Водный налог
На территории Российской Федерации действует несколько вариантов налогообложения физических и юридических лиц. К наиболее распространённым отчислениям можно отнести налог на прибыль, который оплачивают все граждане, получающие доход на территории страны.
После принятия Водного кодекса, частные лица и коммерческие предприятия обязаны оплачивать налоги за пользование водными ресурсами. Этот документ регулирует принципы водоиспользования на территории России.
Содержание статьи
Кто и за что платит
Для начала поговорим о налогоплательщиках. Согласно положениям ст.333.8 Налогового кодекса, данное определение применимо к частникам, индивидуальным предпринимателям и компаниям, которые занимаются деятельностью, сопряжённой с применением водных ресурсов. При условии, что такая деятельность подлежит обязательному лицензированию. Здесь нужно уточнить, что лица, обретшие право на водопользование после вступления Водного кодекса в законную силу не признаются налогоплательщиками.
К объектам налогообложения относятся следующие варианты водопользования:
- Забор воды;
- Распоряжение акваториями, кроме лесосплава;
- Водопользование объектами с целью лесосплава;
- Распоряжение водными ресурсами без изъятия воды: гидроэлектростанции.
Отметим, что в законе предусмотрено несколько исключений. В частности, налогообложению не подлежат следующие виды водоприменения:
- Забор подземных или термальных вод, в которых содержатся полезные ископаемые или целебные компоненты;
- С целью обеспечения мер безопасности, например, для тушения пожаров или ликвидации последствий природных катаклизмов;
- В судоходных, экологических либо санитарно-эпидемиологических целях;
- Забор воды судами, с целью обеспечения функциональности установленного оборудования;
- Использование таких объектов для восполнения природных ресурсов или рыбоводства;
- Обустройство коммуникационных линий, зданий, плавсредств и других объектов, связанных с природоохранной деятельностью;
- Использование акваторий для посадок (разовых) авиасудов, а также передвижения на судах и малоразмерных плавсредствах;
- Проведение поисковых работ, а также топографических, геодезических и гидрографических изысканий;
- Возведение гидротехнических сооружений, включая объекты для мелиорации, водоснабжения и пр.;
- Применение объектов для организации отдыха детям, ветеранам и маломобильным гражданам;
- Проведение работ, связанных с углублением дна и строительством гидроэлектротехнических сооружений;
- Применение водных ресурсов для нужд государства и мероприятий по повышению обороноспособности страны;
- использование воды для полива приусадебных участков и сельскохозяйственных нужд;
- Выделение акваториальных вод для охоты и рыболовства;
- Забор руднично-шахтных и коллекторно-дренажных вод из подземных резервуаров.
Способы расчёта
Налогооблагаемая база рассчитывается отдельно для каждого вида распоряжения водными ресурсами. Вычислениями занимаются непосредственно водопользователи, подающие налоговую декларацию в предусмотренные законом сроки. Выглядит это следующим образом:
- Забор воды. Налоговая ставка применяется исходя из единицы объёма — 1 000 м3. Фактический объём использованной воды определяется приборами первичного учёта, подтверждается записями в журналах. Если определить объём израсходованной воды невозможно, сумма налога вычисляется исходя из производительности оборудования и общих норм учёта потребления.
- Использование акваторий (за исключением лесосплава). Здесь единицей учёта становится площадь предоставленного водного пространства — 1 км2. Фактическая площадь водопользования определяется условиями договора или прописывается в лицензии, дающей право использования водных ресурсов.
- Гидроэнергетика. В этом случае, водопользование происходит без забора воды, поэтому за единицу измерения принимается объём произведённой электроэнергии — 1 000 кВт/ч, за налоговый период.
- Лесосплав. В этом случае, в расчёт принимается объём древесины и протяжённость сплава. Основными единицами измерения считаются 1 000м3 леса на 100 километров маршрута.
Сумма налога вычисляется по схеме ставка * коэффициент. Действующие ставки закреплены ст.333.12 налогового кодекса, и устанавливаются индивидуально для бассейнов морей, озёр и рек с учётом фактического местоположения — экономической составляющей района. Этот же документ утверждает и применяемые коэффициенты.
В частности, в 2019 году действует коэффициент 2.01, в 2021 году — 2.31, и так далее. Учитывая, что градация идёт в повышающую сторону, в 2025 году к налоговой ставке будет действовать коэффициент 4.65.
Подача декларации
Документ подаётся в налоговый орган по месторасположению объекта водоприменения в установленные законом сроки. Крупнейшие налогоплательщики сдают декларацию в ФНС, где они зарегистрированы в текущем статусе.
Нерезиденты страны: физические и юридические лица, обязаны дополнительно предоставлять ксерокопию налоговой декларации в орган, выдавший лицензию на водопользование.
Периодичность оплаты
Водный налог вносится в бюджет по истечении налогового периода — квартала. Происходит это по следующей схеме:
Налоговый период 2021 г | Срок оплаты (не позднее обозначенной даты) |
I квартал | 20 апреля |
II квартал | 20 июля |
III квартал | 22 октября |
IV квартал | 21 января (2021 г) |
Налоговые привилегии
Касательно водного налога, действующее законодательство не предусматривает каких либо льгот и послаблений. Это касается всех частников, индивидуальных предпринимателей и организаций, занимающихся водопотреблением. Другие права на получение социальных льгот (пенсионер, инвалид, и пр.) здесь не учитываются.
Правовая ответственность
За неисполнение обязательств по уплате налога, к нарушителям применяются штрафные санкции, установленные положениями Налогового кодекса РФ.
Статья 119: Предусматривает правовую ответственность за непредставление налоговых деклараций. Нарушителям грозит:
- Непредставление страховых расчётов или налоговых деклараций в территориальный орган в установленные сроки. Штраф в размере 5% за каждый месяц просроченного периода, но не более 30% и не менее 1 000 рублей.
- Аналогичное правонарушение, совершённое лицом, ответственным за ведение налогового учёта и представление деклараций. Штраф в размере 1 000 рублей за каждый просроченный месяц.
Статья 120: Предусматривает ответственность за грубые нарушения, совершённые в сфере исчисления доходов/расходов и уплаты обязательных налоговых сборов.
Нарушителям грозит:
- Штраф 10 000 рублей, если нарушение совершено в течение 1-го подотчетного периода;
- Штраф 30 000 рублей, если противоправное действие совершалось в течение более 1-го подотчетного периода;
- Штраф 40 000 рублей, если противоправное действие стало причиной уменьшения налогооблагаемой базы.
Здесь нужно уточнить, что грубое нарушение в сфере налогообложения в рамках рассматриваемой статьи, имеет следующие признаки:
- Совершено 2 и более раз в течение календарного года;
- Отсутствие первичной документации либо счетов-фактур;
- Недостоверное отображение информации.
Региональные изменения
В ряде субъектов Российской Федерации могут действовать дополнительные правила, связанные с налогообложением за использование водных ресурсов. Более подробную информацию, связанную с этим вопросом можно уточнить на официальном сайте ФНС.