Закон об охране атмосферного воздуха
Степень загрязнения атмосферы — один из факторов, оказывающих непосредственное влияние на здоровье населения, а также на всю экосистему в целом. В России охрана атмосферного воздуха закреплена на законодательном уровне, что гарантирует реализацию прав людей на благоприятную окружающую среду и правдивую информацию о ее состоянии.
Содержание статьи
ФЗ об охране атмосферного воздуха
Законодательство РФ в области охраны атмосферы основывается на соблюдении Конституции. Оно состоит из нескольких законодательных актов, основным из которых является ФЗ № 96.
Документ был принят и одобрен в 1999 году. Он предусматривает соблюдение определенных условий в сфере охраны экологии воздушной системы, закрепляя основные требования, предъявляемые к промышленным сооружениям, производимой продукции, зданиям и прочему.
Что за закон
Направлен на сохранение благоприятного состояния атмосферы, его восстановление, улучшение для обеспечения экологической безопасности населения. Еще одна цель, которую реализует документ — контроль по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду.
Одновременно с этим определяются и основные задачи органов власти. Они включают в себя:
- создание общей политики в сфере охраны воздуха;
- формирование экологических документов и инструкций, касающихся определения качества атмосферного фона;
- разработка нормативов.
Также создаются специальные государственные программы, направленные на выполнение этих требований.
Основные положения
Закон включает в себя 10 глав. Каждая из них отвечает за определенный «пункт», касающийся экологической деятельности в области защиты атмосферы:
- Общие положения. Здесь приведены основные понятия и определения, даны ссылки на другие документы, регламентирующие вопрос.
- Описывает принципы управления, обозначает обязанности и полномочия государственных органов.
- Об организации работы по выполнению мер по охране воздушной среды: приводятся нормативы качества атмосферы, регистрация вредных веществ, порядок получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ и прочее.
- Учет источников загрязнения.
- Описание принципов контроля: осуществление мониторинга, производственный и общественный контроль, права и обязанности государственных инспекторов по экологии и прочее.
- Экономические составляющие — оплата за сделанные выбросы.
- Права граждан, юридических лиц и предпринимателей в области защиты окружающей среды.
- Меры ответственности за сделанные нарушения.
- Затрагивает вопросы, связанные с международным сотрудничеством в этой сфере.
В десятой главе представлены заключительные положения, информация о вступлении в силу этого документа.
Какие понятия определяет ФЗ об охране атмосферного воздуха?
Основные понятия представлены в статье 1 ФЗ № 96. В ней даны разъяснения специальным терминам, использующимся в законе:
- атмосферный воздух;
- загрязняющие вещества;
- качество воздуха;
- норматив выброса;
- предельно-допустимый выброс (ПДВ);
- временно-согласованный выброс;
- критическая нагрузка на атмосферу;
- метеорологические условия и прочие.
Здесь же представлены и принципы расчета некоторых показателей.
Правовые способы охраны воздуха
Для контроля воздействие ряда выбросов на атмосферу были приняты определенные показатели «вредности» различных веществ. Дополнительно устанавливаются и значения предельно-допустимых концентраций (ПДК) загрязнителей.
Для контроля соблюдения правил создаются специальные природоохранные органы. В сферу их деятельности входит выдача запретов на эксплуатацию объектов, не соответствующих экологическим требованиям.
Контроль за охраной воздуха
Включает в себя мероприятия, направленные на снижение уровня вредного воздействия, предотвращения загрязнения воздушной среды, соблюдение установленных нормативов. Например:
- Федеральная служба метеорологии занимается составлением ежедневных прогнозов неблагоприятных условий. Эти отчеты передаются предприятиям, в обязанность которых входит изменение графика работы цехов с целью снижения количества выбросов на это время.
- Департамент санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет контроль выполнения процедур, направленных на снижение загрязнения воздуха промышленными и бытовыми отходами.
- В обязанность промышленных предприятий входит отслеживание соблюдения нормативов ПДВ.
Местные администрации должны участвовать в планировании и проведении мероприятий по защите атмосферы и отслеживать их результаты.
Последние изменения
В закон периодически вносятся правки. Последние коснулись таких разделов:
- статья 12 — технические нормативы выбросов устанавливаются законом, величина ПДВ определяться расчетным путем с учетом норм и уровня загрязнения;
- статья 14 — касается выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ;
- статья 15 — была дополнена пунктами 9-11, в них указываются стандартные условия для осуществления деятельности предприятий, оказывающих негативное воздействие на атмосферу;
- статья 25 — дополнена пунктом 4, регламентирующим обязательство предприятий контролировать производство относительно ущерба, наносимого атмосфере, и сдавать соответствующие отчеты об этом.
Кроме этих, были внесены и другие изменения: в статье 5 удалили несколько абзацев, а один абзац первой статьи был представлен в новой редакции.
НПА, регулирующие защиту атмосферного воздуха
Природоохранная деятельность регулируется многими нормативными документами. К таковым относятся:
- Воздушный кодекс России — в нем установлены требования к летной технике;
- Уголовный кодекс — включает в себя статьи, посвященные экологическим преступлениям;
- ФЗ № 76 «Об уничтожении химического оружия»;
- ФЗ № 3 «О радиационной безопасности»;
- ФЗ № 170 «Об использовании атомной энергии»;
- Распоряжение Правительства РФ № 1316-р, утверждающее перечень загрязняющих веществ;
- Постановление Правительства РФ № 183, утверждающее нормативы ПДВ.
ФЗ о защите окружающей среды в части защиты атмосферного воздуха
Принимая во внимание важность влияния экологии на здоровье населения, было вынесено предложение об объединении всех законов, касающиеся охраны природы, в один кодекс — Экологический. Это значительно облегчит развитие экологической политики государства. Но пока эта инициатива находится в стадии разработки.
Последние изменения и новости
С января 2019 года в силу вступили новые требования к выбросам загрязняющих веществ в атмосферу. Что изменилось:
- объекты I категории (те, что оказывают сильное негативное воздействие на природу) должны получать комплексное экологическое разрешение;
- предприятия II категории «вредности» (умеренный ущерб воздуху) — должны заполнять декларации о воздействии на окружающую среду;
- III категория (незначительный вред) — этим организациям нет необходимости получать разрешение и заполнять декларации.
Кроме того, владельцы производств I категории «вредности» должны оснастить их средствами автоматического измерения и учета выбросов.
За несоблюдение этих требований предусматривается ответственность: административная (статья 8.21 КоАП) и уголовная (статья 251 УК РФ).
Обсуждаемые проблемы охраны атмосферного воздуха
Сейчас активно изыскиваются пути снижения уровня воздействия промышленности на атмосферу. В связи с этим к рассмотрению был предложен законопроект, предусматривающий введение квот на количество загрязняющих выбросов.
Проект предусматривает проведение эксперимента по квотированию загрязнений в крупных промышленных городах (Красноярск, Челябинск, Норильск, Омск, Чита и другие). Период проведения испытаний — с 01.01.2021.года по 31.12.2024 года.
Предполагается, что такой подход позволит снизить количество вредных выбросов на 20%.
Какие меры принимает государство
Вопросы, затрагивающие проблемы защиты окружающей среды, находятся под неусыпным контролем государства. В частности, проводятся мероприятия по мониторингу количества выбросов. Кроме того:
- разрабатываются системы очистки воздуха и оперативного реагирования на показатели уровня загрязнения в случае аварии;
- проводятся исследования относительно использования альтернативного вида топлива;
- создаются предприятия по переработке вторсырья;
- ограничивается использования веществ, приносящих вред озоновому слою и прочее.
Кроме того, активно проводится озеленение территорий, прилегающих к промышленным предприятиям. Это позволяет улучшить атмосферу и увеличить объем кислорода в ней.
Международное сотрудничество
Россия принимает активное участие в развитии международного сотрудничества в сфере охраны воздуха. Оно осуществляется на принципах, установленных межгосударственными договорами (статья 33 ФЗ № 96).
Почему это так важно: воздушные потоки могут перемещать вредные вещества на огромные расстояния. В результате загрязнению могут оказаться подвержены и другие государства. Поэтому необходимо, чтобы страны координировали свои действия в сфере охраны природы.
Жизнь человека — сплошные противоречия: люди хотят пользоваться всеми благами цивилизации, производство которых зачастую связано с загрязнением окружающей среды. И в то же время они желают жить в городах с чистой атмосферой. Найти разумный баланс — задача непростая. Однако если ее к решению подходить системно, то она выполнима.