ФЗ о физической культуре и спорте

​​Организаторы спортивных мероприятий и тренер также должны подчиняться требованиям законодательства, которые действуют в их сфере деятельности. Основным законом для них является ФЗ № 329, положения которого будут рассмотрены далее.

Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

Что представляет собой закон

Данный нормативный акт не влияет на правила самих спортивных состязаний, но он регулирует тренерскую деятельность и фиксирует условия проведения соревновательных мероприятий.

Главная задача данного нормативного акта — установить порядок регулирования в сфере ФКиС, касающийся организационных, социальных и экономических работ.

Положения закона касаются:

  • мероприятий;
  • тренировочного процесса;
  • тренеров и спортсменов;
  • лиц, ответственных за проверку спортивных объектов и соревнований;

Общие положения и краткое содержание 329-ФЗ

В первой главе рассматриваемого ФЗ сказано, что закон:

  • гарантирует всем гражданам право заниматься спортом и физкультурой независимо от состояния здоровья;
  • закрепляет единую для всех систему прав и норм;
  • запрещает дискриминировать граждан во время соревнований и при подведении итогов;
  • предоставляет право регулирования сферы ФКиС государству и местным властям, а также спортивным федерациям;
  • содействует развитию спорта среди лиц разного возраста с учётом особенностей каждой из групп (школьников, юношей, студентов и т. д.) и пропаганде здорового образа жизни.
Положения ФЗ № 329 соответствуют все принятым РФ законам и международным договорам. Также закон обеспечивает сохранности жизни, здоровья и безопасности для всех спортсменов и зрителей.

Субъектами же физкультуры и спорта считаются:

  • спортивные организации, клубы, сообщества, центры, лиги и другие общественные объединения;
  • агенты, спортсмены, команды, тренеры, зрители и судья;
  • образовательные учреждения, занимающиеся спортивной подготовкой населения;
  • профсоюзы, отстаивающие интересы работников в данной сфере;
  • НИУ и другие предприятия, исследующие сферу ФК и спорта и предлагающие программы развития;
  • госорганы, заведующие развитием военных и служебных видов спорта;
  • спорткомитеты, действующие в РФ.

Предмет регулирования

Основываясь на положениях закона, можно сделать вывод, что он необходим для:

  • юридического закрепления структуры и деятельности физкультурно-оздоровительных организаций в РФ;
  • определение субъектов, на финансирование которых будут направляться деньги из госбюджета;
  • фиксации льгот и выплат, положенных спортсменам, тренерам и другим работникам физкультурно-спортивной отрасли;
  • привлечение к ответственности за нарушение норм законодательства в сфере ФКиС.

Поэтому предметом регулирования ФЗ № 329 выступают все общественные отношения, касающиеся спорта и физкультуры. Закон закрепляет, что такие отношения носят правовой характер.

Важно! В законе существует понятие т. н. базовых видов спорта. К ним относят те, в которых спортсмены из РФ отстаивают честь страны на международных соревнованиях. Плюс сюда относят те виды, что признаны особо значимыми в определённых субъектах РФ.

Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте

Нормативная система в физкультурно-спортивной сфере должна обеспечивать:

  • преемственность знаний и традиций физического развития различных возрастных групп населения;
  • самостоятельность все объединений, действующих в сфере ФКиС, а также их равноправное положение при необходимости получить господдержку;
  • оздоровление российской нации, улучшение производительности труда и продолжительности жизни граждан;
  • поиск и развитие талантливых спортсменов, обеспечение их всеми необходимыми условиями для достижения успеха в конкретных видах спорта;
  • осознание среди людей необходимости вести здоровый образ жизни.
Читать так же:  Защита авторских прав в интернете

Текст закона

  1. В главе 1 приводятся основные положения, указывается предмет и сфера действия акта. Тут же приведён список терминов, необходимый для правильного понимания последующих глав, с их расшифровкой. В довершение здесь указаны другие нормативные акты, которые также касаются контролируемой сферы. Важно, что дан полный перечень субъектов, которые относятся к сфере физкультуры и спорта в РФ. Раскрыты и полномочия госорганов и учреждений на разных уровнях, которые проводят мероприятия, и контролируют соблюдение законодательных норм;
  2. Глава 2 ФЗ посвящена раскрытию процессов и методов организации работы, связанной со сферой ФКиС. Представлен список субъектов, которые могут заниматься данной деятельностью. Приведён регламент Олимпийского и Паралимпийского движения и Олимпийского комитета. Далее прописываются спортивные федерации разного уровня, их уставы и правовой статус. Все федерации занесены в специальный реестр. Раскрывается описание спортклубов и специфика их деятельности. Представлены процессы, встречающиеся при организации мероприятий. Приведён реестр видов спорта с указанием отличительных признаков каждого, при наличии которых дисциплину можно соотнести с тем или иным видом спорта. Для каждого из них прописаны правила, присваиваемые разряды и звания, права и обязанности соревнующихся. Отдельно выделяются положения, касающиеся допинга — проверки на наличие запрещённых веществ в организме и меры, принимаемые для предотвращения использования допинга;
  3. В главе 3 описываются нюансы развития физкультура в образовательной и трудовой сфере, а также в госорганах. Здесь же описана подготовка граждан РФ к несению военной службы, приведены положения т.н. реабилитационной физкультуры для инвалидов, а также правила занятия адаптивным спортом. Приведённые здесь положения должны обеспечивать реализацию ГТО, а также зафиксировать нормативы для участников. Закреплено, что участие в комплексе мероприятий ГТО осуществляется добровольно. Результаты сдачи тестов загружаются в электронную базу данных.
  4. Глава 4 отведена описанию подготовки спортсменам к выступлениям, перечислены процессы и этапы тренировочного процесса, указаны общероссийские стандарты подготовки. Тут же указано, кто и как устанавливает данные стандарты;
  5. Глава 5 раскрывает все официально действующие на территории РФ спортивные команды, внесённые в реестр. Перечисляются и методы открытия и регистрации таких команд;
  6. Глава 6 касается финансовой стороны сферы ФКиС. Описываются все используемые спортивных объектов;
  7. Глава 7 затрагивает деятельность и участие страны в международных состязаниях. Её положения являются общими для всех видов спорта
  8. Последняя глава отведена для уточнения положений закона, приведённых выше.

Последние изменения

С недавнего времени закон был дополнен новым понятием. Теперь закреплены т. н. спортивные сборные команды субъектов РФ. Они, как и сборные команды, состоят из лучших представителей в разных дисциплинах, но отстаивают честь своего региона. Собираются такие команды местными федерациями.

Читать так же:  ​​Самовольное занятие земельного участка

Изменен и регламент взаимодействия госорганов, специализирующихся на борьбе с применением допифнга. Теперь контролирующие учреждения должны делиться информацией с другим госорганизациями, которые занимаются контролем медобеспечения спортсменов.

Иностранцы и апатриды (не имеющие гражданства) могут получить отказ во въезде в Россию, если они были замечены в нарушениях общественного порядка в местах, где проводились спортивные мероприятий.

Однако по-прежнему остаётся нерешённым вопрос с закреплением в законодательстве понятия «фитнес». И это при том, что число людей, занимающихся фитнесом, растёт ежегодно, а спортивных комплексов для занятия не хватает. Не установлены и регламент сертификации тренеров, из-за чего в каждом предприятии действуют собственные принципы оценки профессионализма соискателей.

Был закреплён и новый порядок распределения прибыли от проведённых спортивных мероприятий — 20% средств идёт в бюджет детско-юношеского спорта, а оставшиеся 80% — на развитие профессионального.

Важные нововведения коснулись решения споров, возникающих в профессиональном спорте. В гл. 5.1 закреплены положения о:

  • действующем арбитраже (отечественном и иностранном);
  • порядке досудебного урегулирования спорных ситуаций;
  • категории споров, которые можно решать в третейских судах.

Итак, закон касается в основном спортивных федераций, организации мероприятий и мер по развитию массовой физкультуры и спорта в России, а также выступающих профессиональных спортсменов и команд. Внимательно ознакомиться с ним следует тренерам и организаторам.

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-03
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-60-28
Россия (горячая линия):
+7 (800) 301-75-36
Получить консультацию