Фонд национального благосостояния России
Государство несет обязательство пенсионного обеспечения каждого гражданина страны, имеющего на это право. В РФ существует Фонд национального благосостояния — это государственный резервный фонд, являющийся неотъемлемой составляющей системы пенсионного обеспечения лиц, определенных законодательством РФ.
В настоящей статье предлагается ознакомиться с описанием и целями создания ФНБ, структурой его формирования, порядком управления и расходования средств, а также структурой размещения в активы и доходность.
Содержание статьи
Описание и цели
Фонд создан 01.02.2008 г. в результате разделения ранее действовавшего Стабилизационного фонда.
Источником поступления денежных средств ФНБ являются нефтегазовые доходы федерального бюджета в размерах, превышающих утвержденных на конкретный финансовый год объем нефтегазового трансферта, с момента, когда накопленный объем средств Резервного фонда достигал (превышал) его нормативную величину.
ФНБ — это своего рода «подушка безопасности», компенсирующая потерю нефтегазовых доходов при непрогнозируемых и существенных снижениях цен на нефть, а также позволяет в полном объеме исполнить социальные финансовые обязательства перед гражданами страны.
Ключевой целью создания ФНБ является обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ и покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ.
С 01.01.2018 г. ФНБ объединен с Резервным фондом в единый фонд на базе ФНБ, а с 1 февраля этого же года Резервный фонд фактически прекратил свое существование. При этом, оставшиеся в нем бюджетные средства были направлены на исполнение государственных расходных обязательств.
Объединение вышеуказанных фондов в ФНБ никак не отразилось на его первоначальных целях создания. Более того, добавилась цель обеспечения покрытия дефицита федерального бюджета.
Структура формирования
ФНБ формируется за счет:
- вспомогательных доходов от реализации нефтегазовых ресурсов в порядке, определенным Правительством РФ;
- доходов, полученных от управления средствами ФНБ.
Под вспомогательными доходами понимаются доходы федерального бюджета свыше установленной цены отсечения — базовая цена в 40 долларов США за 1 баррель нефти марки Urals в ценах 2017 года с последующей ежегодной индексацией на 2%.
Расход средств
Денежные средства фонда могут расходоваться по 3 ключевым направлением:
- Реализацию проектов, финансируемых Внешэкономбанком;
- Выполнение социальных финансовых обязательств перед гражданами страны;
- Пополнение бюджета в случае возникновения дефицита.
Управление средствами ФНБ
Министерство финансов РФ уполномочено на управление средствами ФНБ в порядке, определенном Правительством РФ. Определенные полномочия в сфере управления ФНБ делегированы Центральному Банку РФ.
Правительство РФ устанавливает порядок, требования, а также условия привлечения специализированных финансовых компаний для реализации отдельных полномочий в сфере управления средствами ФНБ.
Способы осуществления управления средствами ФНБ (как по отдельности, так и одновременно):
- Приобретение иностранной валюты и ее размещение на счетах по учету средств ФНБ в иностранной валюте в ЦБ РФ. Банк, пользуясь временно размещенными денежными средствами, уплачивает фонду проценту в соответствии с условиями договора.
- Размещение средств ФНБ в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в российских рублях и разрешенной иностранной валюте.
Минфин РФ управляет средствами ФНБ в пределах первого способа.
Статистика ФНБ
В РФ основным источником пополнения ФНБ является доход от реализации углеводородных ресурсов при условии, что он превышает установленный показатель. Статистика свидетельствует о ежегодных перечислениях в фонд в размере 1,9-7,7 показателя ВВП.
Раньше средства направлялись в фонд, если стоимость барреля нефти превышала отметку в 20 долларов США, затем показатель сместился в сторону увеличения до 27 долларов США. Сегодня счет ФНБ пополняется, если стоимость барреля превышает 40 долларов США.
По состоянию на 01.08.2019 года статистика состояния ФНБ выглядела следующим образом:
Дата | Размер фонда, млрд $ | Размер фонда, млрд р. |
01.02.2008 | 32,00 | 783,31 |
01.03.2008 | 32,22 | 777,03 |
01.04.2008 | 32,90 | 773,57 |
01.05.2008 | 32,72 | 773,82 |
01.06.2008 | 32,60 | 773,93 |
01.07.2008 | 32,85 | 770,56 |
01.08.2008 | 32,69 | 766,48 |
01.09.2008 | 31,92 | 784,51 |
01.10.2008 | 48,68 | 1 228,88 |
01.11.2008 | 62,82 | 1 667,48 |
01.12.2008 | 76,38 | 2 108,46 |
01.01.2009 | 87,97 | 2 584,49 |
01.02.2009 | 84,47 | 2 991,50 |
01.03.2009 | 83,86 | 2 995,51 |
01.04.2009 | 85,71 | 2 915,21 |
01.05.2009 | 86,30 | 2 869,44 |
01.06.2009 | 89,86 | 2 784,14 |
01.07.2009 | 89,93 | 2 813,94 |
01.08.2009 | 90,02 | 2 858,70 |
01.09.2009 | 90,69 | 2 863,08 |
01.10.2009 | 91,86 | 2 764,37 |
01.11.2009 | 93,38 | 2 712,56 |
01.12.2009 | 92,89 | 2 769,84 |
01.01.2010 | 91,56 | 2 769,02 |
01.02.2010 | 90,63 | 2 757,89 |
01.03.2010 | 89,63 | 2 684,21 |
01.04.2010 | 89,58 | 2 630,27 |
01.05.2010 | 88,83 | 2 601,62 |
01.06.2010 | 85,80 | 2 616,54 |
01.07.2010 | 85,47 | 2 666,41 |
01.08.2010 | 88,24 | 2 663,76 |
01.09.2010 | 87,12 | 2 671,54 |
01.10.2010 | 89,54 | 2 722,15 |
01.11.2010 | 90,08 | 2 772,80 |
01.12.2010 | 88,22 | 2 761,96 |
01.01.2011 | 88,44 | 2 695,52 |
01.02.2011 | 90,15 | 2 674,53 |
01.03.2011 | 90,94 | 2 631,98 |
01.04.2011 | 91,80 | 2 609,66 |
01.05.2011 | 94,34 | 2 594,58 |
01.06.2011 | 92,54 | 2 597,55 |
01.07.2011 | 92,61 | 2 600,00 |
01.08.2011 | 92,70 | 2 566,04 |
01.09.2011 | 92,63 | 2 673,05 |
01.10.2011 | 88,69 | 2 827,10 |
01.11.2011 | 91,19 | 2 726,42 |
01.12.2011 | 88,26 | 2 764,40 |
01.01.2012 | 86,79 | 2 794,43 |
01.02.2012 | 88,33 | 2 682,21 |
01.03.2012 | 89,84 | 2 600,88 |
01.04.2012 | 89,50 | 2 624,78 |
01.05.2012 | 89,21 | 2 619,52 |
01.06.2012 | 85,48 | 2 773,78 |
01.07.2012 | 85,64 | 2 810,45 |
01.08.2012 | 85,21 | 2 742,85 |
01.09.2012 | 85,85 | 2 772,45 |
01.10.2012 | 87,61 | 2 708,58 |
01.11.2012 | 87,19 | 2 748,67 |
01.12.2012 | 87,47 | 2 716,61 |
01.01.2013 | 88,59 | 2 690,63 |
01.02.2013 | 89,21 | 2 678,63 |
01.03.2013 | 87,61 | 2 682,58 |
01.04.2013 | 86,76 | 2 696,73 |
01.05.2013 | 87,27 | 2 727,79 |
01.06.2013 | 86,72 | 2 739,33 |
01.07.2013 | 86,47 | 2 828,23 |
01.08.2013 | 86,90 | 2 858,04 |
01.09.2013 | 86,77 | 2 884,79 |
01.10.2013 | 88,03 | 2 847,35 |
01.11.2013 | 88,74 | 2 845,19 |
01.12.2013 | 88,06 | 2 922,79 |
01.01.2014 | 88,63 | 2 900,64 |
01.02.2014 | 87,39 | 3 079,94 |
01.03.2014 | 87,25 | 3 145,34 |
01.04.2014 | 87,50 | 3 122,51 |
01.05.2014 | 87,62 | 3 127,94 |
01.06.2014 | 87,32 | 3 033,17 |
01.07.2014 | 87,94 | 2 957,38 |
01.08.2014 | 86,46 | 3 088,79 |
01.09.2014 | 85,31 | 3 150,50 |
01.10.2014 | 83,20 | 3 276,79 |
01.11.2014 | 81,74 | 3 547,02 |
01.12.2014 | 79,97 | 3 994,12 |
01.01.2015 | 78,00 | 4 388,09 |
01.02.2015 | 74,02 | 5 101,83 |
01.03.2015 | 74,92 | 4 590,59 |
01.04.2015 | 74,35 | 4 346,94 |
01.05.2015 | 76,33 | 3 946,42 |
01.06.2015 | 75,86 | 4 018,51 |
01.07.2015 | 75,65 | 4 200,53 |
01.08.2015 | 74,56 | 4 398,15 |
01.09.2015 | 73,76 | 4 903,67 |
01.10.2015 | 73,66 | 4 878,80 |
01.11.2015 | 73,45 | 4 728,39 |
01.12.2015 | 72,22 | 4 784,05 |
01.01.2016 | 71,72 | 5 227,18 |
01.02.2016 | 71,15 | 5 348,66 |
01.03.2016 | 71,34 | 5 356,96 |
01.04.2016 | 73,18 | 4 947,33 |
01.05.2016 | 73,86 | 4 751,69 |
01.06.2016 | 72,99 | 4 823,19 |
01.07.2016 | 72,76 | 4 675,36 |
01.08.2016 | 72,21 | 4 842,00 |
01.09.2016 | 72,71 | 4 719,17 |
01.10.2016 | 72,71 | 4 617,54 |
01.11.2016 | 72,20 | 4 541,93 |
01.12.2016 | 71,26 | 4 628,09 |
01.01.2017 | 71,87 | 4 359,16 |
01.02.2017 | 72,46 | 4 359,30 |
01.03.2017 | 72,60 | 4 206,38 |
01.04.2017 | 73,33 | 4 134,27 |
01.05.2017 | 73,57 | 4 192,50 |
01.06.2017 | 74,18 | 4 192,30 |
01.07.2017 | 74,22 | 4 385,49 |
01.08.2017 | 74,72 | 4 449,35 |
01.09.2017 | 75,36 | 4 425,35 |
01.10.2017 | 72,57 | 4 210,36 |
01.11.2017 | 69,36 | 4 130,81 |
01.12.2017 | 66,94 | 3 904,76 |
01.01.2018 | 65,15 | 3 752,94 |
01.02.2018 | 66,26 | 3 729,71 |
01.03.2018 | 66,44 | 3 698,96 |
01.04.2018 | 65,88 | 3 772,89 |
01.05.2018 | 63,91 | 3 962,70 |
01.06.2018 | 62,75 | 3 927,58 |
01.07.2018 | 77.11 | 4 839.26 |
01.08.2018 | 77.16 | 4 844.38 |
01.09.2018 | 75.79 | 5 160.28 |
01.10.2018 | 76.20 | 5 004.49 |
01.11.2018 | 75,59 | 4 972,44 |
01.12.2018 | 68,55 | 4 567,74 |
01.01.2019 | 58,10 | 4 036,05 |
01.02.2019 | 59,05 | 3 903,00 |
01.03.2019 | 59,12 | 3 888,00 |
01.04.2019 | 59,14 | 3 828,25 |
01.05.2019 | 58,96 | 3 814,44 |
01.06.2019 | 58,74 | 3 821,72 |
01.07.2019 | 59,66 | 3 762,96 |
01.08.2019 | 124,14 | 7 867,70 |
Структура размещения в активы и доходность
Правительство РФ фиксирует граничные размеры допустимых финансовых активов в общем объеме размещенных средств ФНБ. Для повышения эффективности управления средствами ФНБ Министерство финансов РФ наделено полномочиями устанавливать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств ФНБ в рамках соответствующих долей, установленных Правительством РФ.
По состоянию на 1 января 2019 г. объем ФНБ составил 4036 млрд рублей, что эквивалентно 58 млрд долл. США. На декабрь 2019 г. уже приходилось 7 946,22 млрд р.
Разрешенные финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации | Предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации |
Максимальная доля долговых обязательств иностранных государств | 100 % |
Максимальная доля долговых обязательств иностранных государственных агентств и центральных банков | 30 % |
Максимальная доля долговых обязательств международных финансовых организаций | 15 % |
Максимальная доля депозитов и остатков на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации | 100 % |
Максимальная доля долговых обязательств юридических лиц | 50 % |
Максимальная доля акций юридических лиц | 50 % |
Максимальная доля долговых обязательств и акций российских юридических лиц, связанных с реализацией проектов (за исключением проектов, реализуемых с участием акционерного общества «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций» и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом») | не более 40 % от объема ФНБ по состоянию на 1 апреля 2015 года, но не более 1738 млрд руб. |
Максимальная доля долговых обязательств и акций российских юридических лиц, связанных с реализацией проектов, реализуемых с участием акционерного общества «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций» | не более 290 млрд руб. |
Максимальная доля долговых обязательств и акций российских юридических лиц, связанных с реализацией проектов, реализуемых с участием Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» | не более 290 млрд руб. |
В начале 2018 года:
- порядка 15 млрд долл. США и 15 млрд евро, а также 3 млрд фунтов стерлингов размещено на отдельных счетах;
- 222 млрд рублей и 6 млрд долл. США размещено на депозитных счетах Внешэкономбанка;
- 3 млрд долл. США вложены в долговые обязательства иностранных государств по решению Правительства РФ;
- около 280 млрд рублей вложены в привилегированные акции кредитных компаний;
- на депозитных счетах Банка ВТБ и ГПБ размещено более 164 млрд рублей.
Общий доход от использования средств Фонда в 2017 году составил около 51 млрд рублей или 0,87 млрд долл. США.
Информация о структуре использованных средств ФНБ и доходности ежегодно обновляется на официальном сайте Минфина РФ.