Гарантийный талон

Гарантийный талон — это документ, удостоверяющий факт приобретения продукции, и дающий покупателю право на ремонт или замену товара, в случае неисправности. Некоторые потребители относятся к гарантийным талонам формально, чем и пользуются продавцы. В частности, сотрудники магазинов часто не заполняют этот документ, уверяя, что для получения гарантийного обслуживания достаточно чека и печати магазина. Согласившиеся на это покупатели совершают ошибку, и теряют право сервисного обслуживания товара. Рассмотрим, как, кем и при каких обстоятельствах должен заполняться талон гарантии.

Гарантийный талон: что это такое и зачем нужно

Под гарантийным талоном понимается документ, удостоверяющий качество продукции. В частности, такой талон указывает, что изделие может эксплуатироваться в полном объёме в течение указанного срока. Если в определённый компанией-производителем или продавцом период времени, товар ломается, покупатель получает право бесплатного ремонта.

Важно! Действующие законодательные нормы, регулирующие порядок торговли, не содержат прямых указаний к заполнению и передаче покупателю гарантийного талона. Однако ч.2 ст. 456 Гражданского кодекса, обязывать продавца передавать покупателю все принадлежности и документы, имеющие прямое отношение к товару. К такой документации можно отнести и гарантийный талон.

Как должен выглядеть гарантийный талон

Унифицированной нормы этого документа не существует, поэтому магазины вправе использовать любые бланки. Однако существуют определённые стандарты, которым должен соответствовать документ.

Если говорить о конкретике, заполненный бланк должен включать следующую информацию:

  1. Сведения, касающиеся конкретной товарной позиции. Сюда относится полное наименование, модель и серийную нумерацию. Нужно уточнить, что обязательно наличие всех трёх перечисленных идентификаторов. Дело в том, что заводы-изготовители могут выпускать несколько товаров под одним названием, при этом продукция будет отличаться идентификационным номером или моделью.
  2. Дата покупки. Гарантийное обслуживание предоставляется в течение определённого периода времени. Дата, указанная в талоне считается точкой отсчёта.
  3. Продолжительность предоставления сервисных гарантий. Этот срок может устанавливаться как изготовителем, так и продавцом. Всё зависит от рекомендованного срока эксплуатации и наличия сервисных центров. Обычно гарантия действует 1-3 года после покупки.
  4. Сведения о продавце. Сюда относятся подпись уполномоченного лица, оформившего продажу, печать юр.лица и реквизиты компании-продавца. ИП указывают полные Ф.И.О, и адрес торговой точки.
  5. Условия гарантийного ремонта. Это гарантия защиты прав и интересов продавца. В частности, здесь обычно указываются ситуации, когда компания вправе отказать в безвозмездном ремонте и гарантийно-сервисном обслуживании. Например, если потребитель использует товар не по назначению, срывает пломбы и пр.
Гарантийный талон Bosch образец
Важно! Некоторые из перечисленных пунктов могут отсутствовать в заполненном бланке, и это не будет считаться нарушением. Такое возможно, если информация уже указана в другом документе, передаваемом покупателю вместе с товаром.

Необходимость нумерации

Дополнительная идентификация для гарантийных талонов не требуется. Однако это не запрещает продавцу присваивать бланкам уникальные номера. Возможно, это упростит внутренний документооборот компании. Если номер присваивается, он вписывается в верхней части бланка.

Читать так же:  ​​Самовольное занятие земельного участка

Правильное заполнение

Строгих правил по заполнению гарантийных талонов нет. Главное, чтобы сведения вписанные в документ, позволяли удостоверить факт приобретения продукции в конкретном магазине, лицо осуществившую продажу и сроки безвозмездного обслуживания. Ничего лишнего в документе быть не должно. Заполняется гарантийный талон обычно от руки, за исключением пункта, затрагивающего правила обращения в сервисный центр. Ошибки и исправления не допускаются.

Кто и когда занимается оформлением

Обычно гарантийный талон заполняется продавцом-консультантом, в момент покупки. Однако оформить талон можно и после проведения гарантийного ремонта. В этом случае, заполнением занимается сотрудник центра сервисного обслуживания.

Что указывается в документе

В гарантийный талон вписываются все сведения, прямо касающиеся приобретённого товара. Это может быть:

  • Серийный номер;
  • Цвет;
  • Модель;
  • Номер партии;
  • Год/дата выпуска;
  • Размер.

Дополнительно вносятся данные, касающиеся безвозмездного ремонта, если он производился:

  • Полное наименование сервисного центра;
  • Дата поступления;
  • Дата возврата покупателю.

В некоторых случаях, указывается перечень выполненных работ или замененных деталей.

Гарантийный талон

Наличие печатей и подписей

Печать юридического лица и роспись продавца желательны, но не являются обязательным условием. Гарантийный талон не является документом строгой отчётности, поэтому можно обойтись без перечисленных способов заверения. При этом отсутствие подписи и печати не является обоснованием для отказа в сервисно-гарантийном ремонте.

Как быть, если бланк пустой или при заполнении допущены ошибки

В таких ситуациях, гарантийный талон признаётся недействительным, однако, это не отменяет право покупателя на бесплатный сервис. Для такого обслуживания предъявляется другой документ, подтверждающий факт приобретения товара и дату продажи. В качестве такого документа может рассматриваться кассовый или товарный чек.

Учитывая, что законодательство никак не регулирует порядок заполнения гарантийных талонов, здесь наблюдается много нарушений. Самые распространённые выглядят так:

  • При заполнении указываются данные дистрибьютора или официального дилера-завода изготовителя. Дело в том, что потребители не обязаны обращаться непосредственно к изготовителю по поводу ремонта, хотя такой вариант не исключается.
  • Служба доставки вносит свои записи в уже заполненный талон. Такие правки делают документ недействительным.
  • Талон не заполняется. Выше мы отмечали, что закон не обязывает продавца заполнять этот документ. Однако некоторые магазины дают на товар свою, расширенную гарантию, получая за это дополнительное вознаграждение. В этом случае, талон без подписи и печатей считается нарушением.
Важно! Даже если гарантийный талон заполнен неправильно или отсутствует, покупатель не теряет право на обращение в сервисный центр по поводу ремонта. По закону, сделать это можно в течение 2-х лет с момента покупки, при условии, что на руках имеется кассовый чек.

Что делать в случае утери

Если рассматривать ситуацию в целом, беспокоиться по поводу утраты гарантийного талона не следует. Это обусловлено нюансами оформления документа. В частности, закон не даёт прямых указаний продавцу заполнять гарантийный талон. Законодатель лишь указывает, что обязательна передача всех документов, относящихся к товару. В действующей формулировке ст.456 ГК РФ, именно гарантийный талон не упоминается.

Читать так же:  ФЗ о физической культуре и спорте

Если разбираться в особенностях возврата продукции несоответствующего качества и предоставлении сервисного обслуживания, документ не нужен и потребителю. Факт приобретения можно подтвердить:

  • Договором купли-продажи;
  • Техпаспортом или инструкцией по эксплуатации;
  • Товарным/кассовым чеком.

Если оформление талона имеет для потребителя принципиальное значение, восстановление возможно в магазине, где совершалась покупка. Однако это возможно при условии, что у продавца сохранилась копия заполненного документа. Учитывая, что гарантийные талоны не считаются бланками строгой отчётности, это маловероятно.

Что делать, если пропал фискальный документ

Даже в таком случае причин для беспокойства нет. В частности, существует закон, встающий на защиту прав потребителя. Если обратиться к ст.18 данного законопроекта, можно выяснить, что отсутствие кассового/товарного чека, равно, как и другой документации, удостоверяющих факт приобретения товара, не является обоснованием в удовлетворении претензий покупателя. На это прямо указывает п.5 ст.18 Закона № 2300-1.

Однако в этом случае, потребителю придётся представить убедительные доказательства того, что товар приобретён именно в этом магазине. При этом перечень таких доказательств закон не конкретизирует, поэтому потребитель может использовать для доказательств своей правоты любые способы. Например, пригласить свидетелей или воспользоваться записями видеонаблюдения.

Другие особенности, связанные с гарантийным ремонтом

Здесь можно выделить три интересных момента, о которых необходимо знать потребителю.

  1. Если товар передаётся на обслуживание, гарантийный период продлевается. Этим занимается продавец или сервисный центр, где выполнялся ремонт.
  2. В случае, когда речь идёт о ремонте крупногабаритного товара, заниматься доставкой обязан продавец. При этом потребитель может своими силами доставить изделие в сервисный центр, он вправе требовать у магазина-продавца возмещения транспортных расходов.
  3. В спорных ситуациях, когда непонятно по чьей вине испорчен товар, проводится независимая экспертиза. Присутствовать при ней могут все заинтересованные лица. Если вина продавца доказана, потребитель вправе требовать замены товара на аналогичную модель. При этом сроки гарантийных обязательств рассчитываются заново, с момента обретения товара.

Зная эти особенности, можно отстоять свои потребительские права при возникновении конфликтных ситуаций.

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-80
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 467-33-98
Россия (горячая линия):
8 (800) 350-68-82
Получить консультацию