​Закон о мировых судьях​​

Судопроизводство и особенность их деятельности, на сегодняшний момент, не представляется без департамента мировых судей. Они рассматривают множество разнообразных вопросов, беря на себя существенную нагрузку. Как регулируется данная деятельность на законодательном уровне — рассмотрено в данной статье.

Законодательство о Мировых судьях

Мировые судьи — это первая инстанция судопроизводства. В их компетенцию входит разрешение споров, связанных с правонарушениями или небольшими материальными ущербами. Судьи мирового суда рассматривают имущественные вопросы, общей стоимостью иска до 50 тысяч рублей. Также, законодательство установило возможность для взыскателей обращаться к мировым судьям за выдачей судебного приказа, общей стоимостью до 500 тысяч рублей.

Как и в любом другом случае, основной целью мирового суда остается разрешение споров, заключение мирового соглашения и так далее. Их деятельность регулируется федеральным законом «О мировых судьях».

Нормативный акт призван регулировать работу мировых судьей. Каким образом это происходит? Федеральное законодательство регулирует ключевые моменты деятельности судей, а также занимается обеспечением деятельности соответствующих учреждений.

Особенность данного нормативного акта заключается в том, что он также определяет и подсудность дел соответствующим инстанциям. Кроме того в нем прописаны нормы, которые прописывают полномочия территориальных учреждений.

Что входит в основные положения

Федеральное законодательство в своих основных положениях регулирует следующие вопросы:

  1. Определение мировых судей в России. Что относится к данному понятию, их основная деятельность;
  2. Гарантия статуса и неприкосновенности судьи;
  3. Основная компетенция суда;
  4. Разделение на судебные участки, структура;
  5. Какие требования предъявляются к претендентам на должность, и к судьям в целом;
  6. Как назначаются и срок деятельности;
  7. Прекращение и приостановление работы судьи;
  8. Аппарат судьи;
  9. Организационное обеспечение деятельности.

Планируемые изменения

Одним из наиболее важных моментов касательно изменений в законодательстве, стало выдвинутое предложение об установлении бессрочных полномочий мирового судьи. Основная проблема в том, что действующий нормативный акт устанавливает незначительный срок, после чего судья может повторно выдвинуть свою кандидатуру на данную должность.

Инициатива изменения данного правила исходит от Верховного суда РФ. В государственную думу был выдвинут законопроект о снятии данного ограничения. Основная позиция ВС подкрепляется тем, что постоянное переназначение не согласуется с конституционным принципом несменяемости судей. Также есть основание считать, что подобный подход создает давление на правосудие.

Кроме того, в зависимости от региональных правил, сроки назначения дополнительно регулируются и могут меняться. Так, например, в Москве период не превышает 3-х лет, а в Башкортостане 5-ти лет. Изменения в законодательстве помогут привести структуру к единому значению. Что будет оставаться неизменным, так это возрастной предел для законодательных работников — до 70 лет.

Читать так же:  Банки, лишенные лицензии в 2019 году

Проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»

Данный законопроект создан в Архангельской области ввиду того, что с момента образования департамента мировых судей их необходимость и обоснованность была полностью доказана. За указанное время существенно снизилась нагрузка на работников районных судов, также увеличилась доступность правосудия для обычных граждан.

Большая часть дел рассматривается именно мировыми участками, а поскольку их количество не соответствовало запросу населения, было принято решение об увеличении. Законопроект увеличил количество участков на 6 единиц, которые были расположены в городах и районах области, где общая численность населения превышала показатель в 23 тысячи человек.

Данная мера сказалась и на росте федерального бюджета. Также статистика, приведенная за прошедшие годы, показала острую необходимость увеличения числа мировых участков.

Основные моменты законодательства

Чтобы понять особенность работы мировых судей, следует более подробно остановиться на ключевых моментах, описанных в Федеральном законодательстве. Как уже говорилось, нормативный акт не только регулирует работу суда первой инстанции, но и устанавливает особенности их деятельности.

Что входит в понятие института мирового суда?

Нормативный акт относит данный правовой институт к судам общей юрисдикции. Они осуществляют свою деятельность на уровне субъектов Российской Федерации, при этом являясь часть государственной системы.

Законодательство содержит непосредственные отсылки к Конституции России, а также к Закону «О судебной системе». Данные нормы устанавливают полномочия и принципы работы правового аппарата. Также особенности деятельности судей, порядок и периоды их работы могут регулироваться и актами местного самоуправления. При этом данные законопроекты не могут противоречить или идти в разрез с основными Федеральными документами.

Федеральный закон № 188

Как уже говорилось, нормативный акт № 188 «О мировых судьях», регулирует основные нюансы деятельности правового органа. В нем также прописывается сама процедура назначения граждан на должность, приостановление и прекращение их деятельности. Закон прописывает компетенцию и разграничение судебных участков.

Какое определение мировым судьям дает нормативный акт

Мировые судьи в современной системе являются значимым правовым институтом. Именно по этой причине его регулирование осуществляется на самом высоком (Федеральном) уровне. Большая его часть приходится именно на 188 закон.

Данный правовой институт призван осуществлять правосудие от имени Российской Федерации. Общий порядок регулируется Федеральными нормативными актами.

Решения и постановления, вынесенные мировыми судьями, являются обязательными для всех без исключения (физическими и юридическими лицами, органов власти).

Что входит в компетенцию судей

Компетенция — то есть то, какие дела могут рассматриваться конкретным правовым органом, описывается в третьей статье 188 ФЗ. Для мировых судей установлены следующие:

  • Уголовные дела, связанные с правонарушениями, за которые наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок не более 3-х лет;
  • Вынесение судебных приказов по взысканию задолженности (кредитной, займы, за ЖКХ) на сумму, не превышающую 500 тысяч рублей;
  • Дела, связанные с расторжением брака между супругами, не имеющими разногласия по вопросу воспитания несовершеннолетнего ребенка (детей);
  • Разделение имущества супругов, общей стоимостью не более 50 тысяч рублей;
  • Споры, возникающие по семейным правоотношениям, за исключением связанных с установлением отцовства или материнства, удочерении или усыновлении, установлении прав на ребенка. Другими словами, мировыми судьями не рассматриваются дела, связанные с несовершеннолетними детьми;
  • Имущественные споры, не связанные с наследованием или продуктами интеллектуальной деятельности. При этом общая сумма спора не должна превышать показателя в 50 тысяч рублей;
  • Вопросы, связанные с установление порядка пользования имуществом;
  • Административные правонарушения, если это относится к компетенции суда.
Читать так же:  Закон о возврате страховки по кредиту в 2019-2020 году

Также законодательством могут быть предусмотрены дополнительные споры, рассматриваемые мировым судом.

Разделение на судебные участки

Статья 4 Федерального закона устанавливает правила, по которым судья осуществляет свою деятельность в пределах установленной территории. Их общее число также устанавливается законодательством, по инициативе субъекта РФ.

Количество участков создается из расчета численности населения. На одной территории от 15 до 23 тысяч человек. В случаях, когда общее количество граждан составляет менее 15 тысяч, создается только один участок. Если планируется упразднение конкретного участка, дела с него передаются в юрисдикцию другого учреждения.

В установленных случаях дела могут передаваться председателями районных судов, если это допускается компетенцией правового органа. Также данная норма применяется в случаях повышенной нагрузки на мирового судью. К таким делам могут относиться уголовные, административные, по выдаче судебных приказов и так далее.

Основные требования к кандидатам

Статья 5 делает четкую отсылку к ФЗ «О статусе судей». А именно, что на должность мирового могут претендовать граждане, подходящие под критерии, установленные в федеральном законодательстве.

Другими словами, для работников правовых структур применяются единые требования, вне зависимости от инстанций. Однако применяется данная норма с учетом положений 188 закона. В частности это касается особенности назначений мировых судей.

Как выбирается

Данная процедура осуществляется при непосредственном участии законодательного органа или лиц, проживающих на данной территории. Сам порядок выбора судьи устанавливается актом местного самоуправления.

Указанная процедура должна быть проведена не позднее 6 месяцев, до момента, как истечет срок полномочий действующего судьи. В тех случаях, когда работник правового органа прекращает свою работу досрочно, это делается не позднее, чем за 10 дней до окончания.

Период действия полномочий

Как уже говорилось, нормативный акт четко устанавливает период, для осуществления правовой деятельности. В статье 7 устанавливается правило, что данный период не может превышать 5 лет. Местное самоуправление может уменьшить (но не увеличить) данный срок.

Однако гражданин, занимающий указанную должность, имеет право повторно выдвинуть собственную кандидатуру на рассмотрение. При повторном избрании общий период также не может превышать 5-ти лет.

Стоит отметить, что вне зависимости от периодов и времени избрания, судья не может занимать указанную должность после достижения 70 лет. В данном случае он будет вынужден снять с себя полномочия.

Прекращение полномочий

Законодательство четко описывает ситуации, при которых полномочия работника правовой структуры должны быть прекращены. К ним относятся:

  • В последний день месяца, когда истекает период исполнения полномочий или в день, когда гражданину исполняется 70 лет;
  • На следующий день, после вступления в законную силу решения коллегии о досрочном прекращении деятельности конкретного судьи.
Важно! Дополнительные условия прописываются в ФЗ «О статусе судей».

Обеспечение деятельности судей

Немаловажную роль в осуществлении работы судьи играет его аппарат. Сама структура, штатное расписание, определяются нормативными актами местного самоуправления.

При этом сотрудники имеют статус государственного служащего и работают согласно нормам действующего законодательства.

Читать так же:  Как вернуть деньги за путевку?

Финансирование осуществляется при непосредственном участии Судебного департамента, работающего при ВС. Их основной деятельностью является перечисление заработной платы, премий, социальных наград и так далее.

Мнение экспертов

Какую оценку дают эксперты деятельности мировых судей. Прежде всего, их работа носит двойственный характер. Она регулируется региональными актами, но при этом входит в единую государственную систему, направленную на разрешение споров и представление интересов РФ.
На момент формирования структуры в целом, велось большое количество споров на тему того, какой объем работ должен охватывать данный департамент. Считалось, что правовая структура должна осуществлять деятельность только на уровне первой инстанции. Таким образом, их деятельность характеризовала бы работу районных судов и общую эффективность судопроизводства.

В итоге, до населения дошла именно текущая формулировка, подтверждающая двойственность данной структуры.

Заключение

Как бы то ни было, мировой суд, рассматривается экспертами, как действительно значимый правовой орган. Он позволяет населению в свободной форме обращаться к правосудию, за восстановлением собственных прав и разрешением сложившихся конфликтов.

Федеральный закон № 188 достаточно сбалансирован и охватывает все наиболее значимые моменты данной деятельности.

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-80
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-65-94
Россия (горячая линия):
8 (800) 350-68-82
Получить консультацию