Потребительский экстремизм

Защита прав потребителей полна разнообразных ситуаций, в ходе которых происходит восстановление справедливости в отношении граждан, которые были каким-либо образом ущемлены в своих правах в сфере покупок или услуг.

Но некоторые граждане намеренно пользуются различными правовыми инструментами, направленными на получение выгоды: необоснованно подают иски в отношении продавцов, чтобы в несколько раз обогатиться за их счет.

Данные действия называются потребительским экстремизмом.

Понятие

Под потребительским экстремизмом подразумевается определенное поведение покупателей, направленное на получение с продавцов выгоды. Как правило, при таком поведении нарушаются нормы законодательства, и используются психологические приемы, направленные на манипулирование с целью обогащения.

Впервые такое понятие появилось в США, где потребительский экстремизм широко развит. В Российской Федерации такие действия рассматриваются в качестве злоупотребления, поэтому такие иски чаще всего даже не принимаются к производству.

Потребительский экстремизм

Правовая сущность

С точки зрения юридической практики, экстремизм связан с двумя статьями:

  1. 10 статья ГК РФ.
  2. 159 статья УК РФ.

Отрицательное поведение граждан может быть доказано именно благодаря этим двум статьям. Исходя из этих норм, экстремизмом признаются следующие действия:

  1. Действия, совершаемые покупателем, с целью причинения продавцу вреда.
  2. Использование своего статуса для получения выгоды.
  3. Мошеннические действия со стороны потребителя.
  4. Действия покупателей, связанные с использованием обмана и особого отношения к продавцу.

Отдельного нормативного акта, регламентирующего пределы правового экстремизма, в российском законодательстве не существует.

Примеры экстремизма

Америка

В основном все крупные скандалы разгораются вокруг крупных брендов. К примеру, в 2012 году братья Алмазовы обратились к концерну Кока-кола с требованием о предоставлении компенсации в размере 100 000 рублей за стекло в бутылке. При не предоставлении компенсации братья грозились обратиться с иском в суд.

В ходе внутреннего расследования было установлено, что произошла кража бракованной продукции со склада компании. То есть один из братьев просто украл бутылку со стеклом, и решил стребовать за это компенсацию.

На заметку! Классическим примером потребительского экстремизма является спор между Либек и компанией «Макдоналдс». Американка облилась кофе, приобретенным в этом заведении. От горячего напитка пострадавшая получила ожог 3 степени, за что компания выплатила ей компенсацию в размере 640 000 долларов.

Разность подходов к вопросу

Примеры американского экстремизма в Российской Федерации встречаются достаточно редко, так как такое поведение рассматривается судами в качестве злоупотребления, и гражданам просто отказывают в разбирательстве.

К примеру, в 2001 году пенсионер обратился с исковым заявлением к «Петро», выпускающей сигареты «Беломорканал» на сумму 2 500 000 рублей. Гражданин курил сигареты на протяжении 50 лет и в результате получил рак легких.

Поводом к судебному разбирательству стала смерть первой супруги пенсионера, скончавшейся от пассивного курения, и заболевание самого истца. Причиной для заявления стало то, что гражданин посчитал, что предупреждение об опасности курения на упаковке написано слишком мелким шрифтом.

Читать так же:  Закон об ООО

Во время разбирательства в суде была назначена независимая экспертиза, во время которой было установлено, что причиной рака легких стало не курение, а работа мужчины. Проведение повторной экспертизы дало такой же результат.

В Америке же гражданам удается довольно легко получать выплаты от табачных компаний. К примеру, одно такое судебное разбирательство закончилось выплатой вдове курильщика суммы в размере 23 600 000 рублей.

Российские судьи скептически настроены против такого рода американских исков. К примеру, в 2010 году гражданин Хохлов пытался взыскать с производителя МОК компенсацию в размере 500 000 рублей за мышь, найденную в упаковке с орехами.

Во время разбирательства размер компенсации был снижен до 200 000 рублей, но пострадавший не получил и их. В ходе расследования было установлено, что снимок, ставший основным доказательством иска от Хохлова, был сделан за два часа до покупки орехов, а мышь оказалась задушена.

Бытовой экстремизм

Бытовой экстремизм развивается в России стремительными темпами. К данной категории споров юристы включают несколько видов дел:

  1. Покупка транспортного средства.
  2. Покупка оборудования.
  3. Приобретения техники.
  4. Заказ ремонтных и отделочных работ.
  5. Заказ услуг.

Характерной чертой бытового экстремизма является многократное увеличение стоимости иска. Разница может доходить до 100 процентов.

В качестве примера можно привести дело гражданина Соколова, который приобрел Ниссан за 1 032 000 рублей. Спустя пару месяцев после эксплуатации на амортизаторах он обнаружил следы машинного масла.

Продавец и производитель уверяли, что причиной стало несоблюдение требований по эксплуатации транспорта, но независимая экспертиза показала, что это совсем не так, и имеет место заводской брак.

Соколов самостоятельно устранил поломку и обратился с иском в суд для истребования стоимости ремонта и компенсации за моральный вред. Но выиграв дело, он не остановился и обратился в Лефортовский суд для получения неустойки в размере 6 955 000 рублей и штрафа в половину от этой суммы.

Суд счел данное требование злоупотреблением и отказал гражданину в приеме его иска.

Способы защиты от экстремизма

Превентивные меры

Под превентивными мерами для борьбы с потребительским экстремизмом подразумеваются собрания, на которых работодатели и уполномоченные лица собирают сотрудников для проведения воспитательной беседы.

В современных компаниях такая практика применяется повсеместно, ведь таким образом сторонам удается быстро решить все проблемы работников и предотвратить случаи появления потребительского экстремизма.

Работодатель самостоятельно выбирает, как вести беседу с сотрудниками. Это может быть и деловой диалог, и расслабленная беседа. На этапе выбора важно найти общий язык с работником, так как именно от этого зависит, насколько положительным будет результат контакта. Некоторые работодатели используют для таких собраний деловые игры или презентации.

Психологические команды

В Российской Федерации есть несколько небольших компаний, основная деятельность которых заключается в разрешении спорных вопросов между продавцами и потребителями услуг. Чаще всего это — небольшие юридические компании, которые занимаются составлением анкетных предложений, где экстремист должен дать ответы на вопросы и пройти беседу с психологом.

Читать так же:  ​​Строительство дома на дачном участке

Аналогичные шаги должны быть проведены и с обидчиком, чтобы сторонам удалось прийти к единому решению. Чаще всего обращение в такую специализированную фирму происходит при разрешении споров, связанных с долевой собственностью. Именно в этой сфере дольщики максимально настроены на то, чтобы добиться положительного решения именно в свою пользу.

Проработка договоров

Как правило, основной причиной для споров в сфере потребительского экстремизма является плохо составленный договор купли-продажи или оказания услуг.

Поэтому специалисты рекомендуют тщательно проверять текст документа, чтобы в нем было указано, как именно и где происходит разрешение споров.

Особенно широко такой вариант разрешения проблем используется в сфере здравоохранения.

Фиксация действий, совершаемых сотрудниками

Самым сложным способом защиты от потребительского экстремизма является фиксация всех действий, которые совершаются сотрудниками компании. Любой зафиксированный факт может являться доказательством для защиты работника во время судебного разбирательства.

В качестве доказательства могут быть использованы:

  1. Фотографии.
  2. Видеозаписи.
  3. Аудиозаписи.

Чаще всего такой метод используется в образовательной сфере. Основной инструмент фиксации в этом случае — классный журнал, куда вносятся записи, которые подлежат изменению.

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-03
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-60-28
Россия (горячая линия):
+7 (800) 301-75-36
Получить консультацию