Реестр недобросовестных поставщиков
Внесение информации в реестр о недобросовестных поставщиках — процедура, при которой в специальную базу заносятся сведения обо всех участниках договоров при нарушении условий законодательства. Наличие информации в РНП происходит по инициативе заказчика государственного или муниципального договора. При условии, что действия исполнителя нанесли урон. ФАС также может принять решение по внесению исполнителя контракта в список и оштрафовать его.
Содержание статьи
- Расшифровка термина «РНП»
- Ответственные органы за ведение реестра неблагонадежных подрядчиков
- Причины внесения
- Информация для РНП
- Срок информации об участнике закупки (поставщике) и последствия
- Способы устранения информации о поставщике из реестра
- Правовые последствия
- Порядок внесения информации
- Подтверждение отсутствия сведений об участнике закупки (подрядчике)
- Ответственность сторон за нарушение правил по ФЗ № 44
Расшифровка термина «РНП»
Реестр недобросовестных поставщиков по закупкам — это web-страница в Internet, находящаяся в открытом доступе. В список вносится информация о поставщиках и подрядчиках с негативной репутацией. В народе этот перечень получил название «черный список».
На основании ст. № 104 ч. № 8 ФЗ № 44 сведения, указанные в государственном реестре подлежат публикации в специальной системе — ЕИС. Размещенные данные об участниках закупок находятся в свободном доступе и предоставляются на безвозмездной основе.
Ответственные органы за ведение реестра неблагонадежных подрядчиков
На основании статьи № 104 ч.№ 1 ФЗ № 44 за включение в список неблагонадежных подрядчиков ответственность несет федеральная антимонопольная служба. ФАС является органом исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере государственных и муниципальных закупок. Надзорный орган наделен такими полномочиями в рамках ПП № 728 от 26.08.13 года.
Причины внесения
Основываясь на статье № 104 части № 2 вышеупомянутого закона причинами для включения в реестр недобросовестных поставщиков являются:
- Отказ победителя от заключения договора.
- Аннулирование контракта с подрядчиком на основании постановления судебного органа. Как правило, происходит при выявлении существенных нарушений по заключенному соглашению.
- Уклонение организатором тендера в одностороннем порядке от выполнения условий договора на основании недочетов и иных нарушений со стороны поставщика.
Информация для РНП
Статья № 104 в части № 3 указывает, что в федеральный реестр о недобросовестных поставщиках вносят следующие сведения:
- О юридическом лице — название предприятия, о физических лицах — полный формуляр.
- Адрес расположения компании (юр. лица) или адрес регистрации (физ. лица).
- ИНН. Если исполнителем является иностранный гражданин или организация, то включают аналогичный идентификатор налогоплательщика, действующий в стране проживания субъекта.
- Название, налоговый номер юр. лица или иностранного контрагента.
- При наличии учредителей или других органов и служащих, выполняющих единоличную функцию, в базу вносится — фамилия, имя, отчество.
- Дата проведения торгов или аукциона в электронном формате. Дополнительно включают информацию:
- об итогах проведенного конкурса и его виде;
- предмет запроса;
- перечень поступивших предложений;
- дата признания предложения в качестве победителя.
- Предмет или объект открытого электронного конкурса или тендера, а также срок для исполнения условий контракта.
- Уникальный код государственного или муниципального тендера — правило действует с 01.01.17 года.
- Причины и дата аннулирования договора, если его расторжение произошло на основании судебного постановления. Аналогичные сведения вносятся, когда произошел отказ в одностороннем порядке по выполнению пунктов контракта.
- День включения исполнителя или подрядчика в список недобросовестных участников закупок.
Срок информации об участнике закупки (поставщике) и последствия
В соответствии со статьей № 104 части № 9 ФЗ № 44 срок хранения данных о юридическом лице после включения в РНП, составляет 2 года. По истечении этого времени информация автоматически удаляется из списка недобросовестных исполнителей. Таким образом, в рамках этого периода, участники, имеющие нарушения условий контрактов, лишены возможности принимать участия в государственных аукционах и тендерах.
Статья № 31 в части 1.1 указывает на то, что организатор тендера вправе предъявлять требования об отсутствии юридического или физического лица в РНП при подаче коммерческих предложений. Полномочия закреплены в действующем ФЗ № 44.
Однако статические сведения показывают, что такие требования в 99% случаев вносятся в документы по электронным закупкам. Кроме того, условия в контрактах выдвигают другие коммерческие организации, публикуя котировки в открытом доступе.
Таким образом, наличие информации в реестре недобросовестных поставщиков, подрядчиков и исполнителей оборачивается негативной репутацией. Дополнительно, организация теряет нишу для получения прибыли, что требует усиленного поиска новых клиентов «на стороне».
Способы устранения информации о поставщике из реестра
В законе № 44 о реестре недобросовестных поставщиков освещены требования и условия внесения информации о подрядчике, нарушающего условия контракта. Однако ведение списка недобросовестных контрагентов регулирует ФЗ № 223, в частности статья № 5.
Победитель аукциона, нарушивший пункты договора, вправе обжаловать вынесенное решение ФАС о включении сведений в РНП (статья № 104 часть № 11 ФЗ № 44). Для оспаривания требуется составить и направить заявление в арбитраж:
- признать недействительным решением ФАС о включении юридического лица в список недобросовестных подрядчиков;
- изъявление желания устранить нарушения условий контракта, вследствие чего удалить из РНП информацию.
В настоящее время в законе, регулирующего сферу закупок, отсутствует конкретный срок, когда следует оспаривать решение ФАС. Однако эксперты рекомендуют руководствоваться общим периодом, установленным для обжалования такого правового акта — 3 месяца. Днем отсчета является получение данных победителем о включении его в список неблагонадежных поставщиков.
При пропуске срока допускается направление ходатайства в судебные органы о возобновлении. Для подачи заявления необходимы уважительные обстоятельства в соответствии со статьей № 198 части № 4 АКП России. При их отсутствии, суд отклонит исковые требования.
Правовые последствия
Включить исполнителя может любой государственный заказчик при условии допущений нарушений при заключении контракта. Дополнительным основанием является игнорирование требований действующих нормативно-правовых норм. Не имеет значения организационная форма поставщика, т. е. юридическое это лицо или физическое. Правовые последствия одинаковы для всех недобросовестных подрядчиков, включенных в РНП.
Основной негатив заключается в следующем:
- Запрет на подачу предложений для принятия участия в государственных или муниципальных тендерах. Однако такое ограничение должен устанавливать заказчик при формировании документации к закупке.
- В случае не предоставления потенциальным поставщиком сведений о включении его в РНП, заказчик вправе не подписывать с ним договор без объяснения. При этом неважно, на каком этапе стала известна подобная информация, в т. ч. в день заключения контракта.
- Получатель услуги вправе самостоятельно отказаться от выполнения условий договора со своей стороны или аннулировать действующее соглашение. Такие действия допустимы в случае установления факта включения в РНП.
Такие правовые последствия обусловлены введением ограничений в отношении недобросовестных подрядчиков. Таким образом, государственные органы предотвращают махинации в сфере закупок, тем самым удовлетворяя нужды заказчиков.
Порядок внесения информации
В период до десяти рабочих суток со дня поступления в ФАС документации от получателя услуги по гос. закупке, ведомство инициирует проверку. Сотрудники надзорного органа анализируют поступившие бумаги и проводят сверку достоверности фактов.
Если по результатам будет выявлены нарушения, а обвинения заказчика подтвердятся, то антимонопольный орган собирает заседание комиссии. В течение 3 суток с момента подтверждения данных и на основании ст. № 104 ч. № 3 подрядчика вносят в список неблагонадежных подрядчиков.
Подтверждение отсутствия сведений об участнике закупки (подрядчике)
В ст. № 31 ч. № 8 указано, что комиссия по проведению аукционов не может возлагать на участников требования доказывать статус в реестре. Таким образом, организатор открытого аукциона или тендера должен в самостоятельном порядке осуществлять проверку всех участников конкурса.
Тем не менее, потенциальный исполнитель вправе по собственной инициативе предъявить справку об отсутствии данных в реестре. До недавнего времени такой документ можно было загрузить через базу ЕИС.
В настоящее время допускается формирование справки на фирменном бланке организации. Юридическое лицо в свободной форме указывает, что в списках неблагонадежных исполнителей информация отсутствует. Однако, заказчик, всё равно должен проверить полученные сведения.
Ответственность сторон за нарушение правил по ФЗ № 44
В соответствии со статьей № 19.7.2 КоАП Российской Федерации отказ в предоставлении или несвоевременная подача сведений и документации в ФАС карается по закону. Поскольку направление информации и бумаг — обязанность участников государственных закупок.
На основании ФЗ № 44 такие действия влекут административную ответственность. В отношении должностных лиц применяется штраф в размере 15 тысяч рублей. Для юридических — санкции в объеме 100 тысяч руб.