Закон о теплоснабжении

Государство ставит перед энергетиками задачу бесперебойного снабжения граждан тепловой энергией. Развитие эффективной системы регулирования отношений между производителями тепла и потребителями невозможно без надёжной правовой основы.

Федеральный закон «О теплоснабжении»

27 июля 2010 года Президент РФ подписал Федеральный закон N 190-ФЗ «О теплоснабжении». Этот нормативный акт существенно изменил структуру управления теплоэнергетикой и систему договорных отношений по использованию тепловой энергии.

Сфера регулирования

Действие закона распространяется на все виды экономических взаимосвязей, возникающих при производстве, передаче и потреблении тепла.

ФЗ-190 определяет и контролирует следующие направления:

  • государственную политику при установлении тарифов;
  • организацию учёта производимой и потребляемой энергии;
  • передачу прав пользования государственными или муниципальными объектами энергетики;
  • технологические условия подключения к теплоснабжающим структурам;
  • распределение тепловой нагрузки;
  • порядок установки теплоносителей;
  • обеспечение безопасности и надёжности отопительных систем;
  • вопросы горячего водоснабжения с использованием открытых тепловых контуров.
Внимание! Федеральный закон «О теплоснабжении» не регламентирует задачи, связанные с качеством. Проблемы безопасности при подаче горячей воды решаются нормативными актами в области санитарного контроля и законодательством о техническом регулировании.

Основные положения

Закон N 190-ФЗ закрепляет ключевые принципы организации теплообеспечения.

Государство устанавливает следующие приоритеты:

  • энергетическая эффективность производства и потребления тепла;
  • обеспечение надёжности при эксплуатации объектов;
  • развитие централизованного теплоснабжения;
  • преимущественное использование комбинированного производства тепловой и электрической энергии;
  • соблюдение экологической безопасности;
  • обеспечение условий для развития предпринимательства в теплоснабжающей отрасли.

Кроме того, нормы ФЗ-190 призваны обеспечить баланса интересов потребителей и организаций, производящих тепло и электроэнергию.

Распределение полномочий

Закон «О теплоснабжении» разграничивает возможности и обязанности органов власти на всех уровнях.

Правительство РФ:

  • разрабатывает мероприятия по реализации энергетической стратегии;
  • утверждает правила подключения и доступа к системам;
  • устанавливает основы ценообразования на тепловую энергию;
  • утверждает порядок контроля снабжающих организаций.

Региональные органы исполнительной власти:

  • устанавливают нормативы в сфере теплоснабжения (удельного расхода и запасов топлива, технологических потерь при передаче тепла);
  • разрабатывают программы по обеспечению надёжности функционирования объектов;
  • определяют топливно-энергетический баланс региона.

Администрации муниципальных образований:

  • организуют бесперебойную подачу тепла и горячей воды;
  • осуществляют контроль готовности к отопительному периоду;
  • отвечают на обращения потребителей (граждан и организаций) по вопросам качества предоставляемых услуг;
  • разрабатывают схемы тепловых систем.

При необходимости полномочия местных и региональных органов власти могут быть перераспределены (ФЗ-190, ст. 6.1).

Редакции закона

С момента принятия (27 июля 2010 года) в главный нормативный акт в области теплоснабжения внесено множество изменений и дополнений. Поправкам подвергались формулировки положений, были добавлены новые статьи и главы.

Изменения от 29.07.2017

Значительные изменения в ФЗ «О теплоснабжении» внесены с принятием 29 июля 2017 года закона N 279-ФЗ.

Читать так же:  Закон о водоснабжении и водоотведении

В ФЗ-190 появилась статья 4.2, посвящённая порядку антимонопольного контроля.

В качестве объектов регулирования выступают:

  • распределение тепловой нагрузки;
  • заключение контрактов на предоставление услуг потребителям;
  • цены на услуги по отоплению и горячему водоснабжению.

Положения статьи 4.2 обязывают предприятия, доминирующие в области теплообеспечения, регулярно предоставлять информацию о своей деятельности.

Добавление главы 5.1 позволило регламентировать особенности правового регулирования в ценовых зонах.

В главу включено 11 статей, которые закрепляют:

  • условия и порядок формирования ценовых зон;
  • особенности тарифообразования;
  • определение максимальной стоимости тепловой энергии;
  • порядок заключения и исполнения договоров на оказание услуг;
  • правила установление платы за подключение к тепловым сетям;
  • требования к единым теплоснабжающим предприятиям;
  • особенности вывода в ремонт источников тепловой энергии.

Кроме этого, новшества коснулись порядка оформления аренды объектов теплообеспечения, которые принадлежат муниципальному образованию или государству.

Важно! Последние дополнения в федеральный закон N 190-ФЗ внесены в июле 2018 года. Нормативный акт постоянно редактируется с целью совершенствования системы правового регулирования в области теплоснабжения.

Итоги реформирования

Основная цель реформы 2017 года — либерализация экономических отношений в тепловой отрасли. Новый формат рынка предусматривает постепенный переход к свободному образованию тарифов в ценовых зонах. Для этого в больших городах выбирается единое снабжающее предприятие (ЕТО), которое закупает тепло у производителей.

В обязанности поставщика входит:

  • обеспечение бесперебойной подачи тепла;
  • модернизация действующих систем;
  • строительство новых объектов.

Для того чтобы предотвратить появление завышенных тарифов, деятельность ЕТО контролируется Федеральной антимонопольной службой. Законодательство также регламентирует подписание концессионных документов в отношении энергетических объектов и сетей централизованного снабжения горячей водой.

Мнения экспертов

Ещё одно нововведение реформы 2017 года — метод альтернативной котельной. Альтернативная модель тарификации подразумевает, что местные исполнительные органы самостоятельно регулируют цены на услуги теплоснабжения.

Федеральный закон N 190-ФЗ (в последней редакции) предоставляет регулятору право устанавливать предельно допустимый тариф. При этом ценовой уровень определяется себестоимостью возведения альтернативного источника теплоснабжения.

Энергетики утверждают, что действующий механизм формирования тарифов невыгоден для долгосрочных инвестиций. Модель альтернативной котельной предоставляет возможность зафиксировать тариф и ежегодно изменять его на величину инфляции. По мнению инвесторов, такой вариант гарантирует возврат капиталов, вложенных в отрасль теплоснабжения. Производители энергии также поддерживают введение нового метода, который позволит привлечь необходимые средства для реконструкции изношенных тепловых сетей.

Однако многие эксперты находят недостатки в методе, предлагаемом энергетиками. Главным минусом специалисты считают резкое повышение стоимости тепловой энергии и горячей воды. Для потребителей это означает увеличение суммы коммунальных платежей, для местных властей — необходимость выделять дополнительные средства на субсидирование льготных категорий граждан.

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-03
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-60-28
Россия (горячая линия):
+7 (800) 301-75-36
Получить консультацию