Закон об ОРД
Рассматриваемый нормативный акт обозначает суть содержания ОРД (оперативно-розыскной деятельности), в которой задействованы сотрудники органов правоохраны нашей страны, и устанавливает комплекс гарантий законности и соблюдения прав людей при проведении ОРМ (оперативно-розыскных мероприятий).
Содержание статьи
Предмет регулирования
Правовую основу рассматриваемого вида деятельности составляет комплекс нормативных актов, имеющих многоуровневую структуру включающую в себя следующие составляющие:
- Конституционную — содержащую в себе итоги решений российского Конституционного суда по данному предмету регулирования.
- Международно-правовую, в основе которой заложены общепринятые нормы международного права.
- Законодательную — состоящую из ФЗ «Об ОРД», а также норм федеральных законов, регулирующих уголовно — правовую сферу (УК РФ, УПК РФ УИК РФ).
- Подзаконную — охватывающую соответствующие указы главы российского государства, постановления Правительства, организационно — распорядительные документы ГП РФ, а также межведомственные акты, регулирующие вопросы правоотношений в рассматриваемой сфере.
Понятие ОРД
Согласно статье 1 ФЗ «Об ОРД» рассматриваемый вид деятельности (ОРД) представляет собой совокупность открытых и закрытых мероприятий, проводимых компетентными оперативными работниками органов правоохраны, путем реализации ОРМ, имеющих своей целью осуществление всесторонней защиты граждан, неприкосновенности его имущества, а равно обеспечение государственной и общественной безопасности от различных противоправных деяний.
Принципы и основания для проведения ОРД
Действующим законом (ст. 3 ФЗ «Об ОРД») предусмотрено, что рассматриваемая деятельность полностью зиждется на конституционных принципах законности, заключающихся в обязательном соблюдении гражданских прав и свобод, уважительном отношении к человеку, обеспечении требований конспирации, включающей явные и тайные рабочие методы.
К основаниям для начала мероприятий действующий закон (ст. 7 ФЗ «Об ОРД») относит:
- Наличие заведенного следователем или дознавателем уголовного дела по соответствующей статье УК РФ.
- Имеющуюся у оперативных подразделений информации, свидетельствующей о: наличии признаков преступного деяния, а равно подготовки к нему (если на данный момент нет оснований для заведения дела); событиях и деяниях, создающих реальную угрозу для безопасности нашей страны в целом; преступниках, сбежавших от органов расследования или суда; исчезнувших без вести людях; в связи с обнаружением трупов, не поддающихся опознанию.
- Отдельные поручения лиц производящих расследование по уголовным делам (следователи и дознаватели) а также акты судов, вынесенные в ходе рассмотрения дел о совершенных преступлениях.
- Специальные запросы органов (в частности, дислоцированных в иных местах), занимающихся проведением ОРД.
- Постановления, предписывающие осуществление мер безопасности относительно определенных категорий лиц («засекреченные» свидетели).
- Запросы об оказании правовой помощи, полученные от международных органов правоохраны (согласно положениям заключенных между странами соглашений).
Иные полномочия органов, проводящих ОРД
Помимо вышеуказанных, к полномочиям оперативных органов относится право на осуществление сбора данных, необходимых для подготовки решений о:
- допуске лица к данным, содержащим гос. тайну;
- разрешении гражданину заниматься рабочей деятельностью на объектах, имеющих статус повышенной опасности;
- допуске субъекта к участию в ОРД и к возможности его ознакомления с данными, полученными в результате ее проведения;
- возможности начала и продолжения с конкретным гражданином взаимодействия при проведении ОРМ;
- предоставлении или принятия решения о прекращении действия лицензии, дающей право заниматься индивидуальной деятельностью детектива (охранника);
- достоверности данных о законности обладания различными ценностями и деньгами ближайшими лицами и родственниками субъекта, являющегося террористом (если имеются причины полагать, что вышеуказанные материальные объекты получены в результате противоправных деяний).
Список мероприятий
Статьей 6 ФЗ рассматриваемого закона установлено, что при наличии достаточных к тому оснований допустимо проводить следующие ОРМ:
- опрос лиц;
- наведение справок;
- сбор образцов, используемых для исследования при сравнении;
- проверочную закупку;
- исследование различных объектов;
- наблюдение;
- отождествление личности;
- проведение обследования объектов недвижимости, а равно участков местности и транспорта;
- контроль за почтовыми отправлениями;
- прослушку телефонных переговоров;
- получение информации с технических каналов связи;
- оперативные внедрение и эксперимент;
- контролируемую поставку (товара).
Вышеуказанный перечень ОРМ полный и окончательный, в связи, с чем его изменение, а равно дополнение возможно лишь на основании федерального закона.
Контроль и надзор
Контроль за проведением ОРД законодательно возложен на высшие органы гос. власти в пределах предусмотренных конституционных полномочий.
Надзор за ОРД относится к единоличной компетенции прокуратуры России. Ведомственный контроль проводят руководители органов, непосредственно занимающихся реализацией ОРМ.
Значение и цель надзора и контроля
В ходе осуществления надзора за ОРД, прокурор регулярно проверяет в оперативных подразделениях специальные документы и дела, включающие сведения о проведенных ОРМ, обеспечивая при этом неукоснительное соблюдение государственной тайны. Основной целью указанных прокурорских проверок является воспрепятствование возможному нарушению конституционных прав человека со стороны оперативных сотрудников органов правоохраны, а также оценка полноты проведенных мероприятий.
Ведомственный контроль за ОРД аналогичен прокурорскому, но помимо этого, имеет организационно — руководящую составляющую при планировании и реализации на деле конкретных оперативных мероприятий.