ФЗ 161 о национальной платёжной системе

В целях упрощения транзакций, а также любых денежных переводов с использованием пластиковых карт на территории РФ был введена единая платёжная система МИР. Предоставление подобных услуг было урегулировано при помощи издания Федерального закона «О национальной платёжной системе». Далее, в статье расскажем, что из себя представляет этот нормативный акт, какие вопросы регулирует, а также какие существуют практические аспекты.

Общие сведения о Законе национальной платежной системы РФ

ФЗ № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» был принят 27.06.2011.

По своей сути этот закон является определённой гарантией того, что все операции с денежными средствами, совершаемые российскими гражданами, будут выполнены без участия иностранных контрагентов, собирающих персональные данные своих пользователей.

Указанная платёжная система является единственной на территории РФ.

О том, как правильно должна функционировать национальная платёжная система, рассказывает ФЗ № 161-ФЗ.

Состоит этот акт из следующих разделов:

  1. Глава 1, рассказывающая о предмете регулирования, нормативных актах, понятиях, используемых в законе.
  2. Глава 2, информирующая о порядке оказания платёжных услуг.
  3. Глава 3 о требованиях, предъявляемых к её участникам.
  4. Глава 4 рассказывает о рекомендациях, которые должны быть соблюдены.
  5. Глава 4.1 рассказывает о самой системе и порядке использования карт.
  6. Глава 5 информирует об отслеживании всех операций.
  7. Глава 6 содержит заключительные положения, а также порядок формирования гарантийного фонда и его использование.

Указанным ФЗ предусмотрено, что осуществлять перевод денежных средств могут контрагенты, у которых с гражданами имеются определённые договорённости. Перевод средств банковским учреждением регламентирован ст. 14 ФЗ № 161-ФЗ, однако допустимо участие и почтовых организаций, деятельность которых уже регулируется иным нормативным актом.

Согласно названному акту, внесение денежных средств на собственный счёт либо их получение с него не будет являться денежным переводом, при этом законодатель чётко ограничил срок их зачисления— 3 дня.

Национальная платёжная система

Практические аспекты по использованию карты

Перечислим некоторые практические аспекты по использованию карты в соответствии с ФЗ РФ «О национальной платёжной системе»:

  1. Эксплуатация карты. Этому посвящена ст. 9 вышеназванного ФЗ:
  • использовать карту возможно только после подписания соответствующего соглашения;
  • оператор платежей имеет право отказать своему клиенту;
  • о каждой проведённой операции оператор обязан информировать;
  • срок рассмотрения претензий (обращений) составляет 30 дней;
  • обращение с картой:
          1. при утрате пластиковой карты необходимо сразу же информировать;
          2. возможно приостановление платёжного инструмента, но это действие не влечёт за собой закрытие банковского счёта;
          3. при использовании карты без ведома её держателя, необходимо сразу же сообщить оператору;
          4. при списании денежных средств без согласия владельца карты — оператор должен возместить ущерб;
          5. при списании денежных средств, но при невыполнении перевода, клиенту возмещается вся сумма транзакции;
          6. утраченные деньги возмещаются, если будет доказано, что владелец карты использует её без нарушения правил.
  1. Прекращение использования карты возможно только на основании заявления её пользователя, при этом совершенно неважно по какой причине.
  2. Для сведения. При утере карты необходимо незамедлительно об этом сообщить либо сделать это не позднее следующего дня. Последующее списание средств со счёта после подачи уведомления будет возмещено оператором системы.
Национальная платёжная система в цифрах

Правила участия

Далее, расскажем о правилах участия в платёжной системе:

  1. Общий порядок, согласно которому перед тем как начать использовать эту систему платежей оператор должен проинформировать своего клиента обо всех условиях, а также всех правах и обязанностях сторон по всем доступным и проводимым операциям. Кроме этого, он должен оказывать всяческое содействие при предоставлении информации о совершенных платежах, а также принимать заявления и обращения.
  1. Обязанности оператора. Обязательства оператора платёжной считаются оконченными с момента поступления денег на счёт. До этих пор оператор обязан предоставлять всю имеющуюся информацию. Основные функции следующие:
  • предоставление сведений о комиссии;
  • предоставление информации относительно курса валюты, при совершении операций в иностранных деньгах;
  • разъяснения по вопросу подачи претензии;
  • предоставление иных значимых сведений.
  1. Особенности переводов. Списание или перевод денежных средств происходит только на основании распоряжения клиента с его согласия (акцепта), которое оформляется как в виде договора, так и в виде отдельного документа (сообщение). При отсутствии согласия оператор в срок не позднее суток направляет требование о его предоставлении. Если согласие получено — операция будет исполнена, если же нет, распоряжение о совершении платежа будет возвращено без исполнения. Перевод возможен только на основании распоряжения клиента за его счёт. При этом неважно происходит он списанием средств со счёта либо путём внесения наличных.
  2. Участие в национальной системе:
  • оказание услуг возможно только после подписания договора;
  • использовать платёжную систему можно только в соответствии с её целевым назначением;
  • недопустимо совершение мошеннических действий и сомнительных операций;
  • обязательно оказание всех услуг, предусмотренных договором;
  • при использовании карты её держатель должен поддерживать счёт в положительном балансе;
  • при наличии заявления возможен перевыпуск пластикового устройства;
  • разрешается использование этой системы не только гражданам и предприятиям РФ, но и иностранным резидентам.
  1. Возврат средств. Названным законом закреплена так называемая презумпция невиновности клиента в отношении незаконного списания денежных средств. Банк должен доказать свою непричастность к совершению операции. В противном случае должна быть возмещена вся сумма и моральные издержки.
  2. Информирование. Если оператор не информирует своего клиента о совершенных действиях, он обязан возместить все суммы, удержанные без согласия. В случае если уведомления отправлялись, а ответа на них не было, компенсация не выплачивается, либо выплачивается только за те суммы, которые были списаны до момента получения извещения о неправомерных действиях.
  3. Названная система не подтверждена в ряде зарубежных стран из-за чего снятие наличных либо оплата покупки при помощи этой карты невозможна.
Читать так же:  ФЗ об энергосбережении

Нововведения

С момента своего издания закон РФ «О национальной платёжной системе» неоднократно изменялся. Общее количество редакций, вступивших в свою силу, насчитывается 20.

Последняя редакция 21 от 18.03.2019 вступила в свою силу с 15.09.2019. Нововведения касаюся следующего:

  1. Порядок выдачи остатка при осуществлении перевода денежных средств (ч.20 ст.7). Названная сумма с распоряжения её владельца может быть не только выдана наличными и направлена на банковский счёт гражданин либо юридического лица, но и перечислена в счёт погашения обязательств такого клиента перед банковским учреждением, но в пределах 5 тысяч рублей в день либо 40 тысяч рублей в месяц.
  2. Оператор не будет осуществлять перевод, если превышены установленные лимиты, но по заявлению клиента он может провести операции с остатком, такие как, выдача наличными, перенаправление на банковский счёт, перевод средств в счёт погашения кредита.

Закон о национальной платёжной системе № 161-ФЗ является нормативным актом, который регулирует порядок использования этой системы, а также определяет основные обязанности её оператора и клиента.

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-03
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-60-28
Россия (горячая линия):
+7 (800) 301-75-36
Получить консультацию