Закон о медиации
С 2010 года в Российской Федерации работает закон о медиации. Это способ урегулировать спор между гражданами без привлечения судебной власти. Технология активно применяется на Западе, но пока не широко представлена в России. Связано это с несколькими аспектами, одним из них является отсутствие у граждан знаний о процедуре и особенностях ее применения.
Содержание статьи
Законодательство о процедуре медиации
Нормативным актом, регулирующим проведение процедуры медиации, является 193 ФЗ от 2010 года. Закон состоит из двадцати статей, которые скорее не отвечаю на вопрос применения практики, а стимулируют появление большего количества неясностей. В основе процедуры лежит принцип досудебного урегулирования споров с привлечением независимого посредника. Важнейшим аспектом является добровольность обращения к медиаторам и готовность находить компромисс.
Общие положения
В федеральном законе зафиксированы сведения относительно следующих аспектов применения института:
- Принципы проведения процедуры — добровольность, равноправие сторон, конфиденциальность информации.
- Условия применения медиации — соглашение сторон до обращения в суд.
- Выбор медиатора и оплата его услуг — беспристрастное лицо, оказывающее услуги на бесплатной и платной основе. Денежные средства вносятся сторонами в равных пропорциях.
- Порядок проведения процедуры — устанавливается сторонами.
- Сроки процедуры — не более шестидесяти дней, за исключением редких случаев.
Выступать профессиональными медиаторами могут лица старше двадцати пяти лет имеющих высшее образование в профильной сфере, а также прошедшие курсы повышения квалификации по направлению медиации.
Дополнения к закону
Последняя корректировка текста закона была произведена в 2013 году. Нововведением стало изменение четвертого пункта восемнадцатой статьи. В соответствии с корректировкой внесение организации медиаторов в реестр допустимо двумя способами:
- штат компании насчитывает более ста профессионалов;
- объединение двадцати организаций, которые оказывают соответствующие услуги.
За девять лет существования закона было сформировано множество комментариев к отдельным пунктам нормативного акта. Они возникали как необходимость уточнения положений. В некоторых случаях объяснения были основаны на практике применения.
Практика применения
Институт медиации нов для российских граждан. Во-первых, закон появился только в 2010 году. Во-вторых, он неактивно интегрируется в правовую сферу. Есть несколько причин медленного внедрения медиации:
- Недоверие граждан к данному методу разрешения конфликтов, нежелание брать на себя ответственность за принятое решение.
- Необходимость дополнительных затрат.
- Отсутствие централизованной системы альтернативного решения споров.
- Несовершенство законодательства, в частности, отсутствие четкого перечня споров, которые допустимо решить посредством медиации без обращения в суд.
Что касается самих медиаторов, то требования к ним тоже неоднозначны, что провоцирует дополнительное недоверие людей. Как показывает практика, граждане охотнее обращаются к юристам.
Принципы
Третья статья закона, посвящена принципам, при которых допустимо применение процедуры медиации. К ним относятся:
- добровольность — стороны вправе в любой момент (до вынесения судебного решения) вступить и выйти из процедуры, а также установить условия;
- конфиденциальность — запрет на разглашение сведений, публичные заявления по делу;
- сотрудничество и равноправие сторон — идея института основана на возможности договориться без привлечения суда, поэтому лица должны стремиться к компромиссу;
- беспристрастность и независимость медиатора — не имеет личного интереса в споре, не представляет какую-либо из сторон.
Если действия медиатора стали ориентированными на одну из сторон, его снимают с должности.
Участники
В процедуре медиации задействовано несколько категорий граждан:
- Стороны спора. Участниками медиации могут быть граждане, имеющие конфликт по гражданскому, трудовому или семейному праву. Субъектами выступают как физические, так и юридические лица.
- Медиатором может быть только физическое лицо, обладающее соответствующим уровнем профессиональной подготовки.
- Организация, представляющая услуги по альтернативному урегулированию конфликтов. Участие компании обязательно, если был нарушен принцип беспристрастности посредника и требуется привлечение другого специалиста.
Процедура
Юридическое регулирование процедуры основано на заключении трех соглашений:
- о применении, где фиксируется добровольность участия сторонами;
- об условиях, отражающее процедуру проведения медиации;
- медиативное соглашение.
Под последним понимаются достигнутые между сторонами договоренности. Соглашение заключается в письменной форме и содержит полные сведения о том, как проходила процедура, кто в ней участвовал.
Прекращение медиации
Прекращение медиации осуществляет по нескольким основаниям:
- Заключение медиативного соглашения — достижение компромисса.
- Заключение соглашения о прекращении процедуры.
- Заявление одной из сторон об отказе от переговоров.
- Заявление медиатора о нецелесообразности проведения дальнейших действий.
Отметим, что есть и ограничения по срокам. По общему правилу переговоры должны длиться не более шестидесяти дней. По истечению этого срока необходим выбор одного из вышеуказанных оснований.
В 2021 году процедура медиации несовершенна. Связано это как с несовершенством законодательства, там и с несущественным применением практики. По закону многие виды споров могут рассматриваться в досудебном порядке с применением медиации, но граждане чаще обращаются в суд.