Бухгалтерский учет расчетов с подрядчиками

Предпринимательская деятельность многих организаций неразрывно связана с поставщиками и подрядчиками. Такое взаимодействие предполагает проведение взаиморасчётов, в том числе, и авансовых платежей. Поэтому финансовый результат сотрудничества с поставщиками и подрядными организациями обязательно отображается в бухгалтерском учёте. Все денежные операции с контрагентами отражаются в счёте 60.

Что такое взаиморасчёты с подрядчиками и поставщиками

Для начала разберёмся, что собой представляют подрядчики и поставщики. Обычно, эти термины применяются к физическим лицам и организациям, которые занимаются следующими видами деятельности:

  • Поставляют сырьё;
  • Оказывают различные услуги;
  • Выполняют строительные и ремонтные работы.

Бухгалтерские проводки по таким операциям оформляются на основании первичной документации. Сюда относятся:

  1. Товарные накладные;
  2. Акты выполненных работ.

Отражаются эти проводки на счёте 60, который по своей форме может быть активным или пассивным. В первом случае, речь идёт о задолженности: оплате товаров и услуг по факту получения. Во втором — указываются авансовые платежи, перечисленные контрагентам.

Учёт финансовых взаимоотношений с контрагентами ведётся для следующих целей:

  • Создание информационного поля для этого вида деятельности;
  • Получение документального подтверждения законности совершаемых сделок;
  • Предупреждение появления просроченных задолженностей;
  • Контроль над исполнением сроков поставок и условий заключаемых договоров;
  • Своевременное оприходование материальных ценностей;
  • Мониторинг кредиторских и дебиторских задолженностей.
Учет расчетов с подрядчиками

Нормативно-правовая база

Бухгалтерская отчётность ведётся в соответствии с Федеральным законодательством и подзаконными актами. Основными документами, регулирующими этот вопрос, являются:

Помимо этого, порядок учёта взаиморасчётов с контрагентами регулируется внутренним уставом предприятия, при условии, что такие нормативные акты не противоречат действующему законодательству.

Общая методология расчётов

Основывается такой учёт на текущих обязательствах предприятия, которые могут быть представлены в форме дебиторской и кредиторской задолженности.

Согласно правилу Дегранжа, дебетуется тот, кто получает. Поэтому под термином «дебиторская», понимается задолженность перед организацией за приобретенную продукцию или выданные под отчёт денежные средства. Кредиторской задолженностью называют непогашенные обязательства перед третьими лицами.

В соответствии с действующими правилами бухгалтерской отчётности, оба вида задолженности отображаются в балансе предприятия. Это требует правильного оформления документов, поэтому включает следующие этапы:

  1. Подготовка первичной документации: обычно это соглашение с контрагентом;
  2. Синтетический учёт;
  3. Аналитический учёт;
  4. Инвентаризация взаиморасчётов.

Порядок организации бухгалтерского учёта по расчетам с контрагентами

Рассмотрим основные правила применения счёта 60 в бухгалтерской отчётности. Здесь нужно уточнить, что формы документов первичного учёта могут быть унифицированными или утверждаться руководителем хозяйствующего субъекта.

Читать так же:  Обжалование решения налогового органа

Что отражается на счёте 60

Сюда вносится обобщающая информация о взаимодействии с поставщиками и подрядчиками. Например:

  • Данные о выполненных работах, оказанных услугах и полученных товарно-материальных ценностях;
  • Товары и услуги, по которым ещё не поступили расчётные документы;
  • Избыток продукции, выявленный на стадии приёмки;
  • Услуги, связанные с транспортировкой, в том числе, превышение и занижение тарифа.
Счёт 60

Учёт по выданным авансам

В этом случае, компания перечисляет поставщику некоторую денежную сумму, в счёт которой осуществляется поставка продукции. Отображаются эти сведения на субсчете 2, который открывается вместе со счётом 60. При этом основной субсчет отражает расчёты с поставщиками, произведённые на общих основаниях. Полученная продукция приходуется на балансе предприятия проводкой Д 10. Перечисленные в качестве аванса средства зачитываются проводкой Д60/1 и Д60/2. На этом дополнительный субсчет закрывается, и стороны друг другу ничего не должны.

Учёт выданных векселей

Взаиморасчёты с контрагентами могут осуществляться посредством векселей. Это разновидность ценных бумаг, по которой компания-получатель обязуется погасить задолженность перед поставщиком. Такие векселя отражаются на субсчете 3.

В частности, выданные компанией долговые обязательства отображаются в проводке Д60/1 и Д60/3. Если обязательство исполнено — Д60/3 и К51.

Варианты учёта расчётов с поставщиками по бухгалтерским проводкам

Хозяйственная операцияДебетКредит
Оплата задолженности перед поставщиками через кассу6050
Оплата задолженности через расчётный счёт51 (52)
Взаимозачет62
Оформление займа66 (67)
Внеоборотные активы предприятия07 (08)60
Оприходование товарно-материальных ценностей10
Учёт налога на добавленную стоимость19
Услуги подрядчика на затратных счетах20 (25/26/28)
Оприходование товаров с учётом НДС41 (19)
Транспортные расходы44
Выявленная недостача94
Москва и МО:
+7 (499) 938-46-80
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-65-94
Россия (горячая линия):
8 (800) 350-68-82
Получить консультацию