Какие товары не подлежат возврату
Большинство потребителей осведомлены, что по закону почти любую покупку можно вернуть в магазин. Однако в действующих нормативно-правовых актах установлен список товаров, не подлежащих обмену или возврату в рамках двух недель. Данный порядок наделен рядом нюансов, которые следует учитывать при оплате продукции.
Содержание статьи
Нормативно-правовые акты, регулирующие возврат или обмен покупки
В законе, защищающем потребителей, в частности статье № 25, указано, что если изделие не понравилось покупателю по цвету, составу, размеру и т. п., то большинство вещей можно вернуть. Подобное право также определено ГК России — ст. № 502.
В данных нормативно-правовых положениях прописана возможность вернуть аксессуар или платье в течение 14 суток. Замена непонравившегося артикула допускается, если у магазина существует аналог в продаже. Примечательно, что отсчет 2 недель начинается не со дня оплаты, а со следующего.
Федеральные положения о защите прав потребителей ограждают покупателей следующим образом:
- Статьи № 8—10, 12 — продавец обязан предоставлять клиентам полную и достоверную информацию о продукте или услуге.
- Ст. № 4, 7, 14—15 — гарантия передачи прав пользования на продукт, отвечающий качеству и безопасности.
- Внедрение в работу организации прозрачного регламента по сдаче и замене продукции в соответствии со стандартами качества — ст. № 25. Если таковой инструкции не создано, то следует опираться на ст. № 18-24 ЗОЗПП.
- На предмет продажи устанавливается бесплатное гарантийное обслуживание — ст. № 17, 43—46.
Действующий ФЗ № 2300-1 состоит из следующей структуры:
- введение и общее описание;
- права граждан при оплате продукции;
- права клиентов при предоставлении услуг;
- мероприятия, исходящие от надзорных и общественных ведомств по защите прав потребителей.
Правила и порядок возврата, обмена товара
При сдаче изделия в торговую точку клиенту предоставляется три варианта действий:
- Провести обмен на другой артикул с аналогичными параметрами или доплатить за другую позицию.
- Получить назад деньги, тем самым расторгнуть договор купли-продажи, если на момент обращения в магазине нет подходящего артикула для обмена.
- Клиент и продавец вправе заключить соглашение на предмет замены продукции в день поступления аналогичной позиции в продажу.
Покупатель составляет письменное заявление в двух экземплярах. Один с отметкой о регистрации в торговой точке остается у гражданина, второй — передается организации. Отметка о получении должна содержать:
- дата;
- Ф. И. О. и должность сотрудника компании;
- подпись и мокрая печать.
Допускается отправка письма почтой России — заказной тип с извещением о вручении и описью содержимого. Средства магазин обязан вернуть в рамках трех рабочих суток.
Условия сдачи и замены изделия описаны в статье № 25 части № 1 ЗОЗПП, если модель надлежащего качества:
- отсутствуют следы пользования;
- не нарушены потребительские свойства;
- в наличии заводские пломбы — магазинные ярлыки можно устранять;
- присутствует чек, подтверждающий сделку — при отсутствии такового допускается привлечение свидетелей, в т. ч. материалы с видеокамер.
Если магазин нарушает права потребителя, то необходимо воспользоваться бесплатной консультацией юриста. Радикальными мерами воздействия является обращение в судебные органы власти.
Категория товаров, не подлежащая возврату
В ПП № 55, вступившее в силу в 1998 году, утвержден список товаров, которые не подлежат возврату или замене. В перечне установлены позиции, которые торговая точка не вправе изменять — увеличивать или устранять. К ним также относятся продовольственные позиции, хотя их всё же можно сдать в определенных обстоятельствах.
Что не подлежит возврату и обмену в течение 14 дней
Возврату не подлежат непродовольственные виды товаров надлежащего качества. Кроме того, из списка ПП № 55 изделия не допускается сдавать или заменять по причине неподошедшего размера, цвета или комплекта:
Наименование | Расшифровка |
Приборы и изделия для профилактики и лечения на дому |
|
Средства для проведения личной гигиены человека | Щетки для чистки зубов, расчески, заколки, приспособления для завивки волос, уход за волосами и т. п. |
Парфюм, косметика | — |
Материалы, отпускаемые на метраж |
|
Изделия швейного и трикотажного производства | Белье, чулки, носки |
Предметы пищевого назначения, созданные из полимеров, в т. ч. одноразового пользования | Посуда, столовые принадлежности, различные ёмкости, упаковка, средства для перевозки и хранения. |
Химия бытового назначения, в т. ч. пестициды и химикаты, используемые в с/х | — |
Мебель для пользования дома, в т. ч. гарнитуры | — |
Ювелирные украшения в драгоценными и полудрагоценными материалами и камнями | — |
Авто- и мототранспорт | Автомобили, суда для прогулки, бытовые плавсредства, прицепы и агрегаты для с/х пользования |
Технически сложные товары с гарантийным обслуживанием |
|
Огнестрельное оружие и боеприпасы для использования гражданским населением и по службе | |
Представители флоры и фауны | |
Изделия непериодического печатного издания | Книги, журналы, ноты и т. п. |
Сложно-технические изделия, которые нельзя вернуть продавцу
В списке, утвержденном в 2011 г., включены позиции — какие товары не подлежат обмену по закону. Основной перечень касается приборов, имеющие сложно-технические параметры, т. е. изготовленные по технологиям высокого уровня.
Ввиду того что большинство таких аппаратов применяют в быту, необходимо ответственно подходить к покупке. По возможности такие предметы нужно тестировать в магазине, не отходя от кассы.
В список сложно-технических товаров, не подлежащих возврату, по закону входят:
Наименование | Примечание |
Средства для воздушного перемещения | Легкие приборы, механизмы и средства, оснащенные ДВС |
Автомобили, мототехника и другие средства с двигателем внутреннего сгорания, в т. ч. работающие от электричества | Если они предназначены для перемещения по дорогам общего пользования |
С/х агрегаты и машины, работающие на ДВС или от электричества | — |
Автотранспорт с ДВС для передвижения по снегу | — |
Плавсредства на ДВС | Назначение — спорт, туризм, прогулки |
Навигационные системы, беспроводные механизмы для бытового назначения | При условии, что они имеют сенсорный монитор и оснащены не менее 2 техническими опциями |
ПК, ноутбуки, нетбуки | — |
Многофункциональные устройства для печати, копирования и сканирования | МФУ должны работать по лазерной или струйной технологии, оснащаться экраном и блоком управления |
Домашние кинотеатры | Просмотр ТВ |
Фото- и видеокамеры, а также аксессуары с оптическим оснащением | В этот же раздел включена бытовая кухонная техника |
Часы, работающие по механическому или электронному типу | Наличие нескольких функций |
Список товаров из аптеки, не подлежащие возврату и обмену
Отдельно выносится список аптечных товаров надлежащего качества, но не подлежащие возврату. Перечень утвержден в ПП № 55 от 1998 года:
- медицинские препараты для лечения разных болезней, а также профилактики;
- средства для использования в домашних условиях;
- вещи для грудничков;
- медицинские инструменты, механизмы, приборы;
- лекарственные препараты;
- другое.
По товарам, которые не подлежат возврату, существуют объективные причины. Например, нарушение целостности фабричной упаковки. Сложность в определении — использовался ли медикамент или нет.
Кроме того, вернуть лекарственные препараты невозможно по причине запрета для аптек принимать средства из непроверенных источников. Обусловлено это фактами мошенничества, когда люди в корыстных целях проводили подмену настоящего медикамента на средства с измененным химическим составом.
Однако, если продукция, оформленная в аптечном киоске, вызывает у покупателя сомнения в качестве, то необходимо сделать возврат. Сдача осуществляется на основании заявления, где прописывается необходимость проведения медэкспертизы. При проведении исследования клиент вправе присутствовать, о чем также необходимо прописать в претензии.
Если по результатам экспертизы будет выявлен низкий уровень качества или несоответствие заявленным документам, то расходы на проведения оплачивает аптека.
В будущем торговая точка компенсирует деньги, путем подачи рекламации производителю. Во всех остальных случаях затраты на медэкспертизу ложатся на сторону потребителя. Когда клиент несогласен с итогами оценки эксперта и при этом убежден в своей позиции, он вправе ходатайствовать в органы суда.
Правила исключения для перечня невозвратной категории
Рассматриваемый список товаров, которые не подлежат обмену и сдаче — как правило, выступают исключениями. Однако данные правила не действуют, если магазин нарушил требования законодательства. К примеру, предоставление неверных сведений о продукции или услуге. К такой информации относится:
- модель не соответствует заявленным характеристикам;
- продавец указал некорректные свойства для потребителя или скрыл противопоказания;
- цена;
- гарантийное обслуживание, если на артикул такой срок предоставляется;
- инструкция по эксплуатации;
- неверное указание на качество и порядок безопасности после покупки;
- скрытие адреса и названия производителя, компании-импортера;
- нарушение правил продажи;
- вещь имела статус б/у, но продавец скрыл эту информацию.
В подобных случаях ФЗ № 2300-1 предоставляет защиту прав потребителей. Для получения компенсации в связи со сдачей или заменой товаров, не подлежащих возврату в 14 дней необходимо обращаться в судебные органы.
Если модель не включена в список продукции, не подлежащих возврату, то потребитель вправе обращаться в магазин для сдачи или обмена артикула надлежащего качества или без такового.
Основания для сдачи в течение 14 дней:
- не понравился цвет;
- покупка не актуальна;
- требование заменить по причине неподходящей формы, размера;
- параметры, размеры изделия не подошли.
Продавец вправе отказать в удовлетворении заявления, если потребительские свойства ухудшились. К примеру:
- использование не по назначению;
- нарушение целостности предмета;
- наличие сколов, царапин и других видов повреждений;
- необходим ремонт;
- отсутствуют фабричные пломбы.
Если гражданин возвращает покупку в течение четырнадцати дней, при этом модель качественная и соответствует потребительским характеристикам, получить деньги в то же время не получится. В ст. № 25 ФЗ № 2300-1 указано, что возврат средств осуществляется, если на момент обращения отсутствовал артикул для обмена.
Если в наличии нет аналогичной модели, то потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи и получить 100% компенсацию средств. Когда оплата происходила наличными — деньги возвращают на момент обращения. Безналичный вариант оплаты предполагает проведения транзакции банком. В этом случае срок может достигать 7 рабочих дней.