или медицинские работники;
  • лицо, ответственное за охрану труда;
  • представители профсоюзной организации.

Главой комиссии назначается работодатель или его законный представитель. По окончании СОУТ и оформления необходимой документации устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах. В зависимости от класса определяется порядок расчета страховых отчислений.

Какие факторы исследуют во время спецоценки

Статья 13 Закона определяет вредные и опасные факторы, подлежащие выявлению и оценке.

Факторы производственной среды делятся на три категории:

  1. Физические — аэрозоли, шум, инфразвук, ультразвук, общее и локальное вибрационное воздействие.
  2. Химические — опасные вещества и смеси, включая биологической природы.
  3. Биологические — органические клетки, споры, микроорганизмы, способные спровоцировать инфекционные заболевания.
    Классификация условий труда по степени опасности и вредности

Факторы трудового процесса подразделяются на 2 категории:

  1. Тяжесть трудового процесса — уровень физической нагрузки на организм;
  2. Напряженность трудового процесса — уровень сенсорной нагрузки на ЦНС и органы чувств человека.

Кроме того, в испытательных лабораториях исследуют:

  • температуру окружающей среды;
  • влажность;
  • скорость движения воздуха;
  • дозы инфракрасного излучения;
  • напряженность переменного электрического, магнитного поля промышленной частоты;
  • напряженность переменного поля промышленной частоты (50 Герц);
  • напряженность переменного электрического, магнитного поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;
  • напряженность электростатического поля и постоянного магнитного поля;
  • ультрафиолетовое излучение;
  • энергетическую освещенность;
  • энергетическую экспозицию лазерного излучения;
  • уровень шума;
  • напряженность трудового процесса работников;
  • биологические факторы.

Оценка произведена. Что потом?

Закон устанавливает 30-дневный период, в течение которого каждый сотрудник обязан под роспись ознакомиться с результатами проведенной СОУТ. Если работодатель имеет официальным сайтом компании, то заключение экспертов и комиссии также размещаются на странице в тот же период.

Проведенная СОУТ является основанием для начисления дополнительных пенсионных взносов.

Страховые тарифы в зависимости от классов условий труда

Максимальный размер дополнительного тарифа предусмотрен в размере 8%. Для рабочих мест, признанных оптимальными и допустимыми, дополнительный тариф не начисляется.

В отношении не вредных и безопасных рабочих мест составляется декларация соответствия, передаваемая в инспекцию по труду. Срок действия документа составляет 5 лет.

Изменения после введения закона о спецоценки

Принятие и вступление в силу закона привело к необходимости внесения корректировок в ряд нормативно-правовых актов, влияющих на порядок и правила уплаты социальных взносов.

Нововведения отражены в ФЗ № 421 от 28.12.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-80
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-65-94
Россия (горячая линия):
8 (800) 350-68-82
Получить консультацию