Закон об ОРД

Рассматриваемый нормативный акт обозначает суть содержания ОРД (оперативно-розыскной деятельности), в которой задействованы сотрудники органов правоохраны нашей страны, и устанавливает комплекс гарантий законности и соблюдения прав людей при проведении ОРМ (оперативно-розыскных мероприятий).

Предмет регулирования

Правовую основу рассматриваемого вида деятельности составляет комплекс нормативных актов, имеющих многоуровневую структуру включающую в себя следующие составляющие:

  1. Конституционную — содержащую в себе итоги решений российского Конституционного суда по данному предмету регулирования.
  2. Международно-правовую, в основе которой заложены общепринятые нормы международного права.
  3. Законодательную — состоящую из ФЗ «Об ОРД», а также норм федеральных законов, регулирующих уголовно — правовую сферу (УК РФ, УПК РФ УИК РФ).
  4. Подзаконную — охватывающую соответствующие указы главы российского государства, постановления Правительства, организационно — распорядительные документы ГП РФ, а также межведомственные акты, регулирующие вопросы правоотношений в рассматриваемой сфере.

Понятие ОРД

Согласно статье 1 ФЗ «Об ОРД» рассматриваемый вид деятельности (ОРД) представляет собой совокупность открытых и закрытых мероприятий, проводимых компетентными оперативными работниками органов правоохраны, путем реализации ОРМ, имеющих своей целью осуществление всесторонней защиты граждан, неприкосновенности его имущества, а равно обеспечение государственной и общественной безопасности от различных противоправных деяний.

Задачи ОРД

Принципы и основания для проведения ОРД

Действующим законом (ст. 3 ФЗ «Об ОРД») предусмотрено, что рассматриваемая деятельность полностью зиждется на конституционных принципах законности, заключающихся в обязательном соблюдении гражданских прав и свобод, уважительном отношении к человеку, обеспечении требований конспирации, включающей явные и тайные рабочие методы.

К основаниям для начала мероприятий действующий закон (ст. 7 ФЗ «Об ОРД») относит:

  1. Наличие заведенного следователем или дознавателем уголовного дела по соответствующей статье УК РФ.
  2. Имеющуюся у оперативных подразделений информации, свидетельствующей о: наличии признаков преступного деяния, а равно подготовки к нему (если на данный момент нет оснований для заведения дела); событиях и деяниях, создающих реальную угрозу для безопасности нашей страны в целом; преступниках, сбежавших от органов расследования или суда; исчезнувших без вести людях; в связи с обнаружением трупов, не поддающихся опознанию.
  3. Отдельные поручения лиц производящих расследование по уголовным делам (следователи и дознаватели) а также акты судов, вынесенные в ходе рассмотрения дел о совершенных преступлениях.
  4. Специальные запросы органов (в частности, дислоцированных в иных местах), занимающихся проведением ОРД.
  5. Постановления, предписывающие осуществление мер безопасности относительно определенных категорий лиц («засекреченные» свидетели).
  6. Запросы об оказании правовой помощи, полученные от международных органов правоохраны (согласно положениям заключенных между странами соглашений).

Важно знать: Вышеуказанные основания для проведения ОРМ представляются исчерпывающими! Проведение любых подобных мероприятий вразрез с указанными основаниями является незаконным!

Иные полномочия органов, проводящих ОРД

Помимо вышеуказанных, к полномочиям оперативных органов относится право на осуществление сбора данных, необходимых для подготовки решений о:

  • допуске лица к данным, содержащим гос. тайну;
  • разрешении гражданину заниматься рабочей деятельностью на объектах, имеющих статус повышенной опасности;
  • допуске субъекта к участию в ОРД и к возможности его ознакомления с данными, полученными в результате ее проведения;
  • возможности начала и продолжения с конкретным гражданином взаимодействия при проведении ОРМ;
  • предоставлении или принятия решения о прекращении действия лицензии, дающей право заниматься индивидуальной деятельностью детектива (охранника);
  • достоверности данных о законности обладания различными ценностями и деньгами ближайшими лицами и родственниками субъекта, являющегося террористом (если имеются причины полагать, что вышеуказанные материальные объекты получены в результате противоправных деяний).
Читать так же:  Закон о стажировке в 2019 году

Список мероприятий

Статьей 6 ФЗ рассматриваемого закона установлено, что при наличии достаточных к тому оснований допустимо проводить следующие ОРМ:

  • опрос лиц;
  • наведение справок;
  • сбор образцов, используемых для исследования при сравнении;
  • проверочную закупку;
  • исследование различных объектов;
  • наблюдение;
  • отождествление личности;
  • проведение обследования объектов недвижимости, а равно участков местности и транспорта;
  • контроль за почтовыми отправлениями;
  • прослушку телефонных переговоров;
  • получение информации с технических каналов связи;
  • оперативные внедрение и эксперимент;
  • контролируемую поставку (товара).

Вышеуказанный перечень ОРМ полный и окончательный, в связи, с чем его изменение, а равно дополнение возможно лишь на основании федерального закона.

Оперативно-розыскные мероприятия

Важно знать: Проведение любого из вышеобозначенных ОРМ допустимо на основании судебного решения. При несоблюдении этого требования все наработки, полученные в ходе подобных действий, будут являться незаконными!

Контроль и надзор

Контроль за проведением ОРД законодательно возложен на высшие органы гос. власти в пределах предусмотренных конституционных полномочий.

Надзор за ОРД относится к единоличной компетенции прокуратуры России. Ведомственный контроль проводят руководители органов, непосредственно занимающихся реализацией ОРМ.

Значение и цель надзора и контроля

В ходе осуществления надзора за ОРД, прокурор регулярно проверяет в оперативных подразделениях специальные документы и дела, включающие сведения о проведенных ОРМ, обеспечивая при этом неукоснительное соблюдение государственной тайны. Основной целью указанных прокурорских проверок является воспрепятствование возможному нарушению конституционных прав человека со стороны оперативных сотрудников органов правоохраны, а также оценка полноты проведенных мероприятий.

Ведомственный контроль за ОРД аналогичен прокурорскому, но помимо этого, имеет организационно — руководящую составляющую при планировании и реализации на деле конкретных оперативных мероприятий.

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-80
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-65-94
Россия (горячая линия):
8 (800) 350-68-82
Получить консультацию