ФЗ о связи в 2019 году

Современный мир невозможно представить без мобильных телефонов и доступа в интернет. Каждый человек ежедневно использует эти или иные инструменты связи. Контроль над деятельностью провайдеров, а также других служб, задействованных в организации вещания, осуществляет государство.

ФЗ о связи

Базовым нормативным актом, регулирующим деятельность служб связи, является 126 федеральный закон, принятый в 2003 году. Он не только описывает права и обязанности получателей и поставщиков услуг, но и указывает, каким образом осуществляется государственное регулирование. За последние шестнадцать лет произошли серьёзные изменения в технологиях, появились новые возможности, не учтенные в 2003 году, в связи с этим в закон регулярно вносятся поправки.

Что за закон

126 федеральный закон состоит из тринадцати глав и семидесяти четырёх статей. Кратко рассмотрим структуру ФЗ:

  1. Глава 1. Основная направленность закона, а также ключевые термины.
  2. Глава 2. Деятельность в отношении объектов связи — строительство и защита сетей, сооружений. Право собственности на связь.
  3. Глава 3. Виды сетей связи: выделенные и специализированные, а также федерального значения.
  4. Глава 4. Присоединение и взаимодействие сетей связи. Порядок и требования по подключению, а также стоимость услуг по присоединению.
  5. Глава 5. Государственный контроль за подключением к сетям связи, тарификация и регулирование излучения.
  6. Глава 6. Лицензирование и проверка соответствия, выдача сертификатов и разрешений.
  7. Глава 7. Особенности предоставления услуг связи гражданам, льготы, учетное время и информационные базы провайдеров и операторов.
  8. Глава 8. Порядок предоставления универсальных услуг.
  9. Глава 9. Защита прав потребителей, конфиденциальность предоставления сведений.
  10. Глава 10. Правила пользования сетями в условиях чрезвычайного положения.
  11. Глава 11. Ответственность за нарушение норм данного закона.
  12. Глава 12. Международное сотрудничество в области связи.
  13. Глава 13. Заключительные положения, порядок вступления ФЗ в силу.

Нормативный акт постоянно подвергался корректировкам в связи с развитием технологий. За последние годы ежегодно вносились изменения и дополнения.

Операторы мобильной связи РФ

Последние изменения

Серьёзные изменения в закон были внесены в 2017 году. Двумя важнейшими корректировками стали:

  1. Дополнение двенадцатой статьи о единой электросети пунктом, о том, что использование ресурсов данного объекта будет регулироваться Правительством РФ.
  2. Дополнение сорок шестой статьи пунктом о том, что операторы должны контролировать и защищать сеть от хакерских атак.

Правила и условия оказания услуг связи регламентируются Правительством РФ. В частности, речь идет о взаимоотношениях пользователей и сотовых операторов, порядке идентификации клиентов и используемого ими оборудования, порядке и основаниях приостановления оказания услуг и расторжения договора, правах и обязанностях сторон, форме и порядке расчетов за пользование, предъявлении и рассмотрении жалоб абонентов, ответственности сторон.

Внимание! Оператор обязан создавать систему бесплатного информационно-справочного обслуживания своих клиентов.

Новости в сфере связи

Встретить в крупных городах людей, раздающих сим карты у метро, стало редкостью. В первую очередь это связано с нововведениями в закон о связи, согласно которым у операторов должны быть паспортные данные всех абонентов.

Читать так же:  Закон о лотереях

Продажа «серых» симок дошла до пика в начале 2018 года, поэтому и было принято решение об ограничении оборота. Сначала операторы стремились узнать персональные данные граждан, указывая, что если люди их не предоставят, то будут отключены от системы.

Если ориентироваться исключительно на закон, то еще летом 2018 года всех анонимных абонентов должны были отключить, но на практике все работает несколько иначе.

Сложности с реализацией закона

Действия властей, принявших закон, логичны. Они стремятся ограничить продажу сим карт неизвестным людям, снизить риски мошенничества и экстремизма. А также упорядочить деятельность операторов сотовой связи, чтобы все было законно и подконтрольно. Однако, с реализацией закона возникают сложности по следующим причинам:

  1. Невозможность быстрой проверки всех анонимных абонентов. По минимальным подсчетам их десятки миллионов.
  2. Неготовность граждан предоставлять свои паспортные данные по телефону и тем более посещать для этого салон.

Даже если люди будут готовы придти в салон связи, сотрудники физически не смогут верифицировать данные. На двести пятьдесят миллионов абонентов в стране открыто пятнадцать тысяч салонов.

Еще одной сложностью реализации закона является необходимость интеграции в межведомственную систему электронного взаимодействия частных компаний. Ранее доступ туда был только у государственных структур.

Отметим, что верификация данных может затянуться и в связи с тем, что не всегда сим-карта используемая конкретным человеком зарегистрирована на него. И если в рамках семьи перевести симку на другого несложно, то, что делать, когда она досталась от друга, который давно живет в другой стране?

На основании представленных фактов можно сделать вывод, что либо страну ждет массовое отключение мобильной связи, либо закон не вступит в силу в установленные сроки.

Будет ли закон работать на практике

Как показывает статистика в сфере применения законодательных инициатив в отношении связи, на практике все реализуется в более мягких формах. Например, пару лет назад была инициатива, предполагающая хранение сведений о разговорах по телефону и смс в течение шести месяцев. Операторы оценили затраты на подобную меру в несколько триллионов рублей, что сказалось бы на стоимости тарифов. В итоге инициатива не прошла.

Что касается продажи «серых» сим карт, то тут тоже есть вопросы, ведь никто не будет отказывать клиенту в оформлении, если тот не взял паспорт. Просто применят сведения из прошлых данных или со слов человека. А продажа симок у метро по-прежнему продолжается.

На текущий момент операторы не очень следуют закону, ожидая ответных мер государства. Очевидно, что изменения произойдут только после серьезных наказаний или иных действий со стороны власти.

Статистические данные

Для того, чтобы лучше понять сложившуюся ситуацию на рынке связи рассмотрим несколько цифр официальной статистики:

  1. Ежегодно в России продается свыше ста пятнадцати миллионов сим карт.
  2. Количество активных пользователей растет в среднем на три миллиона абонентов.
  3. За последние десять лет количество пользователей мобильных телефонов практически не изменилось и составляет двести пятьдесят миллионов человек.
  4. Более восьмидесяти процентов абонентов не меняют номер и оператора.
Читать так же:  Закон о шлепках в 2019 году

На основании указанных данных можно сделать вывод, что россияне, приобретая большое количество симок, не всегда их используют, а учитывая, что делается это анонимно, то проконтролировать процесс практически невозможно.

Полезно! Продажа сим карт в России реализуется более чем в двадцати четырех тысячах салонов. К общему числу относятся как моно, так и мультибрендовые точки.

Цены и обороты

Несмотря на то что рынок «серых» сим карт достаточно большой, на самом деле приток реальных абонентов с него низкий. Поэтому существенных финансовых потерь операторы не понесут. Основная прибыль идет от верифицированных граждан, заключивших договор.

Эксперты оценивают потенциальный отток приблизительно в десять миллионов абонентов, а вот выручка станет меньше максимум на два процента. Что кается цен на услуги, то маловероятно, что изменения затронут стандартную тарификацию. Никто из операторов не станет рисковать потерей клиентов в условиях изменяющейся экономики.

Предшественник закона

С точки зрения преемственности нормативных актов, можно сказать, что данный документ является дополнением 149 ФЗ об информационных технологиях и защите информации. Данный документ регулирует отношения, возникающие при:

  • осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
  • применении информационных технологий;
  • обеспечении защиты информации.

В соответствии с законом государство обязано обеспечивать защиту информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий.

Внимание! Федеральными законами может быть предусмотрена обязательная идентификация личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности.

Комментарии Российской Газеты

Поводом для разработки закона стало принятие в 2018 году в Соединенных Штатах стратегии национальной безопасности в сфере интернета. В России решили, что в текущих условиях необходимы аналогичные меры.

Поправки подразумевают, что все операторы связи установят в своих сетях технические средства противодействия угрозам безопасности российского интернета. Оборудование безвозмездно предоставляется государством. Операторы, установившие такие технические средства, освобождаются от обязанности ограничивать доступ к сайтам с запрещенной информацией. По текущему законодательству они должны сами блокировать такой контент.

Полезно! Недавний опрос ВЦИОМа показал, что интернетом в России пользуются 84% населения. При этом 69% граждан выходят в сеть ежедневно.

Мир технологий развивается очень быстро и бесконтрольно, в связи с этим необходимо своевременное принятие нормативных актов, регулирующих и регламентирующих деятельность операторов связи. Последние поправки были призваны упорядочить деятельность крупнейших игроков рынка.

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-80
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-65-94
Россия (горячая линия):
8 (800) 350-68-82
Получить консультацию