Цифровой профиль гражданина

В мае текущего года, Андреем Турчаком — вице-спикером Совета Федерации был разработан и вынесен на рассмотрение Госдумой законопроект о создании цифрового профиля для граждан России. В рамках данного проекта, будут внесены поправки в Федеральное законодательство. В частности, в Федеральный закон № 149-ФЗ, регулирующий порядок применения информационных технологий для идентификации граждан. Этими поправками будет скорректировано понятия идентификации и аутентификации лица, а также инфраструктуры цифрового профиля. Рассмотрим, чем такая инициатива обернётся для россиян.

Что собой представляет цифровой профиль

Запланированная инновация является логическим продолжением ЕСИА — Единой системы идентификации и аутентификации, которая привязывает учётные записи пользователей к порталу ГОСУСЛУГ. Этот сервис упрощает взаимодействие гражданских лиц и госструктур при получении каких-либо государственных услуг.

Несмотря на то, что цифровой профиль выполняет схожие функции, это будет самостоятельная система, заметно упрощающая жизнь гражданам. Фактически речь идёт об облачном хранилище, где можно в течение 15 секунд получить всю необходимую информацию о конкретном человеке. Часть этих сведений будет храниться в самой системе, к остальной информации будет обеспечен оперативный доступ.

Важно! Понятие «оперативность» в рамках рассматриваемого сервиса будет работать в обе стороны. Это означает, что при изменении персональных сведений, госорганам отводятся те же самые 15 секунд, чтобы скорректировать хранящуюся информацию. В результате, этот банк данных всегда будет содержать только актуальные сведения.

Правовое определение

По своей сути, цифровой профиль является совокупностью данных о физических и юридических лицах, которые имеются в электронных базах различных государственных структур. В настоящее время, в проекте принимают участие:

  • Федеральная налоговая служба;
  • Росреестр;
  • Пенсионный фонд;
  • Министерство внутренних дел.

Это основные поставщики информации. По мере реализации проекта, будут подключаться и другие сервисы, например, Фонд социального страхования, Бюро кредитных историй и пр. Помимо этого, к созданной системе будут подключаться и кредитно-финансовые организации. В настоящий момент, такие рекомендации даны всем крупным российским банкам: ВТБ, Сбербанку, Совкомбанку и другим.

ЕСИА архитектура

Зачем нужен цифровой профиль

Основная задача этого проекта — обеспечить максимально эффективное взаимодействие между государственными и коммерческими структурами. При этом ряд услуг, станет доступным для граждан по умолчанию. Например, если человеку положены преференции по налогообложению, система предложит воспользоваться имеющейся налоговой льготой.

Второй положительный момент — упрощённая схема сбора данных. Вся информация, хранящаяся на сервисах цифрового профиля, обладает полной юридической силой, и не нуждается в дополнительном подтверждении или заверении. Эта возможность заметно упростит оформление кредитов. В частности, человеку нужно будет лишь выразить согласие на обработку персональных данных, и система передаст все сведения о потенциальном заёмщике в банк, где планируется оформление кредита.

Читать так же:  Закон об иммунопрофилактике

Согласие на обработку нужно всегда?

Нет. В ряде случаев, предусмотренных Федеральным законодательством, согласие гражданина на получение персональных данных не требуется.

Как выразить согласие на обработку персональных данных

Здесь предлагается два варианта: использование квалифицированной цифровой подписи либо при помощи пароля и логина, которые обеспечивают доступ к порталу ГОСУСЛУГ. При этом отозвать такое согласие, можно в любой момент.

Что собой представляет квалифицированная подпись

Здесь речь идёт об одном из способов заверения электронных документов. По своей сути, квалифицированная подпись является набором криптографических алгоритмов, которые не получится подделать простым копированием. Прочитать заверенный такой подписью документ можно только при наличии специального сертификата, что гарантированно предотвращает несанкционированный доступ к конфиденциальным данным. При этом подпись не даёт вносить в документ правки после заверения.

В настоящее время, квалифицированную цифровую подпись можно получить в заявительном порядке, обратившись в удостоверяющий центр. В дальнейшем такую подпись планируется выдавать вместе с электронным паспортом. Такой документ будет выглядеть как обычная банковская карта, однако, встроенный микрочип будет содержать все биометрические параметры владельца: отпечатки пальцев, образец голоса и трёхмерный слепок лица. Электронные паспорта позиционируются в качестве основного документа, способного удостоверить личность. Предполагается, что в ближайшее время, электронные паспорта полностью заменят бумажные аналоги.

Как электронный паспорт упоминается в законопроекте

Именно в такой словоформе, электронный паспорт в законопроекте не упоминается. Однако на возможность его использования, ссылается ст.14.3, регулирующая принципы идентификации и аутентификации лиц.

В частности, пункт первый, рассматриваемой статьи указывает, что для идентификации и аутентификации может использоваться основной документ, удостоверяющий личность гражданина. Исходя из того, что планируется перевод россиян на электронные паспорта, этот документ можно использовать для осуществления этой процедуры. При этом закон допускает использование одного или нескольких идентификаторов, если они позволяют достоверно определить гражданина либо юридическое лицо.

Параметры безопасности

Возникает вполне логичный вопрос: «насколько безопасно собирать все данные о гражданине в единую базу?». Несмотря на то, что цифровой профиль позиционируется в качестве абсолютно безопасной системы, всецело доверять этому утверждению не стоит. В настоящий момент даже неизвестно, кто именно станет провайдером платформы. Например, у ГОСУСЛУГ единственным оператором является Ростелеком. Кроме того, практика последних месяцев показывает, что хакеры могут вскрыть практически любую базу.

В качестве примера можно привести взлом Сбербанка, когда данные учетных записей кредитных карт клиентов «утекли» в сеть. Банк подтвердил утечку сведений о владельцах 200 карт, хотя продавец базы данных уверял, что у него сведения о 60 миллионов владельцев. Корреспонденты газеты «Коммерсантъ» связались с продавцом, и он сообщил им номера договоров и фамилии сотрудников Сбербанка, выдавших кредитные карты. Поэтому масштаб утечки наверняка превышает заявленное количество карточек.

Кроме того, по мнению некоторых экспертов, цифровой профиль может работать и против граждан. В частности, государство может использовать эти сведения для снижения социальных обязательств. Например, если человек получает субсидии от государства, но при этом совершает крупные и дорогостоящие покупки, ему могут отказать в предоставлении социальных льгот.

Читать так же:  ФЗ 131 о местном самоуправлении

Возможен ли отказ от цифрового профиля

Исходя из текущей трактовки законопроекта, нельзя понять, будет цифровой профиль обязательным для всех или нет. Как упоминалось выше, проект пилотный, и все изменения, запланированные к внесению в действующее законодательство, отложены до января 2020 года. Это сделано для того, чтобы государственные ведомства, которые будут подключаться к системе, смогли обновить имеющиеся базы данных, и определиться с расходами на модернизацию.

Запуск системы запланирован на конец 2020 года. При этом постепенный перевод граждан на электронные паспорта намечается только в 2021 году. Отсюда можно сделать вывод, что цифровой профиль заработает в полную силу не раньше 2023 года.

Вместо заключения отметим, что в настоящей трактовке законопроекта предусмотрена лишь возможность запрета на обработку персональных данных. Эта формулировка указывает лишь на то, что гражданин может отказаться от передачи своих данных третьим лицам, например, коммерческим организациям. Однако сами данные всё равно будут храниться в единой системе.

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-80
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-65-94
Россия (горячая линия):
8 (800) 350-68-82
Получить консультацию