Закон об охране атмосферного воздуха

Степень загрязнения атмосферы — один из факторов, оказывающих непосредственное влияние на здоровье населения, а также на всю экосистему в целом. В России охрана атмосферного воздуха закреплена на законодательном уровне, что гарантирует реализацию прав людей на благоприятную окружающую среду и правдивую информацию о ее состоянии.

ФЗ об охране атмосферного воздуха

Законодательство РФ в области охраны атмосферы основывается на соблюдении Конституции. Оно состоит из нескольких законодательных актов, основным из которых является ФЗ № 96.

Документ был принят и одобрен в 1999 году. Он предусматривает соблюдение определенных условий в сфере охраны экологии воздушной системы, закрепляя основные требования, предъявляемые к промышленным сооружениям, производимой продукции, зданиям и прочему.

Что за закон

Направлен на сохранение благоприятного состояния атмосферы, его восстановление, улучшение для обеспечения экологической безопасности населения. Еще одна цель, которую реализует документ — контроль по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду.

Одновременно с этим определяются и основные задачи органов власти. Они включают в себя:

  • создание общей политики в сфере охраны воздуха;
  • формирование экологических документов и инструкций, касающихся определения качества атмосферного фона;
  • разработка нормативов.

Также создаются специальные государственные программы, направленные на выполнение этих требований.

Основные положения

Закон включает в себя 10 глав. Каждая из них отвечает за определенный «пункт», касающийся экологической деятельности в области защиты атмосферы:

  1. Общие положения. Здесь приведены основные понятия и определения, даны ссылки на другие документы, регламентирующие вопрос.
  2. Описывает принципы управления, обозначает обязанности и полномочия государственных органов.
  3. Об организации работы по выполнению мер по охране воздушной среды: приводятся нормативы качества атмосферы, регистрация вредных веществ, порядок получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ и прочее.
  4. Учет источников загрязнения.
  5. Описание принципов контроля: осуществление мониторинга, производственный и общественный контроль, права и обязанности государственных инспекторов по экологии и прочее.
  6. Экономические составляющие — оплата за сделанные выбросы.
  7. Права граждан, юридических лиц и предпринимателей в области защиты окружающей среды.
  8. Меры ответственности за сделанные нарушения.
  9. Затрагивает вопросы, связанные с международным сотрудничеством в этой сфере.

В десятой главе представлены заключительные положения, информация о вступлении в силу этого документа.

Охрана атмосферного воздуха

Какие понятия определяет ФЗ об охране атмосферного воздуха?

Основные понятия представлены в статье 1 ФЗ № 96. В ней даны разъяснения специальным терминам, использующимся в законе:

  • атмосферный воздух;
  • загрязняющие вещества;
  • качество воздуха;
  • норматив выброса;
  • предельно-допустимый выброс (ПДВ);
  • временно-согласованный выброс;
  • критическая нагрузка на атмосферу;
  • метеорологические условия и прочие.

Здесь же представлены и принципы расчета некоторых показателей.

Правовые способы охраны воздуха

Для контроля воздействие ряда выбросов на атмосферу были приняты определенные показатели «вредности» различных веществ. Дополнительно устанавливаются и значения предельно-допустимых концентраций (ПДК) загрязнителей.

Читать так же:  Закон о госслужбе

Справка: ПДК — максимальная концентрация вещества, не оказывающая влияния на состояние здоровья человека и экосистему в целом.

Для контроля соблюдения правил создаются специальные природоохранные органы. В сферу их деятельности входит выдача запретов на эксплуатацию объектов, не соответствующих экологическим требованиям.

Контроль за охраной воздуха

Включает в себя мероприятия, направленные на снижение уровня вредного воздействия, предотвращения загрязнения воздушной среды, соблюдение установленных нормативов. Например:

  • Федеральная служба метеорологии занимается составлением ежедневных прогнозов неблагоприятных условий. Эти отчеты передаются предприятиям, в обязанность которых входит изменение графика работы цехов с целью снижения количества выбросов на это время.
  • Департамент санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет контроль выполнения процедур, направленных на снижение загрязнения воздуха промышленными и бытовыми отходами.
  • В обязанность промышленных предприятий входит отслеживание соблюдения нормативов ПДВ.

Местные администрации должны участвовать в планировании и проведении мероприятий по защите атмосферы и отслеживать их результаты.

Последние изменения

В закон периодически вносятся правки. Последние коснулись таких разделов:

  • статья 12 — технические нормативы выбросов устанавливаются законом, величина ПДВ определяться расчетным путем с учетом норм и уровня загрязнения;
  • статья 14 — касается выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ;
  • статья 15 — была дополнена пунктами 9-11, в них указываются стандартные условия для осуществления деятельности предприятий, оказывающих негативное воздействие на атмосферу;
  • статья 25 — дополнена пунктом 4, регламентирующим обязательство предприятий контролировать производство относительно ущерба, наносимого атмосфере, и сдавать соответствующие отчеты об этом.

Кроме этих, были внесены и другие изменения: в статье 5 удалили несколько абзацев, а один абзац первой статьи был представлен в новой редакции.

НПА, регулирующие защиту атмосферного воздуха

Природоохранная деятельность регулируется многими нормативными документами. К таковым относятся:

Примечание: это лишь частичный перечень законодательных актов. Полный список всех Распоряжений Правительства, ГОСТов, Постановлений, касающихся сферы защиты окружающей среды, будет включать более сотни документов. Кроме того, на региональном уровне используются и свои, «внутренние» законоположения.

ФЗ о защите окружающей среды в части защиты атмосферного воздуха

Принимая во внимание важность влияния экологии на здоровье населения, было вынесено предложение об объединении всех законов, касающиеся охраны природы, в один кодекс — Экологический. Это значительно облегчит развитие экологической политики государства. Но пока эта инициатива находится в стадии разработки.

Последние изменения и новости

С января 2019 года в силу вступили новые требования к выбросам загрязняющих веществ в атмосферу. Что изменилось:

  • объекты I категории (те, что оказывают сильное негативное воздействие на природу) должны получать комплексное экологическое разрешение;
  • предприятия II категории «вредности» (умеренный ущерб воздуху) — должны заполнять декларации о воздействии на окружающую среду;
  • III категория (незначительный вред) — этим организациям нет необходимости получать разрешение и заполнять декларации.
Читать так же:  Как проверить, есть ли на человеке кредит?

Кроме того, владельцы производств I категории «вредности» должны оснастить их средствами автоматического измерения и учета выбросов.

За несоблюдение этих требований предусматривается ответственность: административная (статья 8.21 КоАП) и уголовная (статья 251 УК РФ).

Обсуждаемые проблемы охраны атмосферного воздуха

Сейчас активно изыскиваются пути снижения уровня воздействия промышленности на атмосферу. В связи с этим к рассмотрению был предложен законопроект, предусматривающий введение квот на количество загрязняющих выбросов.

Проект предусматривает проведение эксперимента по квотированию загрязнений в крупных промышленных городах (Красноярск, Челябинск, Норильск, Омск, Чита и другие). Период проведения испытаний — с 01.01.2020.года по 31.12.2024 года.

Предполагается, что такой подход позволит снизить количество вредных выбросов на 20%.

Какие меры принимает государство

Вопросы, затрагивающие проблемы защиты окружающей среды, находятся под неусыпным контролем государства. В частности, проводятся мероприятия по мониторингу количества выбросов. Кроме того:

  • разрабатываются системы очистки воздуха и оперативного реагирования на показатели уровня загрязнения в случае аварии;
  • проводятся исследования относительно использования альтернативного вида топлива;
  • создаются предприятия по переработке вторсырья;
  • ограничивается использования веществ, приносящих вред озоновому слою и прочее.

Кроме того, активно проводится озеленение территорий, прилегающих к промышленным предприятиям. Это позволяет улучшить атмосферу и увеличить объем кислорода в ней.

Международное сотрудничество

Россия принимает активное участие в развитии международного сотрудничества в сфере охраны воздуха. Оно осуществляется на принципах, установленных межгосударственными договорами (статья 33 ФЗ № 96).

Почему это так важно: воздушные потоки могут перемещать вредные вещества на огромные расстояния. В результате загрязнению могут оказаться подвержены и другие государства. Поэтому необходимо, чтобы страны координировали свои действия в сфере охраны природы.

Жизнь человека — сплошные противоречия: люди хотят пользоваться всеми благами цивилизации, производство которых зачастую связано с загрязнением окружающей среды. И в то же время они желают жить в городах с чистой атмосферой. Найти разумный баланс — задача непростая. Однако если ее к решению подходить системно, то она выполнима.

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-80
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-65-94
Россия (горячая линия):
8 (800) 350-68-82
Получить консультацию