Что такое CRM-системы
Автоматизация малого бизнеса, стартапов и деятельности фрилансеров обеспечивает быстрое формирование документов, отчетность и отправку данных в ОФД. Но как быть с человеческим фактором — потенциальной покупательской аудиторией? Использовать CRM-обеспечение, т.к. система полностью автоматизирует процесс работы, выстраивает диалог с покупателем, контролирует сотрудников и увеличивает процент продаж.
Содержание статьи
Что такое CRM-система

Для понимания, как именно работает современная CRM-система, стоит рассмотреть принципы ее функционала:
- программа создает единую базу с информацией о клиенте, его кураторе. В процессе диалога с заказчиком в систему сразу вносятся правки;
- у каждого из сотрудников есть собственный аккаунт, где отображаются только нужные данные;
- ограничение прав доступа — один менеджер не может зайти в профиль другого. Это предотвращает утечку информации;
- постоянное обновление данных по выполнению задачи;
- проводится регулярный мониторинг и аналитика бизнеса для выявления проблем.
Таким образом, CRM является системой учета, хранилищем данных, клиентской базой и отображением работы персонала одновременно. Она предоставляет возможность эффективного управления и всестороннего контроля.

CRM как решение основных бизнес-проблем

- менеджеры несвоевременно обрабатывают заявки с сайта компании. Программа автоматически принимает обращения, назначает ответственного за выполнение. Управленец всегда видит степень готовности задачи;
- при увольнении куратора клиента новичку сложно войти в курс дела. В базе храниться история взаимоотношений, и новому работнику для перевода сделки на новый этап достаточно выполнять требования программы;
- человеческому фактору сложно вести аналитику продаж. CRM формирует и отображает подробные отчеты по лидам, звонкам, личным встречам, сумме договоров, активности сотрудников;
- при увольнении человек забирает готовую клиентскую базу. Можно настроить право доступа и каждый менеджер будет видеть исключительно «его» клиентов.
Какой эффект дает CRM
CRM — эффективная система для управления всеми процессами малого и среднего бизнеса. Она актуальна для нескольких категорий.
Фрилансеры
Для тех, кто работает на «удаленке», использование системы обеспечит:
- напоминание о первоочередных проектах;
- контроль сроков сдачи заданий;
- хранение клиентской базы с пометками.
Применяя CRM, легко избежать авралов.
Средний и малый бизнес с ориентиром на продажи
Для компании эффективным будет внедрение CRM с целью:
- распределения заданий между работниками;
- расставления приоритетности выполнения задач;
- сохранения сведений о клиентах;
- автоматизации документоведения;
- создания единой базы клиентов;
- контроля качества работы отдела продаж.
При помощи системы можно отслеживать активность персонала.
Сфера услуг
Салон красоты, медицинский или образовательный центр должны работать эффективно. Это значит отслеживание лидов — звонки и запросы. Программа актуальна для проверки статуса клиента.
Как понять, нужна ли мне CRM
Программное обеспечение, предназначенное для упорядочивания работы с клиентами, ее контроля и планирования, подойдет не всем отраслям бизнеса.
CRM для вас, если

CRM не подойдет, если
Владелец розничной торговой точки не обзванивает покупателей, не пишет сообщения на электронную почту, не осуществляет SMS-рассылку. Программа не будет актуальной для компании, работающей по принципу «сарафанного радио», с зависимостью прибыли от опыта менеджера.
Какие функции выполняет CRM-система
Функции и преимущества CRM как автоматизации бизнеса, основываются на возможностях системы:
- создание и ведение единой базы клиентов. Управленец самостоятельно определяет тип информации, что поможет удержать аудиторию и проконтролировать активность сотрудников;
- отсутствие авралов и непонимания задачи проекта. Система функционирует по четкому алгоритму — действия работников осуществляются по единому стандарту;
- сохранение всех средств взаимодействия с клиентами. Данные заносятся в систему;
- мотивация персонала на результат. В CRM-программе видны этапы выполнения работы, окончания сроков, основные проблемы менеджера;
- группирование заказчиков. Можно отметить новых и постоянных, проблемных и лояльных клиентов.

Детально функции системы представлены в таблице.
| Шаблоны документов | Интеграция |
| Финансовые отчеты | Соцсети |
| Графики ключевых показаний маркетинга | Скрипты продаж |
| Отчеты работы | Запись разговоров |
| Расчет зарплаты | Рассылки на e-mail |
| Графики отпусков | Социальный мониторинг |
| Бланки учета времени работы | Файлохранилища |
| Мотивационные диаграммы | e-mail самой CRM |
| Склад | Файлы документооборота |
| Бизнес-процессы | Рассылки по SMS |
| Аналитика деятельности | Календарь |
| 1С бухгалтерия | Внутренняя база предприятия |
| Протоколы собраний и планеров | Десктоп или мобильная версия |
| Карточка клиента | Новостная лента компании |
| Запись на услугу | Внутренний чат и видеозвонки |
Типы CRM-систем
В зависимости от технологий разработчиков существует два типа систем.
Коробочная версия
Для начала работы со StandAlone-решением программу требуется установить на сервер предприятия. Обеспечение можно переработать под потребности среднего или малого бизнеса. Для внедрения CRM понадобится приобрести лицензию.
Облачная версия
Для использования Saas-сервиса понадобится доступ в интернет. Программа работает через браузер, клиентские софты, мобильное приложение. Решение платное — абонентский платеж вносится помесячно, или за год. Все технические процессы находятся в ведении провайдера.
Выбор CRM систем

- цели, для которых будет применяться программное обеспечение;
- масштаб охвата и возможность доработки;
- удобство работы;
- интеграцию с сервисами, соцсетями, популярным ПО;
- системные требования;
- финансовые затраты.
Разработчики и провайдеры создают демо-ролики и предлагают тестовый доступ, но понять нюансы системы на их основе бывает сложно. Поэтому стоит учитывать главные критерии обеспечения.
Что должно быть в СRМ
Конструкторы программ расширяют функционал, добавляя геймификацию, скан визиток, интеграцию с многочисленными сервисами. Чтобы не переплачивать за избыточный функционал, руководствуйтесь наличием набора обязательных интерфейсов:
- клиентский модуль учета — позволяет хранить данные об истории взаимоотношения компании и клиента;
- автоматическое ведение операций бизнеса — применяется для постановки задач, отправки рассылок, коррекции данных, напоминания о важных датах;
- модуль продаж — с визуализацией воронки и этапа выполнения сделки;
- детальная аналитика и отчетность — наглядные диаграммы и графики выводятся в режиме реального времени;
- управление проектом — при выполнении задачи или ее просрочке руководитель получает уведомления;
- интеграция с основными сервисами получения заявок и фиксации звонков;
- API-модуль для настройки 1С, корпоративного ПО, различных приложений.
Стоимость системы
Полная стоимость программного продукта включает:
- оплату за лицензию (1 копию) или доступ к облаку (1 пользователь);
- расходы на импорт данных в системы;
- стоимость доработки «коробки» или настройки прав доступа в облачной версии;
- оплата за техническое сопровождение;
- потери финансов при переходе с бумажных носителей на электронные.
Также понадобится регулярно доплачивать за возможность пролонгации действия аккаунта.
Лучшие CRM-системы
Пользовательский обзор дает точную оценку CRM, что поможет при выборе систем для фрилансеров, стартапов, корпораций, малого бизнеса.
Битрикс 24

Возможности:
- интеграция с любыми сервисами;
- функционал для работы в команде, с клиентами, над проектами;
- наличие десктоп, мобильного приложения;
- контроль над всеми каналами коммуникаций
- ведение клиентов по воронке;
- рассылка персональных предложений на почту, по SMS;
- аренда телефонного номера или подключение телефонии.
AmoCRM

Возможности:
- легкий поиск по базе при помощи фильтров;
- подключение к социальным сетям, телефонии, лендингу;
- систематизация клиентской базы;
- ведение аналитики продаж, выстраивание диаграмм;
- прогнозирование процессов бизнеса.
FreshOffice

Возможности:
- позволяет вести простые краткосрочные проекты;
- создает документы по шаблонам;
- управление продажными операциями;
- контроль финансового положения;
- онлайн-воронка продаж;
- мобильное приложение;
- наличие виртуальной АТС с арендой номера;
- поиск пути привлечения клиента в базу;
- красивые шаблоны для рассылки.
Мегаплан

Возможности:
- формирование командной работы;
- полный цикл продаж — планирование, отслеживание, формирование отчетности;
- клиентская база данных с подробной историей взаимодействия;
- ведение внутреннего менеджмента — постановка задач, мониторинг активности, контроль сроков;
- интегрируется с телефоном, рассылками, 1 С.
CRM «Простой бизнес»

Возможности:
- производит аналитику и формирует задачи;
- записываются звонки и разговоры с клиентами;
- загружает шаблоны документов, рекламы;
- формирует электронные отчеты;
- интегрируется с любыми сервисами;
- неограниченное число корпоративных доменов.
Bpm’online sales

Возможности:
- контрагенты и клиенты собраны в единую базу с сегментацией по динамике;
- управление телефонией, рассылкой, документами;
- корпоративная соцсеть;
- установление тайм-менеджмента для сотрудников;
- автоматизация всех этапов бизнеса;
- прогнозирование, мониторинг, реестр, аналитика лидов и продажных операций;
- управление счетами и заказами — от принятия до статуса и оплаты;
- аналитика и бухгалтерский учет.
Microsoft Dynamics CRM

Бесплатная версия отсутствует. Пакет Customer Engagement стоит 7185 руб./пользователь, Unified Operations — 11 875 руб./пользователь, Dynamics 365 — 13 125 руб./пользователь. Цены указаны за месяц использования.
Возможности:
- автоматизация продаж;
- синхронизация профиля клиента с календарем;
- интеллектуальное планирование работы персонала;
- оптимизация финансово-управленческих операций;
- мотивация и привлечение персонала;
- организация маркетинг-кампании.
Mango CRM

Возможности:
- контроль всего отдела продаж и конкретного работника;
- единый сценарий для бизнес-процессов;
- операции по аналитике принятия решений;
- аренда красивых телефонных номеров;
- облачное хранение информации с разграничением прав доступа;
- наличие ознакомительного приложения;
- настройка разделов индивидуально.
Trello

Возможности:
- выделение для каждого проекта отдельной доски с карточками;
- загрузка вложений размером 10-250 Мб;
- фоны и стикеры;
- настройки автоматизации;
- рассылка уведомлений на электронную почту;
- двухфакторная аутентификация;
- вход через Гугл аккаунт;
- разграничение прав доступа.
SugarCRM

Возможности:
- ручная настройка системы по открытому коду;
- контроль этапов выполнения проекта и деятельности персонала;
- хранение и ведение документации;
- интеграция с телефонией и другими сервисами;
- 15, 60 и 250 Гб хранилища зависимости от профиля.
WorkBooks

Возможности:
- отслеживание лидов;
- ведение и анализ маркетинг-кампаний;
- создание собственной базы запросов;
- генерация потенциальной аудитории;
- наличие рабочей книги;
- хранение часто используемых инструментов на рабочем столе;
- панели инструментов и отчеты;
- тестовый период 30 дней.
Freshsales

Возможности:
- поиск клиентов и предметные переговоры;
- мобильное приложение;
- пробная версия — на 21 день;
- звонки, e-mail, автоматизация подключаются к единому интерфейсу;
- доступ из любой точки мира, где есть Интернет.
Hubspot CRM

Возможности:
- отслеживание маркетинговых кампаний;
- создание собственных продажных каналов;
- интеграция с сервисами Google и Outlook;
- сбор информации из социальных сетей и электронной почты;
- планирование, расписание, отслеживание задачи.
ZOHO CRM

Возможности:
- детализация отчетов;
- брендированные дополнения тикетов, бухгалтерии, маркетинга;
- живой чат посетителей;
- интеграция с электронной почтой, телефонией, социальными сетями;
- всесторонняя аналитика — воронки, цели, графики, КПЭ;
- индивидуальные порталы для поставщиков, партнеров, клиентов.
Really Simple Systems

Возможности:
- персонификация настроек;
- адаптация к бухгалтерским, документоведческим, маркетинг-сервисам;
- понятный новичку интерфейс.
Insightly

Возможности:
- поиск бизнес-связей через существующих клиентов;
- автоконвертер закрытой сделки в проект;
- оценка продуктов;
- визуализация карты сотрудничества в регионах;
- онлайновые интерфейсы.
Apptivo

Возможности:
- использование полевыми командами, стартаперами;
- индивидуальное брендирование;
- конвертер продаж;
- 500 Мб хранилища в бесплатной версии.
Capsule CRM

Возможности:
- обзор всех клиентов в единой базе;
- формирование команд;
- доступ в систему контролирует руководитель;
- создание отчетов;
- настройка регулярности повтора рассылок, звонков, встреч;
- учитывает время, которое менеджер работает с клиентом;
- мобильное приложение;
- настройка тегов и полей.
Cloze

Возможности:
- оценка контактов;
- фильтр информации;
- сканер маркетинговой активности конкурентов в соцсетях;
- автоматическое отслеживание почты, встреч, звонков;
- сбор подписей по e-mail;
- шифрование данных;
- формирование документов.
ZOHO Contactmanager

Возможности:
- одно место для хранения контактов;
- отслеживание проектов и сделок;
- умные шаблоны писем;
- интеллектуальный поиск с фильтрами;
- бесшовное подключение к основным соцсетям (Твиттер, Гугл, Фейсбук);
- сканер карточек.
Суть каждой CRM-системы из обзора — помощь владельцу в увеличении оборота финансов и мониторинге всех бизнес-процессов. Платформы помогают развиваться за счет возрастания клиентской базы, но при их установке требуется обучить персонал, потратиться на настройку и установку, а также объяснить работникам, что это — не тотальный контроль, а возможность увеличения персонального дохода.