Закон об ОСАГО
Если спросить у автовладельца, какие плюсы он получает, имея в собственности и эксплуатируя транспортное средство, то сразу же в ответ можно услышать десятки обоснованных аргументов. Однако иногда автомобиль может стать источником дополнительных проблем, особенно когда речь идет о ДТП.
Чтобы упростить взаимоотношения участников аварии и гарантировать получение пострадавшей стороной компенсации в результате причиненного ущерба, законом предусматривается обязательное страхование автогражданской ответственности или сокращенно — ОСАГО.
Содержание статьи
Суть и необходимость ОСАГО
ДТП происходят ежедневно, и после его оформления сотрудником автоинспекции, сторон происшествия ждет установление виновника аварии, что в последующем позволит пострадавшей стороне получить компенсацию. Лица, имеющие ОСАГО, в разрешении вопроса возмещения ущерба привлекают страховые компании, полис которой имелся в момент ДТП.
Законодательство определяет, что ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности, где объектом страхования выступают имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца ТС по обязательствам, возникшим в результате причинения вреда жизни, здоровью и имуществе потерпевших при использовании ТС на территории РФ.
В юридической терминологии бывает сложно разобраться, не имея достаточных навыков и знаний. Если выражаться обычным языком, то владелец страхового полиса ОСАГО, который попал в ДТП и признан виновным, может рассчитывать на частичное или полное возмещение причиненного вреда пострадавшему за счет страховой компании.
Как регулируется
Правоотношения в сфере страхования автогражданской ответственности регулируются положениями ФЗ № 40 от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС».
Закон является основным инструментом урегулирования ситуаций, когда возникает ответственность одного из участников ДТП за причинение вреда третьим лицам с участием ТС различного типа.
В нормативный акт систематически вносятся изменения с учетом мнения общества и специалистов в области права.
Правила выплат
В ситуации, когда застрахованное лицо является виновником аварии, потерпевшая сторона обращается к страховщику, который и выплачивает ей компенсацию с учетом предварительно оцененной суммы ущерба. Виновник ДТП ремонтирует свое ТС за личный счет.
Если застрахованное лицо не виновно в аварии, то ему следует обратиться в страховую компанию для получения компенсации ущерба, однако, есть 2 нюанса:
- Размер ущерба рассчитывается с учетом естественного износа транспортного средства с применением специальных формул, учитывающих год выпуска и пробег автомобиля.
- Закон устанавливает максимальную сумму выплаты по ОСАГО в размере 400 тыс. рублей. Если затраты на восстановления превышают указанный лимит, то разница взыскивается в рамках гражданского иска о взыскании имущественного ущерба.
Федеральный Закон об ОСАГО: последняя редакция 2021 года
Нормативный акт включает в себя все ключевые определения и процедуры, направленные на защиту прав и интересов пострадавших в ДТП сторон.
Согласно требованиям закона, виновная сторона обязуется нести материальную ответственность за причинение имущественного ущерба, а также вреда здоровью пострадавшей стороны. Пределы ответственности определены специальным видом обязательного страхования, а основным документом является полис ОСАГО.
Контроль над исполнением закона
Сотрудники дорожной полиции уполномочены выявлять отсутствие у водителей страховых полисов ОСАГО, а также привлекать нарушителей к административной ответственности. Помимо этого, при создании общей информационной базы страхователей, вопрос контроля будет делегирован специальному государственному органу.
Отсутствие полиса влечет за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Наличие недействительного полиса обойдется водителю в 1000 рублей. Наличие страхового полиса, однако, отсутствие в нем информации о лице, управляющим ТС влечет наложению штрафа в размере 500 рублей.
При оформлении полиса ОСАГО при себе нужно иметь диагностическую карту ТС.
Изменения
С марта 2017 года всех автовладельцев ждал малоприятный сюрприз. Основным изменением в Закон является введение приоритета оплаты ремонтных работ пострадавшей стороне над материальным возмещением ущерба полученного в результате ДТП.
Изменения в нормативном акте происходили в следующей хронологии:
- 17.03.2017 г. — установлено, что при совершении ДТП участники происшествия обязаны в первую очередь транспортировать поврежденные автомобили на СТО, сотрудничающих со страховой компанией, чей полис на руках у сторон. Вопрос о денежных компенсациях отходил на второй план;
- 28.03.2017 г. — изменения утверждены Президентами и закон вступил в силу.
Минимальные тарифы снизились, максимальные выросли
Базовый тариф — опорная исходная, к которой применяются коэффициенты и используют в формулах при расчете стоимости полиса. Максимальный и минимальный базовый тариф может отличаться в зависимости от вида транспортного средства.
После применения коэффициентов страховка не может стоить меньше или больше установленных минимальных и максимальных значений тарифа.
С начала года некоторые минимальные тарифы снизились и максимальные увеличилась на 20%. Это привело к тому, что водители легкового транспорта, имеющие большой безаварийный стаж могут сэкономить на страховке. Начинающим же автолюбителям придет понести больше расходов. Изменения тарифов коснулись и мотоциклистов — все БТ снизились.
Когда ущерб возместят деньгами?
Получение денежной компенсации в натуральной форме с учетом внесенных изменений полностью не отменено, и вполне возможно если:
- транспортное средство не может быть отремонтировано — тотальное уничтожение;
- нет подходящего СТО, готового устранить повреждения, причиненные в результате ДТП;
- при аварии владелец полиса или другой потерпевший погиб, а за компенсацией обратились родственники;
- страховая компания по собственной инициативе приняла решение выплатить компенсацию деньгами;
- пострадавшие получили средние или тяжкие повреждения;
- по результатам проведенной оценки сумма ущерба превышает 400 тыс. руб.;
- пострадавшая сторона имеет группу инвалидности.
Требования к ремонту
С вступлением поправок в ФЗ «Об ОСАГО» появились и новые условия проведения ремонтных работ. Теперь поврежденные автомобили могут ремонтироваться только на тех СТО, с которыми у страховых компаний договорные правоотношения, за исключением случаев, когда страховщик предоставил согласие на проведение восстановительных работ на иных сервисах по желанию автовладельца.
Компромиссный вариант
В качестве альтернативы рассматривалась возможность оставить право выбора получать возмещение или восстанавливать ТС в сервисе за страховыми компаниями, а не автовладельцами. По итогу решено оставить приоритетность ремонта по умолчанию, а компенсацию предоставлять в исключительных случаях. Помимо этого, предыдущая редакция Закона содержала более низкие требования по качеству ремонта, а также закрепляла, что расстояние до СТО не должно превышать расстояние в 200 километров. Сейчас этот параметр ограничен 50 километрами.
Какие новшества предусмотрены
По многим изменениям в Закон еще будут публиковаться разъяснения, а также меняться условия страхования. Необходимые программы пока в разработке или на стадии редакции, однако, кое-что можно рассмотреть уже сейчас.
С 1 мая
- Пешеходы не будут возмещать ущерб, если они пострадали в ДТП.
По закону автовладельцы в обязательном порядке страхуют автогражданскую имущественную ответственность, а пешеходы — нет. Однако практика насчитывает тысячи случаев, когда виновником аварии выступает именно пеший участник. В таких случаях застрахованное лицо получало компенсацию от страховой компании, а та, в свою очередь, взыскивала сумму с виноватого пешехода.
С 1 мая, если пешеход сам пострадал в результате аварии, то ему ничего компенсировать не нужно. Если он погиб — закон запрещает выдвигать регрессное требование к наследникам.
- Виновник аварии не будет платить, если вовремя не предоставил страховщику европротокол.
Еще одно основание для регресса — пропуск сроков направления извещения в страховую компанию об аварии (5 дней), оформленной по европротоколу. С 1 мая указанная норма не работает, однако срок и обязанность уведомления СК остался прежним.
С 1 сентября
На портале государственных услуг ожидается появление сервиса, через которое автовладельцы смогут оформлять европротокол в электронном виде, при условии, что:
- в ДТП пострадали только ТС;
- у сторон отсутствуют разногласия относительно виновника аварии;
- сумма ущерба не превышает установленный лимит.
Пока нет точной информации, как указанное приложение будет выглядеть.
С 1 октября
Европротокол до 400 тысяч будет действовать по всей России.
Сейчас допускается составление европротокола при условии, что сумма ущерба не превышает 100 тысяч. Для некоторых регионов лимит выше. В частности, для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области он составляет 400 тыс. руб. С 1 октября планируется повысить лимит суммы ущерба, при котором возможно составление европротокола, до 400 тыс. руб. по всей территории страны.
С 29 октября
- Прямое возмещение ущерба можно получить при ДТП с участием иностранной машины с зеленой картой.
Собственник автомобиля, поставленного на учет в иностранном государстве, обязан иметь полис ОСАГО при въезде на территорию РФ. С 29 октября после совершения ДТП с участием иностранного автомобиля и при наличии «зеленой карты» допускается обращение за возмещением в «свою» страховую компанию, а не к оператору по урегулированию страховых случаев. Кроме того, можно будет оформлять европротокол по общим правилам.
- При отказе от освидетельствования придется возмещать ущерб.
С 29 октября ожидается уточнение по регрессному требованию к пьяным виновникам аварии. Данная категория расширяется 2 пунктами, согласно которым взыскивать компенсацию можно будет, если виновное лицо отказалось от медицинского освидетельствования и/или употребил алкоголь после ДТП, участником которого стал.
- Для полиса ОСАГО нужно подтвердить право собственности.
С 29 октября приобрести полис ОСАГО на незарегистрированный автомобиль можно будет только при условии предоставления правоустанавливающего документа на ТС.
- Бумажный и электронный полис станут равнозначными.
С 29 октября автовладельцам будет достаточно предъявлять электронный вариант полиса ОСАГО, чтобы подтвердить его наличие. Однако Закон не содержит раскрытие определения «электронный документ» и не уточняет, является ли таковым снимок или изображение на экране смартфона или планшета. В законе будет указано, что наличие бумажного полиса — вариант подтверждения его наличие, и возить его с собой необязательно.
- Документы для выплаты могут оформлять спасатели и врачи.
С 29 октября в качестве подтверждения участия в ДТП или наступления иного страхового случая может использоваться справка из аварийно-спасательной службы или медучреждения — при условии, что сотрудники присутствовали на месте происшествия.