ФЗ о физической культуре и спорте
Организаторы спортивных мероприятий и тренер также должны подчиняться требованиям законодательства, которые действуют в их сфере деятельности. Основным законом для них является ФЗ № 329, положения которого будут рассмотрены далее.
Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
Содержание статьи
Что представляет собой закон
Данный нормативный акт не влияет на правила самих спортивных состязаний, но он регулирует тренерскую деятельность и фиксирует условия проведения соревновательных мероприятий.
Главная задача данного нормативного акта — установить порядок регулирования в сфере ФКиС, касающийся организационных, социальных и экономических работ.
Положения закона касаются:
- мероприятий;
- тренировочного процесса;
- тренеров и спортсменов;
- лиц, ответственных за проверку спортивных объектов и соревнований;
Общие положения и краткое содержание 329-ФЗ
В первой главе рассматриваемого ФЗ сказано, что закон:
- гарантирует всем гражданам право заниматься спортом и физкультурой независимо от состояния здоровья;
- закрепляет единую для всех систему прав и норм;
- запрещает дискриминировать граждан во время соревнований и при подведении итогов;
- предоставляет право регулирования сферы ФКиС государству и местным властям, а также спортивным федерациям;
- содействует развитию спорта среди лиц разного возраста с учётом особенностей каждой из групп (школьников, юношей, студентов и т. д.) и пропаганде здорового образа жизни.
Субъектами же физкультуры и спорта считаются:
- спортивные организации, клубы, сообщества, центры, лиги и другие общественные объединения;
- агенты, спортсмены, команды, тренеры, зрители и судья;
- образовательные учреждения, занимающиеся спортивной подготовкой населения;
- профсоюзы, отстаивающие интересы работников в данной сфере;
- НИУ и другие предприятия, исследующие сферу ФК и спорта и предлагающие программы развития;
- госорганы, заведующие развитием военных и служебных видов спорта;
- спорткомитеты, действующие в РФ.
Предмет регулирования
Основываясь на положениях закона, можно сделать вывод, что он необходим для:
- юридического закрепления структуры и деятельности физкультурно-оздоровительных организаций в РФ;
- определение субъектов, на финансирование которых будут направляться деньги из госбюджета;
- фиксации льгот и выплат, положенных спортсменам, тренерам и другим работникам физкультурно-спортивной отрасли;
- привлечение к ответственности за нарушение норм законодательства в сфере ФКиС.
Поэтому предметом регулирования ФЗ № 329 выступают все общественные отношения, касающиеся спорта и физкультуры. Закон закрепляет, что такие отношения носят правовой характер.
Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте
Нормативная система в физкультурно-спортивной сфере должна обеспечивать:
- преемственность знаний и традиций физического развития различных возрастных групп населения;
- самостоятельность все объединений, действующих в сфере ФКиС, а также их равноправное положение при необходимости получить господдержку;
- оздоровление российской нации, улучшение производительности труда и продолжительности жизни граждан;
- поиск и развитие талантливых спортсменов, обеспечение их всеми необходимыми условиями для достижения успеха в конкретных видах спорта;
- осознание среди людей необходимости вести здоровый образ жизни.
Текст закона
- В главе 1 приводятся основные положения, указывается предмет и сфера действия акта. Тут же приведён список терминов, необходимый для правильного понимания последующих глав, с их расшифровкой. В довершение здесь указаны другие нормативные акты, которые также касаются контролируемой сферы. Важно, что дан полный перечень субъектов, которые относятся к сфере физкультуры и спорта в РФ. Раскрыты и полномочия госорганов и учреждений на разных уровнях, которые проводят мероприятия, и контролируют соблюдение законодательных норм;
- Глава 2 ФЗ посвящена раскрытию процессов и методов организации работы, связанной со сферой ФКиС. Представлен список субъектов, которые могут заниматься данной деятельностью. Приведён регламент Олимпийского и Паралимпийского движения и Олимпийского комитета. Далее прописываются спортивные федерации разного уровня, их уставы и правовой статус. Все федерации занесены в специальный реестр. Раскрывается описание спортклубов и специфика их деятельности. Представлены процессы, встречающиеся при организации мероприятий. Приведён реестр видов спорта с указанием отличительных признаков каждого, при наличии которых дисциплину можно соотнести с тем или иным видом спорта. Для каждого из них прописаны правила, присваиваемые разряды и звания, права и обязанности соревнующихся. Отдельно выделяются положения, касающиеся допинга — проверки на наличие запрещённых веществ в организме и меры, принимаемые для предотвращения использования допинга;
- В главе 3 описываются нюансы развития физкультура в образовательной и трудовой сфере, а также в госорганах. Здесь же описана подготовка граждан РФ к несению военной службы, приведены положения т.н. реабилитационной физкультуры для инвалидов, а также правила занятия адаптивным спортом. Приведённые здесь положения должны обеспечивать реализацию ГТО, а также зафиксировать нормативы для участников. Закреплено, что участие в комплексе мероприятий ГТО осуществляется добровольно. Результаты сдачи тестов загружаются в электронную базу данных.
- Глава 4 отведена описанию подготовки спортсменам к выступлениям, перечислены процессы и этапы тренировочного процесса, указаны общероссийские стандарты подготовки. Тут же указано, кто и как устанавливает данные стандарты;
- Глава 5 раскрывает все официально действующие на территории РФ спортивные команды, внесённые в реестр. Перечисляются и методы открытия и регистрации таких команд;
- Глава 6 касается финансовой стороны сферы ФКиС. Описываются все используемые спортивных объектов;
- Глава 7 затрагивает деятельность и участие страны в международных состязаниях. Её положения являются общими для всех видов спорта
- Последняя глава отведена для уточнения положений закона, приведённых выше.
Последние изменения
С недавнего времени закон был дополнен новым понятием. Теперь закреплены т. н. спортивные сборные команды субъектов РФ. Они, как и сборные команды, состоят из лучших представителей в разных дисциплинах, но отстаивают честь своего региона. Собираются такие команды местными федерациями.
Изменен и регламент взаимодействия госорганов, специализирующихся на борьбе с применением допифнга. Теперь контролирующие учреждения должны делиться информацией с другим госорганизациями, которые занимаются контролем медобеспечения спортсменов.
Иностранцы и апатриды (не имеющие гражданства) могут получить отказ во въезде в Россию, если они были замечены в нарушениях общественного порядка в местах, где проводились спортивные мероприятий.
Однако по-прежнему остаётся нерешённым вопрос с закреплением в законодательстве понятия «фитнес». И это при том, что число людей, занимающихся фитнесом, растёт ежегодно, а спортивных комплексов для занятия не хватает. Не установлены и регламент сертификации тренеров, из-за чего в каждом предприятии действуют собственные принципы оценки профессионализма соискателей.
Был закреплён и новый порядок распределения прибыли от проведённых спортивных мероприятий — 20% средств идёт в бюджет детско-юношеского спорта, а оставшиеся 80% — на развитие профессионального.
Важные нововведения коснулись решения споров, возникающих в профессиональном спорте. В гл. 5.1 закреплены положения о:
- действующем арбитраже (отечественном и иностранном);
- порядке досудебного урегулирования спорных ситуаций;
- категории споров, которые можно решать в третейских судах.
Итак, закон касается в основном спортивных федераций, организации мероприятий и мер по развитию массовой физкультуры и спорта в России, а также выступающих профессиональных спортсменов и команд. Внимательно ознакомиться с ним следует тренерам и организаторам.