Главные ошибки бухгалтера
Бухгалтер — специалист по финансовому учёту, имеющийся в штате любого предприятия. В обязанности этого сотрудника входит проведение всех внутренних финансовых операций организации: составление баланса доходов-расходов, начисление заработной платы, работа с клиентами и деловыми партнёрами компании, подача отчётной документации. Как поступить, если в подготовленную финансовую отчётность закралась ошибка? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Содержание статьи
Основные ошибки в работе бухгалтерии
Начнём с того, что бухгалтерской ошибкой признаётся внесение в документы недостоверной информации о хозяйственной или финансовой деятельности предприятия. Неточность вычислений может быть спровоцирована неверной оценкой факторов, незнанием либо неправильным применением действующих норм российского законодательства. В некоторых случаях, речь идёт о злом умысле. Рассмотрим ошибки, типичные для любого бухгалтера.
Выплата зарплаты
Сразу отметим, что в большинстве случаев, выдачей заработной платы заведует кассир предприятия, однако, расчётную документацию подготавливает бухгалтерия. Именно сюда нужно обращаться сотрудникам при обнаружении неточностей в полагающихся выплатах.
Рассмотрим характерные ошибки:
- Неисполнение норм трудового законодательства — невыплата сверхурочных, премиальных и иных полагающихся надбавок;
- Неправильный расчёт командировочных — в частности, бухгалтер путает среднедневной и среднемесячный заработки;
- Нарушение порядка расчёта уволенных сотрудников — например, неправильно учитывается расчётный период или делаются удержания, не предусмотренные нормами ТК РФ;
- Несоблюдение сроков начисления зарплаты сотрудникам — по закону, заработная плата должна выплачиваться дважды в месяц;
- Переплаты — сотруднику выплачивается большая сумма, чем положено;
- Неверное удержание — с полагающихся работнику выплат нельзя удерживать более 70%.
Ошибки бухгалтерского учёта
Такие ошибки затрагивают не интересы сотрудников, а финансовую и хозяйственную деятельность организации в целом. Классифицируются подобные ошибки на 2 основных типа:
- Технические. Сюда можно отнести любые неточности, допущенные при заполнении отчётной документации. Например, допущены описки, искажающие реальные факты, неправильно выделены отрицательные показатели, оставлены незаполненные поля;
- Методологические. В эту группу входят ошибки, допущенные при заполнении первичной документации или отображении хозяйственных операций. Например, отсутствуют необходимые реквизиты, неправильно указаны суммы и даты проводки, неверно применены способы оценки имущества, находящегося на балансе предприятия.
Устраняются подобные ошибки внесением исправлений в отчётную документацию с обязательными пояснениями в годовой отчётности. В пояснениях указывается характер допущенной ошибки и корректировочные суммы по каждой статье подаваемого отчёта.
Как оформляются и исправляются ошибки бухгалтерского учёта
Рассмотрим основные положения, касающиеся этой стороны вопроса.
Что называют счётной ошибкой
Сразу нужно уточнить, что такого определения в действующем законодательстве не существует. Однако в финансовых кругах, счётными ошибками называют неточности, совершённые при выполнении арифметических действий.
Здесь нужно пояснить, что счётные и технические ошибки различаются по своей форме и характеру. В частности, если бухгалтер неверно рассчитал заработную плату сотрудника, увеличив её в большую сторону — это счётная ошибка. В таких ситуациях, закон допускает взыскать допущенную переплату с работника по его согласию либо на основании судебного решения.
В случае с техническими ошибками, дела обстоят иначе. Например, такими ошибками признаются сбои в работе компьютерных программ или неправильный ввод исходных данных. Это происходит по вине работодателя, следовательно, подобные переплаты не подлежат удержанию. Единственное исключение: сотрудник добровольно согласен вернуть лишнюю сумму.
Как исправить ошибку в бухучёте и отчётной документации
Правильное оформление подобных ошибок — бухгалтерская справка, где отображается информация о дополнительных и исправительных проводках, сведения о причинах, повлекших за собой допущение неточности. В документе обязательно указывается:
- Дата внесения исправлений;
- Подписи сотрудников, ответственных за ведение такой документации.
Согласно действующим правилам, исправительные проводки оформляются следующим образом:
- Обнаружена неучтённая прибыль за прошедшие годы. Оформляется такой доход в отчёте текущего периода по статье «Прочих доходов» в кредите счёта 91;
- Обнаружены неучтённые убытки за минувшие годы. Здесь применяется аналогичный принцип. Проводка включается в состав прочих расходов по дебету счёта 91.
Составление корректировочного счёта-фактуры
Это понятие появилось в налоговом законодательстве в 2011 году. Выписываются такие счета в ситуациях, когда стоимость отгруженных товаров либо оказанных услуг изменяется в большую или меньшую стоимость.
Необходимость оформления корректировочного счёта-фактуры обусловлена следующими обстоятельствами:
- Стоимость товаров и услуг изначально не была оговорена между продавцом и покупателем;
- Произведён частичный возврат партии товара, например, после обнаружения производственного брака;
- При утилизации оприходованных товаров;
- Если товар возвращается покупателем, освобождённым от уплаты НДС;
- При расхождении объёма товара поступившего на склад с данными, указанными в сопроводительной документации.
Как отражается счёт-фактура в книге продаж? Допустим, покупателю приходит меньше товара, чем было оплачено. В этом случае, продукция приходуется по факту поступления, а не на основании данных, указанных в товарно-сопроводительной документации. НДС вычитается согласно объёму принятого товара. Продавец оформляет счёт-фактуру и заявляет о вычете по недополученному товару.
В книге продаж корректировочный счёт-фактура отображается следующим образом:
- Указываются даты проводимых операций;
- Отмечается наименование: учёт поступившего товара, выделение входного НДС, принятие к вычету;
- Дебет и кредит;
- Суммы оприходованных товаров и НДС;
- Примечание о дате регистрации счёта-фактуры.
Основные способы исправления ошибок
Здесь возможно применение 3 методов, подходящих к большинству бухгалтерской документации. Выглядит это так:
- Корректировка. Применима для бумажных отчётов и ведомостей. Если допускается неточность при заполнении, ошибку зачёркивают таким образом, чтобы неверная надпись оставалась читабельной. В примечаниях ставится дата внесения исправлений, данные и подпись ответственного лица, печать организации;
- Дополнительная проводка. Применяется при несвоевременном обнаружении сумм или допущенных ранее ошибок. В этих случаях, составляется новая проводка на сумму недостачи либо переплаты;
- Красное сторно. Применяется к исправлению неточностей, допущенных в счетах. В этом случае, ошибки отмечаются красными чернилами, и эти суммы вычитаются из проводки.
Нужно уточнить, что далеко не вся бухгалтерская документация подлежит исправлению. В частности, нельзя корректировать ошибки в расчётно-кассовых и банковских бумагах.