Закон об ОСАГО
Если спросить у автовладельца, какие плюсы он получает, имея в собственности и эксплуатируя транспортное средство, то сразу же в ответ можно услышать десятки обоснованных аргументов. Однако иногда автомобиль может стать источником дополнительных проблем, особенно когда речь идет о ДТП.
Чтобы упростить взаимоотношения участников аварии и гарантировать получение пострадавшей стороной компенсации в результате причиненного ущерба, законом предусматривается обязательное страхование автогражданской ответственности или сокращенно — ОСАГО.
Содержание статьи
Суть и необходимость ОСАГО

Законодательство определяет, что ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности, где объектом страхования выступают имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца ТС по обязательствам, возникшим в результате причинения вреда жизни, здоровью и имуществе потерпевших при использовании ТС на территории РФ.
В юридической терминологии бывает сложно разобраться, не имея достаточных навыков и знаний. Если выражаться обычным языком, то владелец страхового полиса ОСАГО, который попал в ДТП и признан виновным, может рассчитывать на частичное или полное возмещение причиненного вреда пострадавшему за счет страховой компании.
Как регулируется

Закон является основным инструментом урегулирования ситуаций, когда возникает ответственность одного из участников ДТП за причинение вреда третьим лицам с участием ТС различного типа.
В нормативный акт систематически вносятся изменения с учетом мнения общества и специалистов в области права.
Правила выплат
В ситуации, когда застрахованное лицо является виновником аварии, потерпевшая сторона обращается к страховщику, который и выплачивает ей компенсацию с учетом предварительно оцененной суммы ущерба. Виновник ДТП ремонтирует свое ТС за личный счет.
Если застрахованное лицо не виновно в аварии, то ему следует обратиться в страховую компанию для получения компенсации ущерба, однако, есть 2 нюанса:
- Размер ущерба рассчитывается с учетом естественного износа транспортного средства с применением специальных формул, учитывающих год выпуска и пробег автомобиля.
- Закон устанавливает максимальную сумму выплаты по ОСАГО в размере 400 тыс. рублей. Если затраты на восстановления превышают указанный лимит, то разница взыскивается в рамках гражданского иска о взыскании имущественного ущерба.
Федеральный Закон об ОСАГО: последняя редакция 2021 года

Согласно требованиям закона, виновная сторона обязуется нести материальную ответственность за причинение имущественного ущерба, а также вреда здоровью пострадавшей стороны. Пределы ответственности определены специальным видом обязательного страхования, а основным документом является полис ОСАГО.
Контроль над исполнением закона

Отсутствие полиса влечет за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Наличие недействительного полиса обойдется водителю в 1000 рублей. Наличие страхового полиса, однако, отсутствие в нем информации о лице, управляющим ТС влечет наложению штрафа в размере 500 рублей.
При оформлении полиса ОСАГО при себе нужно иметь диагностическую карту ТС.
Изменения
С марта 2017 года всех автовладельцев ждал малоприятный сюрприз. Основным изменением в Закон является введение приоритета оплаты ремонтных работ пострадавшей стороне над материальным возмещением ущерба полученного в результате ДТП.
Изменения в нормативном акте происходили в следующей хронологии:
- 17.03.2017 г. — установлено, что при совершении ДТП участники происшествия обязаны в первую очередь транспортировать поврежденные автомобили на СТО, сотрудничающих со страховой компанией, чей полис на руках у сторон. Вопрос о денежных компенсациях отходил на второй план;
- 28.03.2017 г. — изменения утверждены Президентами и закон вступил в силу.
Минимальные тарифы снизились, максимальные выросли

После применения коэффициентов страховка не может стоить меньше или больше установленных минимальных и максимальных значений тарифа.
С начала года некоторые минимальные тарифы снизились и максимальные увеличилась на 20%. Это привело к тому, что водители легкового транспорта, имеющие большой безаварийный стаж могут сэкономить на страховке. Начинающим же автолюбителям придет понести больше расходов. Изменения тарифов коснулись и мотоциклистов — все БТ снизились.
Когда ущерб возместят деньгами?

- транспортное средство не может быть отремонтировано — тотальное уничтожение;
- нет подходящего СТО, готового устранить повреждения, причиненные в результате ДТП;
- при аварии владелец полиса или другой потерпевший погиб, а за компенсацией обратились родственники;
- страховая компания по собственной инициативе приняла решение выплатить компенсацию деньгами;
- пострадавшие получили средние или тяжкие повреждения;
- по результатам проведенной оценки сумма ущерба превышает 400 тыс. руб.;
- пострадавшая сторона имеет группу инвалидности.

Требования к ремонту
С вступлением поправок в ФЗ «Об ОСАГО» появились и новые условия проведения ремонтных работ. Теперь поврежденные автомобили могут ремонтироваться только на тех СТО, с которыми у страховых компаний договорные правоотношения, за исключением случаев, когда страховщик предоставил согласие на проведение восстановительных работ на иных сервисах по желанию автовладельца.
Компромиссный вариант
В качестве альтернативы рассматривалась возможность оставить право выбора получать возмещение или восстанавливать ТС в сервисе за страховыми компаниями, а не автовладельцами. По итогу решено оставить приоритетность ремонта по умолчанию, а компенсацию предоставлять в исключительных случаях. Помимо этого, предыдущая редакция Закона содержала более низкие требования по качеству ремонта, а также закрепляла, что расстояние до СТО не должно превышать расстояние в 200 километров. Сейчас этот параметр ограничен 50 километрами.
Какие новшества предусмотрены

С 1 мая
- Пешеходы не будут возмещать ущерб, если они пострадали в ДТП.
По закону автовладельцы в обязательном порядке страхуют автогражданскую имущественную ответственность, а пешеходы — нет. Однако практика насчитывает тысячи случаев, когда виновником аварии выступает именно пеший участник. В таких случаях застрахованное лицо получало компенсацию от страховой компании, а та, в свою очередь, взыскивала сумму с виноватого пешехода.
С 1 мая, если пешеход сам пострадал в результате аварии, то ему ничего компенсировать не нужно. Если он погиб — закон запрещает выдвигать регрессное требование к наследникам.
- Виновник аварии не будет платить, если вовремя не предоставил страховщику европротокол.
Еще одно основание для регресса — пропуск сроков направления извещения в страховую компанию об аварии (5 дней), оформленной по европротоколу. С 1 мая указанная норма не работает, однако срок и обязанность уведомления СК остался прежним.
С 1 сентября
На портале государственных услуг ожидается появление сервиса, через которое автовладельцы смогут оформлять европротокол в электронном виде, при условии, что:
- в ДТП пострадали только ТС;
- у сторон отсутствуют разногласия относительно виновника аварии;
- сумма ущерба не превышает установленный лимит.
Пока нет точной информации, как указанное приложение будет выглядеть.
С 1 октября
Европротокол до 400 тысяч будет действовать по всей России.
Сейчас допускается составление европротокола при условии, что сумма ущерба не превышает 100 тысяч. Для некоторых регионов лимит выше. В частности, для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области он составляет 400 тыс. руб. С 1 октября планируется повысить лимит суммы ущерба, при котором возможно составление европротокола, до 400 тыс. руб. по всей территории страны.
С 29 октября
- Прямое возмещение ущерба можно получить при ДТП с участием иностранной машины с зеленой картой.
Собственник автомобиля, поставленного на учет в иностранном государстве, обязан иметь полис ОСАГО при въезде на территорию РФ. С 29 октября после совершения ДТП с участием иностранного автомобиля и при наличии «зеленой карты» допускается обращение за возмещением в «свою» страховую компанию, а не к оператору по урегулированию страховых случаев. Кроме того, можно будет оформлять европротокол по общим правилам.
- При отказе от освидетельствования придется возмещать ущерб.
С 29 октября ожидается уточнение по регрессному требованию к пьяным виновникам аварии. Данная категория расширяется 2 пунктами, согласно которым взыскивать компенсацию можно будет, если виновное лицо отказалось от медицинского освидетельствования и/или употребил алкоголь после ДТП, участником которого стал.
- Для полиса ОСАГО нужно подтвердить право собственности.
С 29 октября приобрести полис ОСАГО на незарегистрированный автомобиль можно будет только при условии предоставления правоустанавливающего документа на ТС.
- Бумажный и электронный полис станут равнозначными.
С 29 октября автовладельцам будет достаточно предъявлять электронный вариант полиса ОСАГО, чтобы подтвердить его наличие. Однако Закон не содержит раскрытие определения «электронный документ» и не уточняет, является ли таковым снимок или изображение на экране смартфона или планшета. В законе будет указано, что наличие бумажного полиса — вариант подтверждения его наличие, и возить его с собой необязательно.
- Документы для выплаты могут оформлять спасатели и врачи.
С 29 октября в качестве подтверждения участия в ДТП или наступления иного страхового случая может использоваться справка из аварийно-спасательной службы или медучреждения — при условии, что сотрудники присутствовали на месте происшествия.