ФЗ об отходах производства и потребления
На территории РФ действует закон, определяющий основные правила по обращению с разными отходами предприятий, граждан, возникающими в процессе их деятельности. Далее, в статье пойдёт речь о законе РФ об отходах производства и потребления, что регулирует этот акт, какие вопросы рассматривает, а также какая ответственность может наступить за его неисполнение.
Содержание статьи
Законодательство РФ об отходах
Поскольку вопросы обращения с отходами, возникающими в процессе жизнедеятельности и работы предприятий, напрямую связаны с влиянием на окружающую среду, регулирование действий в этой сфере подлежит обязательному законодательному закреплению. Поэтому, разрешение вопросов по перевозке, хранению, утилизации мусора регулируются несколькими нормативными актами.
Среди наиболее часто встречающихся актов можно выделить следующие:
- ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ, в котором определяются виды отходов, их классификация, порядок их учёта, а также утилизации.
- ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ, определяющим нормативы потребления и образования, а также лимиты на их размещение.
- Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1, в котором подробно разъясняется, как необходимо обращаться с отходами при горнодобывающих работах.
- ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в котором говорится о правилах обращения с неопасным бытовым мусором.
- Иные подзаконные нормативные акты, регулирующие порядок обращения с мусором в отдельных предприятиях, в результате деятельности которых могут быть образованы отходы, относящиеся к опасным.
Что регулирует ФЗ 89-ФЗ
ФЗ «Об отходах производства и потребления» является нормативным актом, в котором определяются принципы по обращению с отходами, государственная политика в этой сфере, а также содержатся основные отсылки на иные нормативные акты, регулирующие этот вопрос в других сферах.
Вышеназванный закон затрагивает вопросы государственной политики, которая направлена на максимальное использование отходов в качестве сырья, минимизацию их воздействия на окружающую среду, а также снижение их опасности при утилизации.
Помимо этого, закон определяет порядок лицензирования деятельности в этой сфере, а также требования, предъявляемые при сборе, транспортировке, переработке и утилизации мусора.
Кроме этого, ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» определяет классификацию мусора, деля его на определённые группы (классы опасности) в зависимости от их характеристик и путей образования.
Итак, ФЗ определяет следующее в отношении отходов:
- Определение мусора и его градация.
- Определение степени опасности.
- Требования, выдвигаемые при работе с мусором:
- при транспортировке;
- при сборе;
- при хранении;
- при уничтожении и пр.
- Учёт со стороны государства.
- Вопросы, относящиеся к утилизации:
- порядок заключения договоров;
- расчёт объёмов;
- определение тарифов и пр.
- Вопросы, касающиеся оплаты при воздействии на окружающую среду.
- Контроль за названной сферой жизнедеятельности со стороны государства.
- Ответственность за нарушение требований закона.
Несмотря на довольно широкий круг решаемых вопросов, положения названного ФЗ не распространяются на следующие виды отходов:
- в медицине;
- радиоактивные;
- биологические;
- вещества, способные разрушить озоновый слой, а также составы, загрязняющие воду и землю;
- отходы, образованные в результате разработки и добычи полезных ископаемых.
ФЗ «Об отходах производства и потребления» делит все отходы на следующие классы:
- I — очень опасные.
- II — с высоким уровнем опасности.
- III — умеренная опасность.
- IV — маленькая опасность.
- V — опасность незначительная.
Что устанавливает закон для предприятий
Основные моменты, которые определяет ФЗ «Об отходах производства и потребления» — это природоохранные действия на предприятии:
- получение разрешения на выбросы в окружающую среду;
- постановка негативных объектов на государственный учёт в соответствии с выставленными требованиями;
- назначение ответственного за экологическую безопасность;
- оформление паспортов на опасные виды отходов и их утверждение;
- получение лицензий (это требование относится только к предприятиям, которые перевозят, транспортируют и перерабатывают мусор);
- совершение своевременных платежей за негативное влияние на окружающую среду;
- оформление и составление отчётной документации;
- разработка экологических проектов по защите окружающей среды.
Перечень изменений
Несмотря на то, что Закон «Об отходах производства и потребления», действующий в 2021 году был принят ещё в 1998 году, изменения в него вносятся и по сей день. Так последние нововведения были приняты ФЗ от 25.12.2018 № 483-ФЗ и вступили в свою силу в 2019 году.
Указанные нововведения коснулись прежде всего обычных жителей, а также правил обращения с мусором в целом. То есть, обращение с отходами и все операции с ними переданы на ведение определённым региональным операторам, которые, в свою очередь, должны заключить договора как с гражданами, так и с предприятиями.
При этом единую цену (тариф) на вывоз мусора определяет субъект РФ. Каждый субъект вправе устанавливать свою цену.
Также изменения коснулись некоторых понятий. Например, ранее понятие «сбор» означало принятие мусора для дальнейшего его уничтожения, теперь же это понятие полностью изживает себя, поскольку сбором, перевозкой, хранением и утилизацией должно будет заниматься одно и тоже предприятие. Соответственно, если у компании получена лицензия только на сбор и перевозку, её деятельность будет признана незаконной.
Понятие накопления также обновлено, поскольку устранена привязка к площадкам, которые должны быть для этого использованы. В 2021 году хранить мусор разрешено не более 11 месяцев с предстоящей утилизацией.
Изменено понятие «отхода от использования товара», для этого достаточно частичной либо полной потери потребительских свойств.
Нововведения коснулись площадок, на которых разрешено хранение мусора: органы местного самоуправления должны вести реестр таких полигонов, создавать их, обслуживать в соответствии со всеми требованиями, прописанным в вышеуказанном законе.
Также новации коснулись необходимости оформления проекта нормативов образования отходов и лимитов их размещения. До 2019 года предприятия малого бизнеса были освобождены от необходимости разработки этого документа. С начала 2019 года эта обязанность наложена на предприятия, оказывающие 1 и 2 степень воздействия на окружающую среду, независимо от своих размеров. При оказании воздействия на природу 3 степени необходимо лишь предоставление справочной информации, 4 же категория вовсе освобождается от заполнения отчётности.
Ответственность
Статья 28 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» определяет ответственность за нарушение положений закона.
Так при неисполнении требований закона ответственные лица могут понести не только административную и дисциплинарную ответственность, но и гражданско-правовую и даже уголовную.
Вопрос об обращениях с отходами, их транспортировкой, хранение и утилизацией полностью регулируется нормами действующего законодательства, а точнее ФЗ «Об отходах производства и потребления».