Водный налог

На территории Российской Федерации действует несколько вариантов налогообложения физических и юридических лиц. К наиболее распространённым отчислениям можно отнести налог на прибыль, который оплачивают все граждане, получающие доход на территории страны.

После принятия Водного кодекса, частные лица и коммерческие предприятия обязаны оплачивать налоги за пользование водными ресурсами. Этот документ регулирует принципы водоиспользования на территории России.

Кто и за что платит

Businessman holding sand and coin

Для начала поговорим о налогоплательщиках. Согласно положениям ст.333.8 Налогового кодекса, данное определение применимо к частникам, индивидуальным предпринимателям и компаниям, которые занимаются деятельностью, сопряжённой с применением водных ресурсов. При условии, что такая деятельность подлежит обязательному лицензированию. Здесь нужно уточнить, что лица, обретшие право на водопользование после вступления Водного кодекса в законную силу не признаются налогоплательщиками.

К объектам налогообложения относятся следующие варианты водопользования:

  • Забор воды;
  • Распоряжение акваториями, кроме лесосплава;
  • Водопользование объектами с целью лесосплава;
  • Распоряжение водными ресурсами без изъятия воды: гидроэлектростанции.

Отметим, что в законе предусмотрено несколько исключений. В частности, налогообложению не подлежат следующие виды водоприменения:

  1. Забор подземных или термальных вод, в которых содержатся полезные ископаемые или целебные компоненты;
  2. С целью обеспечения мер безопасности, например, для тушения пожаров или ликвидации последствий природных катаклизмов;
  3. В судоходных, экологических либо санитарно-эпидемиологических целях;
  4. Забор воды судами, с целью обеспечения функциональности установленного оборудования;
  5. Использование таких объектов для восполнения природных ресурсов или рыбоводства;
  6. Обустройство коммуникационных линий, зданий, плавсредств и других объектов, связанных с природоохранной деятельностью;
  7. Использование акваторий для посадок (разовых) авиасудов, а также передвижения на судах и малоразмерных плавсредствах;
  8. Проведение поисковых работ, а также топографических, геодезических и гидрографических изысканий;
  9. Возведение гидротехнических сооружений, включая объекты для мелиорации, водоснабжения и пр.;
  10. Применение объектов для организации отдыха детям, ветеранам и маломобильным гражданам;
  11. Проведение работ, связанных с углублением дна и строительством гидроэлектротехнических сооружений;
  12. Применение водных ресурсов для нужд государства и мероприятий по повышению обороноспособности страны;
  13. использование воды для полива приусадебных участков и сельскохозяйственных нужд;
  14. Выделение акваториальных вод для охоты и рыболовства;
  15. Забор руднично-шахтных и коллекторно-дренажных вод из подземных резервуаров.
Объекты водного налога

Способы расчёта

Налогооблагаемая база рассчитывается отдельно для каждого вида распоряжения водными ресурсами. Вычислениями занимаются непосредственно водопользователи, подающие налоговую декларацию в предусмотренные законом сроки. Выглядит это следующим образом:

  • Забор воды. Налоговая ставка применяется исходя из единицы объёма — 1 000 м3. Фактический объём использованной воды определяется приборами первичного учёта, подтверждается записями в журналах. Если определить объём израсходованной воды невозможно, сумма налога вычисляется исходя из производительности оборудования и общих норм учёта потребления.
  • Использование акваторий (за исключением лесосплава). Здесь единицей учёта становится площадь предоставленного водного пространства — 1 км2. Фактическая площадь водопользования определяется условиями договора или прописывается в лицензии, дающей право использования водных ресурсов.
  • Гидроэнергетика. В этом случае, водопользование происходит без забора воды, поэтому за единицу измерения принимается объём произведённой электроэнергии — 1 000 кВт/ч, за налоговый период.
  • Лесосплав. В этом случае, в расчёт принимается объём древесины и протяжённость сплава. Основными единицами измерения считаются 1 000м3 леса на 100 километров маршрута.
Читать так же:  Перевод с временной работы на постоянную

Сумма налога вычисляется по схеме ставка * коэффициент. Действующие ставки закреплены ст.333.12 налогового кодекса, и устанавливаются индивидуально для бассейнов морей, озёр и рек с учётом фактического местоположения — экономической составляющей района. Этот же документ утверждает и применяемые коэффициенты.

В частности, в 2019 году действует коэффициент 2.01, в 2020 году — 2.31, и так далее. Учитывая, что градация идёт в повышающую сторону, в 2025 году к налоговой ставке будет действовать коэффициент 4.65.

Подача декларации

Документ подаётся в налоговый орган по месторасположению объекта водоприменения в установленные законом сроки. Крупнейшие налогоплательщики сдают декларацию в ФНС, где они зарегистрированы в текущем статусе.

Нерезиденты страны: физические и юридические лица, обязаны дополнительно предоставлять ксерокопию налоговой декларации в орган, выдавший лицензию на водопользование.

Водный налог

Периодичность оплаты

Водный налог вносится в бюджет по истечении налогового периода — квартала. Происходит это по следующей схеме:

Налоговый период 2019 гСрок оплаты (не позднее обозначенной даты)
I квартал20 апреля
II квартал20 июля
III квартал22 октября
IV квартал21 января (2020 г)

Налоговые привилегии

Касательно водного налога, действующее законодательство не предусматривает каких либо льгот и послаблений. Это касается всех частников, индивидуальных предпринимателей и организаций, занимающихся водопотреблением. Другие права на получение социальных льгот (пенсионер, инвалид, и пр.) здесь не учитываются.

Правовая ответственность

За неисполнение обязательств по уплате налога, к нарушителям применяются штрафные санкции, установленные положениями Налогового кодекса РФ.

Статья 119Предусматривает правовую ответственность за непредставление налоговых деклараций. Нарушителям грозит:

  1. Непредставление страховых расчётов или налоговых деклараций в территориальный орган в установленные сроки. Штраф в размере 5% за каждый месяц просроченного периода, но не более 30% и не менее 1 000 рублей.
  2. Аналогичное правонарушение, совершённое лицом, ответственным за ведение налогового учёта и представление деклараций. Штраф в размере 1 000 рублей за каждый просроченный месяц.

Статья 120Предусматривает ответственность за грубые нарушения, совершённые в сфере исчисления доходов/расходов и уплаты обязательных налоговых сборов.

Нарушителям грозит:

  • Штраф 10 000 рублей, если нарушение совершено в течение 1-го подотчетного периода;
  • Штраф 30 000 рублей, если противоправное действие совершалось в течение более 1-го подотчетного периода;
  • Штраф 40 000 рублей, если противоправное действие стало причиной уменьшения налогооблагаемой базы.

Здесь нужно уточнить, что грубое нарушение в сфере налогообложения в рамках рассматриваемой статьи, имеет следующие признаки:

  1. Совершено 2 и более раз в течение календарного года;
  2. Отсутствие первичной документации либо счетов-фактур;
  3. Недостоверное отображение информации.

Региональные изменения

В ряде субъектов Российской Федерации могут действовать дополнительные правила, связанные с налогообложением за использование водных ресурсов. Более подробную информацию, связанную с этим вопросом можно уточнить на официальном сайте ФНС.

Москва и МО:
+7 (499) 938-46-80
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-65-94
Россия (горячая линия):
8 (800) 350-68-82
Получить консультацию